Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
статья по развитию речи (младшая группа)

Петрова Ирина Александровна

В данной статье раскрывается актуальность и содержание работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_irina_aleksandrovna_statya_1.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Ирина Александровна,

МАДОУ «Детский сад №460»,

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода,

воспитатель.

603158, проспект Кораблестроителей, д.46.

ikazan86@yandex.ru

271-45-45

«Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность и содержание работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Овладение родным языком является важнейшим приобретением дошкольного детства, и большая роль в этом принадлежит  именно младшему возрасту. Младший дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка, так как в это время происходит переход малыша к новым отношениям с окружающими, как со взрослыми, так и сверстниками, происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований этого возрастного этапа, происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

 Проблемами развития словаря детей младшего дошкольного возраста занимались М.М. Алексеева, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Т.П. Колодяжная, О.И. Соловьева, О.С. Ушакова, А.И., Скоробогатова, Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина и др.

Так, по мнению О.С. Ушаковой основное внимание в младшем возрасте уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка.

Исследователи речевого общения М.М. Алексеева, В.И Яшина описывают следующие особенности словаря детей младшего дошкольного возраста «осознание словесного состава речи значительно отстают от практического овладения речью, которое в дошкольном детстве идет весьма успешно. Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними».

Речь детей младшего дошкольного возраста претерпевает существенные изменения: возрастает речевая активность, значительно увеличивается словарный запас, высказывания становятся развернутыми, на основе этого, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Потребность ребенка в общении, стремлении узнавать и воздействовать на себя и других людей выступает основным мотивом активного овладения речью.

Речь включена во все виды детской деятельности, в том числе и игровую. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь обогащается и активизируется в игре, а с другой – сама игра изменяется под влиянием речи. Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу необходимо создавать условия для игры, таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребенка любознательности, инициативности, воображения, стимулировала речевую активность.

Таким образом, мы определили для себя цель и задачи дальнейшей работы.

Цель - создание условий для активизации активного и пассивного словаря детей младшего возраста.

Задачи:

  1. Обогащать словарь детей существительными и глаголами по лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Фрукты и овощи», «Домашние и лесные животные»;
  2. Учить высказывать свою просьбу простыми предложениями;
  3. Развивать мелкую моторику, память и внимание;
  4. Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. 

В процессе образовательной деятельности с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для получения новых и закреплении ранее полученных знаний, речевых навыков. Речевой опыт накапливается ребенком именно в игре, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в речевой деятельности.

Для активизации игрового общения со взрослыми и сверстниками, обогащения словаря мы используем специально организованные игровые обучающие ситуации. Игровые ситуации «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу Катю одеваться» помогают детям закрепить знания о названии, цвете, размере одежды, материале из которого она изготовлена. Игровые обучающие игры «Готовим обед», «Накроем на стол», «Накормим куклу» активизируют в речи детей название посуды, овощей и фруктов, способствуют формированию сенсорных эталонов. Игровые ситуации «На лесной тропинке», «У бабушки в деревне» способствуют обогащению знаний у детей о домашних животных, их повадках, образе жизни, расширяет словарный запас.  

Театрализованные игры также являются эффективным методом развития словаря у детей. Дети очень любят слушать русские народные сказки и смотреть театрализованные представления, спектакли по прочитанным произведениям. Также дети любят участвовать в играх-драматизациях по знакомым русским народным и авторским сказкам, взаимодействовать друг с другом и переносить текст в действия. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

 После чтения русских народных сказок предложили детям поиграть в дидактическую игру «В гостях у сказки». В этой игре представлены несколько русских народных сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Каждая сказка изображена яркой картинкой – фоном, на котором ребенок располагает сказочных героев. Данная игра способствует активизации словаря, развитию связной речи, изучению животных.

В младшем дошкольном возрасте, дидактическая игра играет важную роль в развитии словаря у детей и является одним из самых эффективных средств. Именно в этих играх ребенок получает возможность обогащать, закреплять и активизировать свой словарь. Так, для активизации словаря по теме «Овощи», «Фрукты» были изготовлены совместно с родителями дидактические игры «Разложи овощи и фрукты», «Подбери по цвету», «Варим компот» и др. Для обогащения лексики по темам «Дикие животные», «Домашние животные» были организованы дидактические игры «Моя ферма», «Найти семью животных», «Найди пару», «Мама и малыш», «Кто спрятался», «Почтальон»,  «Кто что ест» и др.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные «У медведя во бору», «Зайка серенький», «Лохматый пес», «Пузырь», «Сердитый мишка» и др. Игры сопровождаются стихами, песенками. Малыши вслушиваются в слова, сосредотачивают внимание на содержании, повторяют текст за взрослым.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способствуют улучшению произношения многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Нами были организованы игры «Кот на печи», «Пальчики», «Пряничек», «Мышки», «На лесной лужайке», «Зайка», «Смешные человечки» и другие.

В рамках работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста был организован мастер-класс с родителями «Развитие мелкой моторики». На этом мероприятии родителям было предложено сделать аппликацию из пшена «Цыпленок», нарисовать на манке солнышко, найти клад в горохе. Показав тем самым, как можно дома с детьми, легко и просто развивать мелкую моторику рук.

Таким образом, в результате проделанной работы, мы достигли следующих результатов:

  • дети понимают обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;
  • дети проявляют интерес и положительное эмоциональное отношение к книгам, сказкам;
  • дети умеют выражать просьбу, свои чувства, впечатления, используя речевые средства, в понятной и доступной форме;
  • воспитанники умеют узнавать и называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках;
  • дети стали более активны и инициативны в речевых контактах со взрослыми и детьми

Библиографический список:

  1. Бабаева, Березина, Акулова: Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС – Детство – Пресс, 2019.
  2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада)./ А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 2005.
  3.  Кондратьева С.Ю. Вся жизнь - игра / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3.
  4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ....

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Консультация для педагогов. Дидактические игры   способствуют расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления...

Образовательный проект "Формирование сенсорного опыта у детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"

Проект направлен  на  развитие представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного...