НОД Речевое развитие на тему "Семья"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Ткаченко Галина Андреевна

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rechevoe_razvitie_semya.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи в старшей группе

на тему «Семья»

Цель: развивать связную речь детей.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания детей по теме «семья»,  учить детей составлять сюжетный рассказ  по плану, активизировать в речи детей употребление слов по теме «семья», закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, формировать грамматический строй речи старших дошкольников.

Развивающие: продолжать развивать диалогическую и монологическую речь, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, любви и уважения к членам своей семьи.

Предварительная работа: совместное обсуждение смысла пословиц о   семье; сюжетно - ролевая игра «Семья»; рассматривание семейных фотографий детей группы.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки по теме «Семья», конверт с письмом от Буратино, мяч, семейные фотографии детей группы.

                

Ход занятия:

Организационный этап:

Приветствие «Мой дружочек!»

Здравствуй, здравствуй,

Мой дружочек!

(Машем рукой)

Как живёшь ты?

(Ладонь направляется на друга)

Как животик?

(Ладонью гладим себя по животику)

За руки с тобой возьмёмся,

(Берёмся за руки)

И друг другу улыбнёмся!

(Улыбаемся друг другу)

Мы ногами топнем,

(Топнем ногами)

Мы в ладоши хлопнем,

(Хлопнем в ладони)

А потом пойдём, пойдём,

Друга за руку возьмём!

(берёмся за руки, идем к центру круга и обратно)

Основной этап:

Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой размещены сюжетные картины по теме «Семья».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины, что объединяет все эти картины? Кто изображен на них? (На этих картинах изображены семьи) Почему вы решили, что на картинах изображены семьи? Картины ведь такие разные. (Ответы детей)

Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

Воспитатель: Ребята, как можно ласково назвать маму? (папу, бабушку, дедушку, брата, сестру)

Воспитатель: Внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем им подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфетка – Тишке.

А ещё есть друг у меня,

Друг Серега мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их.  (Ответы детей.)

Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?

Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.

Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?

Дети: Он приходится другом.

Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?

Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.

Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?

  Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья -  большая или маленькая -  главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья»

Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова. (Дружная, счастливая, трудолюбивая, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая и т.д.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, как вы думаете, от кого оно? (от Буратино)

Воспитатель: Я хотела прочитать, что он написал, но не смогла, потому что одно предложение распалось на отдельные слова. А без этого предложения у нас не получится прочитать письмо полностью. Давайте составим предложение.

Игра «Составь предложение».

Семья    у   есть     меня. (У меня есть семья)

Воспитатель: Давайте теперь прочитаем, что же написал нам Буратино.

Воспитатель читает письмо

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино. У меня есть семья. Она небольшая, но очень дружная. Моя семья – папа Карло и я. Мне бы очень хотелось узнать, а какие ещё бывают семьи. Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о своей семье.

Воспитатель: Расскажем Буратино о своих семьях?

Дети: Да!

Воспитатель: Но сначала мы немного отдохнём.

Физминутка

(Дети выполняют движения по тексту)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше-выше подтянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Воспитатель: Ну а теперь мы с вами рассмотрим выставку фотографий. Интересно, кто изображен на фотографиях. (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как будет называться фотография, где изображена семья?  (семейная). Как назовем нашу выставку? (выставка семейных фотографий).
Воспитатель: Свой рассказ необходимо начать с представления семьи, нужно назвать фамилию семьи. Далее перечисляем всех членов семьи, называем их имена. Далее нужно рассказать об увлечениях вашей семьи, чем вы любите заниматься все вместе. В завершении рассказа необходимо выразить свое отношение к семье.
 (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей и т. д.)

 План рассказа:

1. Фамилия семьи.

2. Назовите членов  семьи (перечисление).

3.  И.О. членов семьи, где работают, чем занимаются.

4. Увлечения семьи.

5. Свое отношение к семье

Воспитатель: Послушайте сначала, какой рассказ о моей семье получился у меня.

Образец рассказа

Воспитатель: А теперь о своей семье расскажет кто-то из вас.

Дети рассказывают о своих семья (рассказы сопровождаются показом семейных фотографий)

Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье.

Заключительный этап:

Воспитатель: Давайте вспомним:

  1. С каким стихотворением мы с вами сегодня познакомились, о чем это стихотворение?
  2. О чем мы сегодня составляли рассказы?        
  3. Что показалось для вас самым сложным на занятии?

Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб о вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...