Познавательные беседы как средство развития диалогической речи детей 5-6 лет
статья по развитию речи

Запорожская Ирина Владимировна

В статье рассматривается значение беседы в воспитательно-обpазовательной работе с детьми. Особое внимание автор уделяет познавательной беседе как одной из условий развития диалогической речи, которая  является организацией речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poznavatelnye_besedy.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378

Ирина Владимировна Запорожская

г. Салехард

Познавательные беседы как средство развития диалогической

речи детей 5-6 лет

В статье рассматривается значение беседы в воспитательно-обpазовательной работе с детьми. Особое внимание автор уделяет познавательной беседе как одной из условий развития диалогической речи, которая  является организацией речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Ключевые слова: Познавательные беседы как средство развития диалогической речи детей 5-6 лет.

Irina Vladimirovna Zaporizhia

Salekhard

Cognitive conversations as a means of developing the dialogic

speech of children 5-6 years old

The article examines the importance of conversation in educational work with children, the author pays special attention to cognitive conversation as one of the conditions for the development of dialogic speech, which is the organization of the speech environment, the interaction of adults with each other, adults and children, children with each other.

Keywords: Cognitive conversations as a means of developing dialogical speech of children 5-6 years old.

Познавательные беседы как средство развития диалогической речи детей 5-6 лет

Аннотация.

Речь, как вид деятельности, выполняет различные функции в жизни ребенка. Основной функцией речи является коммуникативная функция, т. е. речь в первую очередь, должна быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти направления коммуникативной функции речи находят отражение в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно развитие коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, на основе которой возникает связная речь.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования диалогической речи является познавательная беседа.

Познавательная беседа – это, целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

Значение беседы в воспитательно-обpазовательной работе с детьми раскpыли в собственных работах Э.П. Короткова, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, и др. По их мнению, беседа обучает детей логически думать, может помочь детям равномерно перейти от точного метода мышления к обычному абстрагированию [3].

Ценность познавательной беседы заключается в том, что [1]:

  • помогать думать и научить логически мыслить ребенка может только взрослый;
  • во время познавательной беседы ребенок сам может вспоминать, анализировать, сравнивать, высказывать свои суждения и делать свои умозаключения и выводы;
  • у ребенка вырабатывается умение слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы;
  • ребенок может в присутствии других детей высказываться, ясно выражая свои мысли в словах;
  • отвечая на вопросы, ребенок учится сдерживать желание ответить на вопрос первым, учится не перебивать собеседника и не отвлекаться.

Познавательные беседы с детьми 5-6 лет являются, в первую очередь, средством систематизации и уточнения представлений, которые получены ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Когда воспитатель проводит беседу, он тем самым помогает ребенку полнее и глубже воспринять действительность, акцентирует его внимание на то, что ребенку не понятно; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.

Своими вопросами воспитатель, в познавательной беседе направляет мысль детей в определенном направлении, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения, что крайне важно для ребенка.

Как для ребенка, так и для воспитателя существует проблема беседы. Сообщить детям готовые знания гораздо легче, чем научить их самостоятельно мыслить. Именно поэтому многие воспитатели используют метод рассказывания и чтения чаще, чем метод познавательной беседы.

Для того чтобы решить данную проблему следует познавательные беседы проводить после того, как дети получили новые впечатления от рассказа прочитанного педагогом, от информации полученной на экскурсии или от наблюдения.

Исходя из этого, в данных условиях с детьми 5-6 лет необходимо вести такого содержания, с которым ребенок в своем ближайшем окружении еще не сталкивался. Полученные в этих познавательных беседах знания, расширят кругозор детей, хотя и будут самыми элементарными.

Рассмотрим классификацию познавательных бесед по Е.И. Радиной, она структурировала составляющие познавательной беседы [3]:

– вызывание в сознании детей живого вида сначала беседы на базе рассказов о близких жизненному опыту явлениях;

– тест данных явлений в процессе беседы, выделение более значительных частностей, подводящих к выводам;

– элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке подходящего дела к действиям и стимулирующее на конкретное поведение в последующем. Начало беседы должно быть образным, психологическим, способным восстановить у детей образы тех предметов, явлений, что они уже видели, мобилизовать, резко собрать их внимание и разжигать энтузиазм к предстоящему занятию, способствовать стремлению детей принять участие в разговоре. Начинать разговор следует по-разному, например: с рассказа, с повествования педагога, с рассматривания игрушки, либо предмета или иллюстраций.

Содержание познавательной беседы раскрывается в главной части в процессе анализа явлений. С целью раскрыть содержание познавательной беседы, перед детьми поочередно ставят вопросы, которые активизируют их мышление и речевую работу. Далее педагог обобщает и дает положительную оценку ответам детей, также дает новую информацию и корректирует уже имеющуюся. Задача данных способов – уточнить идею малыша, ярче выделить то, что дети уже знают, пробудить свежую идею. Итог беседы обеспечивает живость и эмоциональность ее проведения, для этого используются стихи, загадки, которые так интересны детям.

В главной части познавательной беседы может быть несколько логически завершенных частей. В.И. Логинова внесла данное уточнение в структуру познавательной беседы. Она выделяет конкретные смысловые закономерные части, любая часть кончается обобщением педагога [2].

Определенной завершенностью характеризуется окончание беседы. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. В зависимости от характера и содержания беседы концовка может быть различной.

Если проводится беседа познавательного характера, то в конце дети или педагог делают обобщение (заключительный рассказ).

Так же такая беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Данная беседа строится, руководствуясь постоянной концентрацией детского внимания, памяти, мышления. Во время беседы ребенок все время старается следить за ходом беседы, помнить о теме беседы, слушать собеседников, самостоятельно формулировать свои мысли и высказывать их.

Этапы проведения познавательных бесед:

Первый этап – подготовка к проведению беседы (постановка цели и выбор материала для нее, составляем вопросы);

Второй этап – проведение беседы (проводим индивидуально, с подгруппой или группой детей на интересующую их тему);

Третий этап – анализ результата беседы с детьми;

Четвертый этап – заключительный (по результатам анализа подведение итогов).

Познавательная беседа имеет следующие преимущества:

  • активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • развитие речи и памяти учащихся;
  • открывает нам знания учащихся;
  • обладает большой воспитательной силой;
  • является хорошим средством диагностики.

Недостатки:

  • требует много времени для подготовки и проведения;
  • существует риск в том, что дошкольник (школьник) может дать неправильный ответ, который другие дети воспринимают и фиксируют в своей памяти;
  • необходим запас знаний.
  • В зависимости от мыслительной задачи, в познавательной беседе, Е.И. Радина разработала две группы вопросов [3]:

Вопросы, требующие обычной констатации – назвать или описать знакомых ребенку явлений, предметов, фактов, т.е. ребенок должен правильно назвать предмет, его части, найти отличия называя их (кто? что? где? когда? какой?). Такие вопросы считаются репродуктивными.

Следующая группа вопросов – поисковые – они направлены на раскрытие понятных и доступных для ребенка связей между предметами и действами. С помощью этих вопросов у ребенка активизируется мыслительная работа, он учится сопоставлять и оценивать то, что сопоставил; учится обобщать, делать самостоятельные выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, кратковременные и другие взаимосвязи и дела (почему? зачем?).

Можно выделить ключевые и запасные вопросы, основываясь на полноту и степень самостоятельности раскрытия. Стержень разговора – это ключевые вопросы. Они могут быть репродуктивными и поисковыми.

Детям, которые затрудняются самостоятельно ответить на главный вопрос, педагог может задавать дополнительные вопросы, они иначе называются наводящие или подсказывающие. Наводящие вопросы помогают ребенку понять значение вопроса, и ответить правильно на заданный вопрос. Они способствуют активизации знаний ребенка, помогают отвечать на трудные вопросы, которые требуют выводов, рассуждений и обобщений.

Подводя итог можно сказать, что воспитатель в познавательной беседе, объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес к окружающему миру, к знаниям друг друга, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Исходя из этого, можно сказать, что в познавательной беседе, в ребенке, можно развивать как способность к активности, так и сдержанности. Таким образом, познавательные беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Важенина, Н.Н. Развитие диалогической речи у детей / Н. Н. Важенина. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Т. 0. - Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 93-95.
  2. Логиновская, Е.А. Познавательные беседы как средство формирования представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Е.А. Логиновская // Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/1413
  3. Познавательные беседы [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy−sad/raznoe/2020/04/20/poznavatelnye−besedy
  4. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5−7 лет. 2−е изд., перераб. и дополн [Текст]/ О.С. Ушакова − М.: Сфера, 2012. − 272 с.
  5. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. − 4−е изд., перераб. и доп. − М. : Издательский центр «Академия», 2013. − 448 с.

REFERENCES

1. Vazhenina, N.N. Development of dialogical speech in children / NN Vazhenina. - Text: direct // Actual problems of pedagogy: materials of the IV International. scientific. conf. (Chita, October 2013). - T. 0. - Chita: Young Scientist Publishing House, 2013. - P. 93-95.

2. Loginovskaya, E.A. Cognitive conversations as a means of forming ideas about the hometown of children of senior preschool age [Electronic resource] / Е.А. Loginovskaya // Access mode: https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/1413

3. Informative conversations [Electronic resource] / Access mode: https://nsportal.ru/detskiy−sad/raznoe/2020/04/20/poznavatelnye−besedy

4. Ushakova, O.S. The development of speech in children 5-7 years old. 2nd ed., Rev. and additional [Text] / О.С. Ushakova - M .: Sfera, 2012 .-- 272 p.

5. Yashin, V.I. Theory and methodology for the development of children's speech: a textbook for students. institutions of higher. prof. education / V.I. Yashina, M.M. Alekseeva; under total. ed. V.I. Yashina. - 4th ed., Rev. and add. - M.: Publishing Center "Academy", 2013. - 448 p.

        

        СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

        И.В. Запорожская, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 «Северное сияние»», г. Салехард, Россия, e-mail: irinka-v-z@yandex.ru.

        INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.V. Zaporozhskaya, educator of MBDOU "Kindergarten No. 2 "Northern Lights", Salekhard, Russia, e-mail: irinka-v-z@yandex.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

Тема: «Виды беседы как средство развития диалогической речи»

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...

Дидактическаяигра как средство развития диалогической речи детей с ОНР.

Дидактическаяигра как средство развития диалогической речи детей с ОНР....

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

Беседа как средство развития диалогической речи

Тема: « Беседа как метод обучения диалогической речи » Содержание:  Введение1 Воспитательно- образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.2 Виды, тематик...

Беседа по содержанию литературного произведениям как средство развития диалогической речи детей 4-5 лет

Комплекс бесед по литературным произведениям, представленный в данной статье, поможет повысить уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет....