Беседа по содержанию литературного произведениям как средство развития диалогической речи детей 4-5 лет
статья по развитию речи (средняя группа)

Абрамова Маргарита Викторовна

Комплекс бесед по литературным произведениям, представленный в данной статье,

поможет повысить уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abramova_m.v_statya.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Абрамова Маргарита Викторовна

воспитатель

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ

РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Проблема развития диалогической речи – одна из актуальных в дошкольной педагогике. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и специально организованного обучения.

В ФГОС ДО выделена образовательная область «Речевое развитие», одна из приоритетных задач которой – развитие связной, грамматически правильной диалогической речи у детей. [3] Проблемам развития диалогической речи у детей дошкольного возраста посвящены работы А. Г. Арушановой [1], Е. И. Радиной, О. И. Соловьевой, Ф. А. Сохиной [4], Е. И. Тихеевой. Методика развития диалогической речи у дошкольников активно разрабатывалась Е. С. Рычаговой [5]  и А. В. Чулковой. Такие исследователи, как М. М. Алексеева и О. С. Ушакова особую роль в развитии диалогической речи отводят чтению литературных произведений.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми и специально организованного обучения. Дошкольнику свойственно стремление к общению, он ищет пути к личностным контактам. [6]

Развитие диалогической речи детей 4-5 лет занимает ведущее место в процессе речевого развития и центральное место в общей системе работы по развитию речи в ДОУ. [2]

Целью моего исследования является теоретически обосновать и опытно – практическим путём доказать эффективность разработанного комплекса бесед по литературным произведениям, направленного на развитие диалогической речи детей 4-5 лет.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: разработанный комплекс бесед по содержанию литературных произведений позволит повысить уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мной была проведена опытно-практическая работа на базе МАДОУ "Детский сад №12 "Росинка", пгт Высокий. В исследовании приняли участие 10 детей 4-5 лет.

Для диагностики уровня развития диалогической речи детей 4-5 лет использовались 4 критерия, соответствующие им показатели и баллы, предложенные Т.А. Фотековой. [7]

С опорой на критерии и показатели нами были выделены 3 уровня развития диалогической речи у детей 4 – 5 лет: высокий, средний и низкий. Анализ результатов исследования на констатирующем этапе показал, что уровень развития диалогической речи у детей 4-5 лет находится на среднем уровне. Дети испытывали затруднения при выполнении диагностических заданий, а многим не удалось выполнить задания самостоятельно.

В связи с полученными результатами диагностики появилась необходимость разработать комплекс бесед по содержанию литературных произведений, реализация которого будет способствовать развитию диалогической речи детей 4-5 лет.

Основная цель составленного комплекса – развитие диалогической речи детей 4 – 5 лет посредством беседы по содержанию литературных произведений.

Автор, название произведения

Вопросы беседы

М. Пришвин «Ребята и утята»

1. Почему уточка построила гнездо так далеко от озера?

2. Почему уточка-мать выводила утят из болотистого леса?

3. Что может означать для утят свобода?

4. Как долго раздумывала уточка, пока решилась переводить своих утят?

5. Почему уточка шла позади своих утят?

6. Есть ли враги у уток, какие они?

7. Как начали вести себя мальчики, когда увидели утят?

8. Как повела себя уточка, когда ее утят начали ловить?

9. Что пережили утята? Каким чувством это можно назвать?

10. Если бы утята смогли разговаривать, что бы они смогли кричать мальчишкам? 

Н. Носов «Затейники»

1. Почему Петя и Валя называли себя затейниками?

2. Что такое затея и кто такой затейник?

3. Что понадобилось ребятам, чтобы сделать домик, как у трех поросят?
4. Чем был плох сделанный ребятами домик?

5. Почему ребята перестали играть?

6. Как поступили дети, чего-то испугавшись в темноте?

7. Почему Петя предположил, что это именно волк, а не лиса или медведь?
8. Почему ребята прекратили игру в «Трех поросят»?

9. Что в поведении ребят вам не понравилось?

10. Что показалось вам самым смешным в рассказе?

М. Москвина

«Что случилось с крокодилом»

1.  Какое радостное событие должно было случиться в жизни Крокодила?

2. Кто вылупился из яйца? 

3. Почему так получилось?

4. Что посоветовала сделать с птенцом бабка Крокодилица?

5. Почему Крокодил не воспользовался советом, который ему дала бабка Крокодилица?

6. Как встретило птенца крокодилье общество?

7. Кто встал на защиту птенца?

8. Как Крокодил заботился о птенце?

9. Что думали о Крокодиле обитатели крокодильего общества?

10. Чем закончилась эта невероятная истории?

На контрольном этапе я провела исследование с целью выявить эффективность работы по развитию диалогической речи детей 4-5 лет. В исследовании я использовали те же диагностические задания, что и на констатирующем этапе.

С помощью моего комплекса бесед по литературным произведениям мне удалось повысить уровень диалогической речи детей 4-5 лет. Таким образом, разработанный мной комплекс бесед оказал положительное влияние на уровень развития диалогической речи детей 4-5 лет.

Литература

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. [Текст]: метод. Пособие / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, – 296 с

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений . -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. От 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N30384)

4. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.

5. Рычагова, Е. С. Педагогические условия развития диалогической речи в процессе общения детей четырех – пяти лет в игре [Текст] : дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Рычагова; НИИ дошк. образ. им. А. В. Запорожца. – М., 2012. – 190 с

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,  - 336 с.

7. Фотекова Т.А Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников, - 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....

Дидактическаяигра как средство развития диалогической речи детей с ОНР.

Дидактическаяигра как средство развития диалогической речи детей с ОНР....

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи.

Дидактическая игра как средство развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи....

Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Театрализованные игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, планомерно увеличивать запас его представлений, способствует повторности реакций, и этим закрепляют знания и навыки....

Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...

Познавательные беседы как средство развития диалогической речи детей 5-6 лет

В статье рассматривается значение беседы в воспитательно-обpазовательной работе с детьми. Особое внимание автор уделяет познавательной беседе как одной из условий развития диалогической речи, которая...