Конспект НОД по речевому развитию «Хлеб — всему голова»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Угулава Роза Серёжаевна

Цели: дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его выращивает и печёт; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Задачи занятия:

Образовательная: уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Учить образовывать родственные слова к слову «хлеб». Активизировать словарный запас. Учить употреблять простые распространенные предложения.

Развивающая: развивать разговорную и связную речь, умение отвечать на вопросы, закреплять умение выразительно рассказывать стихотворения и отгадывать загадки, познакомить с пословицами о хлебе; развивать логическое мышление, память; мелкую моторику рук; вкусовые и тактильные ощущения; координацию движений.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Методы и приемы: беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровой прием;

Оборудование: колоски пшеницы, иллюстрации.

Планируемый результат: дети могут называть последовательность выращивания и изготовления хлеба, рассказать о важности хлеба для человека, дети бережно и уважительно относятся к хлебу.

 Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы.

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод, хлебороб, агроном, эливатор, жатва.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе «Хлеб — всему голова»

Цели: дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его выращивает и печёт; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Задачи занятия:

Образовательная: уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба. Учить образовывать родственные слова к слову «хлеб». Активизировать словарный запас. Учить употреблять простые распространенные предложения.

Развивающая: развивать разговорную и связную речь, умение отвечать на вопросы, закреплять умение выразительно рассказывать стихотворения и отгадывать загадки, познакомить с пословицами о хлебе; развивать логическое мышление, память; мелкую моторику рук; вкусовые и тактильные ощущения; координацию движений.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Методы и приемы: беседа, вопросы, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровой прием;

Оборудование: колоски пшеницы, иллюстрации.

Планируемый результат: дети могут называть последовательность выращивания и изготовления хлеба, рассказать о важности хлеба для человека, дети бережно и уважительно относятся к хлебу.

 Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы.

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод, хлебороб, агроном, эливатор, жатва.

 

Ход занятия:

Воспитатель: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;

Загадка про хлеб

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Отгадали?

Дети: Это хлеб.

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.  

Воспитатель (поднимает хлеб).

 Степа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие! 

Ребёнок: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.  

Воспитатель:

Как тебе, Степа, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.  

Ребёнок: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.  

Воспитатель: Ты, Степа, не прав и многого не знаешь оказывается.  

Давайте, ребята, расскажем Степе, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Степа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.

Готов проделать путь от колоска до хлеба?

Ребёнок: да, я очень люблю путешествовать, ребята, возьмите меня с собой.

Воспитатель: Тогда повторяй за нами (физминутка)

Тара-тара-тара-ра! (дети идут по кругу).

Из колхозного двора выезжают трактора.

Будем землю мы пахать, (приседают)

Будем хлеб мы засевать(ручками делают щепотку)

Будем рожь мы молотить, (кулачки)

Малых детушек кормить.

Дуйте, дуйте, ветры в поле (пружиня ногами, исполняют махи руками).

Чтобы мельницы мололи (круговые движения руками).

Чтоб на завтра из муки, испекли мы пирожки (лепят пирожки руками).

Воспитатель: у меня есть волшебный колосок, он нам поможет начать наш рассказ.

Стихотворение читает ребенок:

Расскажу тебе, дружок,

Про чудесный колосок.

Тот, что зреет на полях-

Попадет на стол в хлебах.

На столе лежат колосья ржи, пшеницы, в мисочке мука, хлебобулочные изделия.

Дети рассматривают колосья ржи и пшеницы.

Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб(Показ ржаной муки и ржаного хлеба)

Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?

Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

ДетиХлебобулочные изделия.

Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите(Белый, булки с изюмом, мягкий).

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлебхлебушекхлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра«А какой он, хлеб

Подбор прилагательных к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч, называют прилагательные к слову хлеб. Например- хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель: А хотите я расскажу вам, как он попал в магазин?

Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. 

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. 

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой).

Вправо пригнулись, влево качнулись (наклоны туловища в сторону).

А как дождик идет, рожь водицу пьет (наклоны туловища вперед).

Вот так нива! Просто диво!

Воспитатель: Ну, вот зёрна созрели. Начинается жатва - это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнёр.

Воспитатель: Что же делает комбайн? 

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу. 

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол, 

Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.  

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.  

И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.  

-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.  

- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.  

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? 

Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете, дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.  

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).

Предложить детям вспомнить пословицы о хлебе:

Худ обед, коли хлеба нет!

Хлеб ногами топтать, народу голодать.

 Земля- матушка, а хлеб –батюшка!

Воспитатель: -давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите  название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

Шоколадки и помадка…

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие же новые слова мы свами узнали?

Ответы детей: элеватор, хлебороб, жатва, посевная, озимые культуры, хлебобулочные изделия, комбайнер.

Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью(слайд 9).

Ребёнок: Я все понял, ребята, спасибо вам! Теперь, я не когда не буду бросать хлеб.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Мальчик прощается, уходит.

Воспитатель: А у меня есть для вас угощение, ребята, свежие бублики.

Пальчиковая гимнастика «Хлеб».

Муку в тесто замесили

(Показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили:

(показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки

(поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи

(хлопаем в ладоши)

Очень вкусно!

(вытягиваем руки вперед)

- Итог занятия:

- Почему же хлеб всему голова? (это главный продукт на нашем столе)

Правила обращения с хлебом. Ребята, что мы сегодня узнали о хлебе? (что он проходит длинный путь, пока попадет к нам на стол)

1.     В хлебе – судьбы многих людей и большой труд.

2.     Не бросайте где попало недоеденный кусок.

3.     Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

4.     Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

5.     Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – драгоценность! Им не сори!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию «Хлеб – всему голова» старшая группа

Задачи:Знания:   1.Формировать представление детей о том, что хлеб – основной продукт питания, кто и как выращивает, печет хлеб.    2.Знакомить детей со злаковыми растениями....

Конспект занятия по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Систематизация знаний о хлебе и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений детей о получении муки из зерна....

конспект НОД по познавательному развитию "Хлеб всему голова"

Конспект для детей подготовительной группе по теме "Хлеб"...

конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Хлеб - всему голова" для детей 6-7 лет.

Занятие проводится с использованием ИКТ. Вэтом конспекте дается детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания. Закрепляется знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Дети знакомятся...

Речевое развитие «Хлеб всему голова» старшая группа

Речевое развитие «Хлеб всему голова» старшая группа...

Конспект НОД по познавательному развитию "Хлеб - всему голова"

Обобщение и систематизация знаний детей с процессом выращивания и приготовления хлеба....