Методическая разработка: Речевой материал к проекту-Русские обрядовые куклы.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Шабалина Светлана Витальевна

В процессе коррекционно-образовательного процесса необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. А интерес можно сформировать только в процессе игры, игровой деятельности на знакомом, близком ребенку предмете. Первый предмет в жизни — ребёнка-это игрушка.

Кукла – первая среди игрушек. Русская обрядовая кукла- проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла всегда была элементом народного быта. Дом без кукол считался бездуховным. Куклы создают в доме атмосферу любви и добра, дают навыки для жизни и формируют навыки общения с людьми и окружающим миром. В народе говорили: «Ребенок без куклы вырастает пустым и жестоким, не умеющим любить других», «Кто в куклы не играл, тот и счастья не знал».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx52.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Речевой материал учителя-логопеда к проекту: «Русские обрядовые куклы»

1.Знакомство детей старшего возраста со скороговорками.

  • Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,

А врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.

  • Клава клала клад в колоду.

Клад уплыл от Клавы в воду.

Не плыла за кладом Клава,

А колода уплывала.

  • У Ерёмы и Фомы́ кушаки — во всю спину широки,

Колпаки переколпачены, новы,

Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

  • У бабы бобы, у деда дубы.

У деда дубы, у бабы бобы.

  • В огороде Фёкла ахала и охала,

Уродилась свёкла не на грядке — около.

Жалко Фёкле свёклу, жалко свёкле Фёклу,

Жаловалась Фёкла: — Заблудилась свёкла!

  • Скобарь скобарихе скобу согнул.

Согнул скобу скобарихе скобарь.

Скобарихе скобу скобарь согнул.

Согнул скобарь скобу скобарихе.

  • Вакул бабу обул,

Да и Вакула баба обула.

  • Ярослав и Ярославна

Поселились в Ярославле.

В Ярославле живут славно

Ярослав и Ярославна.

  • Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.

Говорили они про торги, да про покупки,

Про крупу, да про подкрупки.

  • У крошки матрёшки пропали серёжки.

Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

  • Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.
  • Лежал Ваня на печи, Кушал Ваня калачи.
  • Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Иван-болван
  • Молоко болтал,
  • Да не выболтал — Распростоквасилося.
  • Купила Марусе -Бусы бабуся.

На рынке споткнулась

Бабуся о гуся.

Не будет подарка

У внучки Маруси:

Все бусы склевали

По бусинке гуси.

  • Говорил Терентий

Про торги да про покупки,

А Терентьиха —

Про крупу да про подкрупки.

  • Две девицы

Брали водицы

Из криницы —

Поливать пшеницу.

  • Мечи из печи

Калачи горячи.

Калачи горячие —

Кушают подъячие.

  • Павел Павлушку пеленовал,

Пеленовал и распеленовывал.

  • Евсей, Евсей, муку просей,

А просеешь муку —

Испеки в печи калачи

Да мечи на стол горячи.

  • Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке – прясть одну ночку.
  • Любит наряжаться Любка, у неё в оборках юбка.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Новый сарафанчик из цветного ситца. В новом сарафане дома не сидится.
  • Шил Жак жёлтый пиджак,

Маме –пижаму, жене –жакет,

Сыночку-тужурочку, дочке- жилет.

Пословицы, поговорки:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Дело мастера боится. Семь раз отмерь, один — отрежь. Гусь свинье не товарищ. Друга ищи, а найдешь — береги. Друг познается в беде. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь. Голод не тетка, пирожка не подсунет. Семеро одного не ждут. Тише едешь — дальше будешь. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Пальчиковые игры

«Сорока-белобока»

Сорока-белобока

 Кашу варила (делать круговые движения пальцем по ладошке ребенка),

 Деток кормила (загибать по очереди пальчики, начиная с указательного):

Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала,

А этому не дала.

«Ты дров не рубил,

Печку не топил,

Кашу не варил,

 Воду не носил.

Тебе нет ничего!» (взять в руки большой палец и аккуратно потеребить его).

«Соня-пастушок»

 Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он созвал, собрал бурёнок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

 А коль волк придёт, его разбудить.

Посчитал коров и сладко зевнул.

Да под белою березкой уснул».

 Пальчик ребёнка становится «пастушком», ладонь взрослого — «лугом», а его пальцы — «берёзками». «Пастушок» должен лечь под одну из «березок». «Березка» наклоняется к «пастушку» и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнку надо успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только «пастушок» будет разбужен, вы меняетесь ролями.

 «Братцы»

 Взрослый поочередно сжимает пальчики ребёнка в кулачок.

 Ивану — большаку — дрова рубить,

 Ваське — указке — воду носить,

 Мишке- среднему — печку топить,

Гришке — сиротке — кашу варить,

А крошке — Тимошке — песенки петь.

Песни петь и плясать, Родных братьев потешать! Разжать кулачок ребёнка, поднять руки вверх. «Домик» 

Ребёнок держит руку вертикально, а взрослый «шагает по пальцам» на ладошке ребенка.

 В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем — семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова — очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

 На пятом сова, на четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата — втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

«Динь-динь-бом»

Динь-динь-бом,

Динь-динь-бом («Звенеть», трясти пальцами у правого уха)

Ходит кошка с бубенцом.

 Мыши сразу услыхали. (перенести руку к левому уху)

Динь-бом, динь-бом.

 Быстро в норку убежали («бежать» пальцами по столу)

 Динь-бом, динь-бом.

Затворили крепко дверь. (спрятать руки под стол)

Динь-бом, динь-бом.

 Не поймаешь их теперь. (погрозить пальчиком).

 «Пять братьев — пальчиков»

Ребёнок собирает пальчики в кулачок.

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Вышли пальчики гулять! (начать разгибать пальчики)

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — чистит стол,

Этот — резал,

 Этот — ел.

Ну а этот лишь глядел!

 «Про кошку».

Подставляй ладошку, (дети выставляют ладошки)

Расскажу про кошку. (гладят ладошки)

Будем пальчики считать? (Сжимают и разжимают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальцы)

Вот кулак, (показывают кулаки)

А вот ладошка. (показывают ладошки)

На ладошку села кошка (ставят пальчики одной руки на другую)

И крадётся потихоньку. (перебирают пальчиками одной руки по

 предплечью другой)

Видно мышка там живёт. (прячут руку под мышкой)

  • Пальчиковая гимнастика «Матрешка»

Мы — красавицы матрешки, разжимают кулачки, шевелим пальчиками.

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша, правой руке, начиная с большого.

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать. Разжимают кулачки 4 раза.

  • «Зайчик, зайчик, где ты был?» - пальчиковая игра с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик»

Наденьте зайчика на указательный палец, а затем дотрагивайтесь указательным пальцем-зайцем до всех остальных пальчиков.

Зайчик, зайчик, где ты был?

С этим братцем - в лес ходил, (касаемся большого пальца)

С этим братцем - щи варил, (касаемся среднего пальца)

С этим братцем - кашу ел, (касаемся безымянного пальца)

С этим братцем - песни пел! (касаемся мизинца)

Считалки

  • Раз малинка, два малинка,

Ела ягоды Маринка,

 И в корзинке у Маринки

Не осталось ничего.

Кто по ягоды пойдет,

 Тот корзиночку найдет.

  • Первишки, другишки,

 Шалуны мальчишки

Стали играть,

Воду выбирать.

Ну-ка ты, Додон,

Убирайся вон!

  • Катится яблочко

С крутой горы.

Кто поднимет — Тот уйди!

  • Ехала телега темным лесом

За каким-то интересом.

 Стук, звон, Выйди вон!

  • Раз, два, три, четыре, пять,

Надо солнышку вставать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

 Солнце спит, на небе месяц.

 Разбегайся кто куда,

Завтра новая игра.

  • Тили-тели,

На лавочке сидели — Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, Портной;

А ты кто такой?

Пересказы сказок, творческих рассказов

  1. «Русская матрёшка».

Однажды Арина заболела и попросила у мамы с папой купить игрушку. Родители пошли на базар. На базаре они увидели красивую нарядную, интересную куклу. В ней прятались другие куклы. Родители купили эту игрушку и отнесли домой. Обрадовалась девочка Арина кукле. Она назвала ее Матрешкой и сразу выздоровела. Так Матрешка вылечила Арину.

  1. «Берегиня».

Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую маленькую игрушку. Они жили в селе в очень бедном доме, а в таких домах всегда есть куча разных лоскутов ткани, которые хранились в старом сундуке. Сундук стоял в теплой, уютной избе и грелся у огня, возле печки. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и скрутила себе куклу, и назвала ее Берегиня. Девочка закончила работу, и её кукла стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем. Девочке было радостно и хорошо, она чувствовала, что кукла бережет ее от всех бед».

3. «О торопливой белочке и терпеливой курочке».

Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.

Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился. Правильно говорят люди: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

4. «Курочка Ряба».

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

- Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесла вам яичко другое, не золотое, а простое.

5. «Как Медведь с Мужиком силами мерились».

Нагулял Медведь за лето силушки. Захотел с кем-нибудь побороться. Но никто в лесу не отважился с Медведем тягаться.

Пошёл Медведь в деревню. Предложил Мужику с ним силами мериться. А Мужик и говорит: «Чего зря силу тратить? Давай траву косить. Кто больше накосит, то и сильнее».

Взяли они косы и начали траву косить. Мужик быстро скосил свою делянку, а Медведь никак с косой не справится.

Победил Мужик Медведя, дал косолапому стог сена. Постелил Медведь сено в берлоге и уснул на всю зиму.

6. «Шапка - невидимка».

Нашел Лось волшебную шапку - невидимку. Хотел он её на голову надеть. А рога мешают.

Отдал Лось шапку-невидимку Лисе. Лиса посмотрела на волшебную шапку и не стала её надевать. Не захотела она свою яркую красоту прятать.

Взял шапку-невидимку Заяц, прижал уши, надел её на голову и стал невидимым. Теперь его в лесу никто поймать не может.

Беседы

  • Беседа «Народные традиции»

1 Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?

2 Какие народные праздники ты знаешь?

3 Какие праздники отмечают в твоей семье?

4 Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначил

5 Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь?

6 Назови народные игры, в которые ты любишь играть?

7 С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?

  • Беседа: «Обрядовые куклы в народном календаре».

Давным-давно русские люди играли в самодельные игрушки. Первой и любимой игрушкой была куколка, сшитая из мягких, ярких лоскутков, которую вешали над колыбелькой младенца, чтобы ребенок смотрел и забавлялся. По своему назначению традиционные куклы делятся на три группы:

обрядовые, игровые и куклы – обереги.

Куклы – обереги не были игрушками. Они, по поверьям, должны были

защищать человека от злых сил. Такие куколки делались из домотканых

льняных лоскутков и льняной кудели. (Кудель – обработанный, вычесанный,

шелковистый лен). Кудель закатывали, «валяли» в белую льняную тряпочку,

перевязывали крестиком грудь льняной же ниткой. Теперь куклу можно рядить

в яркую юбку, пришивать льняную косу с ленточкой. Кукла – оберег всегда

была женского рода, безликая и безрукая. Это связано с тем, что тряпичная

фигурка была олицетворением женского божества, которому поклонялись

первобытные люди в эпоху раннего язычества. Это божество имело коварный

характер: оно было способно и дарить жизнь, и отнимать ее, по этому ее

взгляда боялись. Каждая обрядовая кукла изготавливалась для определенной цели. Были куклы для познания мира, некоторые учили благодарности, были и те, которые помогали по хозяйству, а также те, которые успокаивали и исцеляли. Именно тогда и появилась еще одна традиция – изготавливать обрядовые куклы к определенным празднованиям, которые должны были оберегать женщин и детей. Согласно языческим традициям, их создавали к народным массовым праздникам, таким как Покров, Масленица, Иван Купала.

Зимние куклы: Декабрь

- 25 декабря – день Спиридона-Солнцеворота.

кукла Спиридон Солнцеворот

Кукла Спиридон Солнцеворот - это мужской образ куклы, держит в руках колесо, что означает жизненный штурвал. Кукла помогает хозяину принять верное решение, выйти из жизненного тупика, направляет ход жизни в нужное русло, помогает разобраться со старыми делами.

Январь: 7 января – Рождество – кукла Коза

Кукла Коза делалась перед Рождеством, является семейным оберегом. Кукла Коза символ веселья, радости, достатка, начала новой жизни.

Февраль: кукла Масленица – праздник Масленица

Куклу Масленицу изготавливали на праздник Масленицы, провожали зиму. Кукла символизирует благополучие в доме, достаток в семье, является семейным оберегом. Куклу Масленицу делали двух размеров: большую – сжигали, провожая зиму, а маленькую – домашнюю - помещали в доме, в красном углу, в качестве оберега. Домашнюю Масленицу изготавливали на каждого члена семьи, берегли до следующего праздника и через год сжигали и делали новый оберег.

Весенние куклы: Март.

Куклы Мартинички – изготавливали в марте.

Обычно Мартиничек изготавливали в паре – белая и красная куклы – белая означала зиму, а красная – весну, непременно соединяли их в паре, показывая тем самым, связь времен года, границу перехода года из зимы в весну. Мартиничек развешивали на ветках деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну, женщины и мужчины этими куклами украшали одежду, а девушки вплетали в косы.

Апрель: Кукла Пасха – изготавливали на праздник Пасхи.

Кукла Пасха символизирует радость, привлекает в дом благополучие, достаток и счастье. Готовую куклу выставляли на окно, показывая, что к празднованию Великой Пасхи семья подготовилась. Некоторые куклы изготавливали для украшения крашенных яиц, в другие прятали или украшали свечой – символ очищения. Ткань для куклы Пасхи выбирали ярких, чаще всего красных оттенков, лицо у оберега тоже делали красным – считалось, что красный цвет имеет большую обережную силу, а также символизирует саму жизнь, возрождение, плодородие.

Май: Кукла Колокольчик.

Кукла Колокольчик – оберег хорошего настроения, добрых вестей. Кукла веселая, радостная, задорная, приносит в дом счастье. Куколка одета в три юбочки. Именно они подразумевают под собой Явь, Правь, Навь – три мира в славянском мифологическом понимании. Явь – материальный мир, то что вокруг нас, Правь – мир богов и небесного царства, Навь – мир наших предков, мир духов. Своей формой кукла напоминает колокол, а колокольчик, спрятанный внутрь куклы, издает звон. А звон колокольчика отгоняет злых духов и притягивает удачу. Считалось, что кукла Колокольчик является женой Домового, охраняет дом. Эту куклу могли дарить людям, когда те строят дом или на новоселье, дома на Руси начинали строить в марте, а заканчивали в начале июня, когда солнце еще не успело повернуть на осень.

Летние куклы: Июнь - праздник Ярило Мокрый.

Куколка «На здоровье»

Куклу «На здоровье» изготавливали из натуральных нитей, обычно брали лен, экологически чистый материал. Считалось, что лен своими природными свойствами забирает все болезни на себя. При изготовлении куклы думали именно о том человеке, для которого делалась кукла, чтобы он побыстрее выздоровел. Как правило, куклу ничем не украшали, а перевязывали только нитками красного цвета. Потом куклу сжигали, чтобы болезнь не смогла вернуться к человеку.

Июль –– середина лета. Кукла Кубышка-Травница

Кукла Кубышка Травница народная аромакукла, внутрь нее клали сухие травы, если помять куклу, то воздух наполнится запахами этих трав. В руках кукла Травница держит по мешочку, которые тоже наполнены травами. Кубышка Травница бережет здоровье человека, укрепляет иммунитет.

Август –в августе на растущей луне.  Желанница Августовская

Куклу Желанницу делали женщины, для того, чтобы она исполняла их желания. Сделав куклу, ее прятали в укромное место, подальше от чужих глаз, иногда ее доставали, разговаривали с ней. Как только задуманное желание исполнялось, куколке дарили подарок, ленту, бусинку, зеркальце.

Осенние куклы: Сентябрь– изготавливали после сбора урожая.

кукла Зерновушка (Крупеничка)

Куклу Зерновушку изготавливали после сбора урожая, наполняли ее свежим зерном. Считалось, что эта кукла показывала и оберегала достаток семьи, защищала от голода и способствовала урожайному году. Располагали Зерновушку на самом видном месте, чтобы гости видели достаток семьи – толстая кукла – был урожайный год. А весной первый посев начинали именно с зерна из куклы, таким обрядом заряжали землю на новый урожай.

Октябрь – праздник Покров день. Кукла Десятиручка

Кукла Десятиручка – женская помощница, пятью парами рук помогала справиться с хозяйскими домашними делами. Ставилась кукла в женском углу дома, где чаще всего хозяйка занималась делами. Осенью, ближе к Покрову дню наступало время, когда весь урожай убран, можно заняться домашними делами – шить, вязать, плести, вышивать, прясть, чтобы все успеть, женщины обращались с просьбой к Десятиручке.

Ноябрь– изготавливали на день Святой – Параскевы Пятницы

Кукла Параскева Пятница – покровительница рукодельниц, ставилась обычно у прялки, а убиралась только весной. Обеспечивала успех хозяюшкам в женских ремеслах. Куклу украшали лентами, пуговицами, миниатюрным веретеном, наперстками, иглами все, чем пользовалась женщина, тем самым Параскева становилась хранительницей предметов рукоделия.

  • Беседа: «Какие куклы были первыми?»

Из каких материалов изготавливались первые куклы?

На какие группы делятся своему назначению куклы?

Почему этих кукол называют оберегами?

Почему на куклах не рисовали лицо?

Какие праздники и обряды, дошедшие до наших дней вы знаете?

Как называлась одежда куклы? (русский народный костюм)

Вспомним элементы русского народного костюма

Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длиной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой? (РУБАХА)

 Что держалось на коротких плечевых лямках, подвязывалось под грудью, по центру украшалось вертикальной полосой с позументом? (САРАФАН)

Какой элемент одежды надевали специально для работы? Он использовался людьми самых разных профессий не только для того, чтобы не испачкаться; в нем носили разные инструменты и прочие нужные вещи. (ФАРТУК)

 Как назывался головной убор? (КОКОШНИК, ПОВЯЗКА)

  • Беседа:«Традиционная народная кукла»

1.Знаете ли вы, что такое кукла?

2.Знаете ли вы, что такое народная кукла?

3 Народная кукла - это:

а) современные игрушки, изготовленные на фабриках;

б) игрушки, изготовленные вручную человеком.

4.Какова главная ценность традиционной народной куклы?

а) она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём

образе самобытность, характерные черты создающего её народа;

б) рукотворное творчество

5 У русской тряпичной куклы лицо не оформляли, так как:

а) в крестьянской семье не было карандашей;

б) не умели хорошо рисовать;

в) куклы без лица считались оберегами.

6 Многие тряпичные куклы изготавливались:

а) несколько месяцев;

б) несколько недель;

в) несколько дней;

г) несколько часов или минут.

7 Материал для изготовления тряпичных кукол в крестьянской семье:

а) ситец;

б) шелк;

в) шифон;

г) шерсть;

д) трикотаж.

8.Умеете ли вы делать обрядовую куклу?

9.Хотите ли вы научиться делать обрядовую куклу?

  • Беседа: « Русские народные куклы».

Обрядовые:

1 Куклу делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и

ставили ее к иконам в Красный угол - «Зернушка, Крупеничка».

2 Кукла, которая была призвана способствовать в домашних делах хозяйке

дома. - «Десятиручница».

3 Как называлась обучающая кукла, которая помогала научить ребёнка

благодарности – «Отдарок – на - подарок».

4 Кукла, которую показывать никому не следовало, если хотели, чтобы

желание исполнилось - «Желанница».

5 Этих кукол делали на свадьбу и хранили всю жизнь. С появлением второго

и последующих детей кисточки добавлялись. - «Неразлучники» (свадебная

кукла).

Игровые:

1.Мешочек наполняли древесной золой. Определенным способом скручивали

и завязывали платок - получалась кукла. Ее одевали бабушкой. (зольная

кукла)

2.Как назывались куклы, закрученные из лоскутков ткани (закрутки,

пеленашки).

 3. Оберег молодости и красоты. (Кукла - Веснянка)

4.Куколок делали из белых и красных ниток в первый месяц весны -

Мартинички.

Куклы-обереги:

1.Целительская кукла. Оберегает от болезней и недугов. (Кубышка -

травница).

2.Куклы-обереги жилища. Берегут порядок в доме. (День и Ночь).

3.Оберегает дом от дурных вестей, помогает поддерживать хорошее

настроение. (Колокольчик).

4 Покровительница женских ремёсел. (Праскева Пятница)

5 Амулет, оберегающий от несчастья. (Кукушечка)

Викторина «О чем молчат куклы»9Для родителей)

У каждого русского народа, проживающего на территории России есть своя традиционная кукла, в которой сохранился его образ жизни, нрав, обряды и традиции. Большинство русских самодельных кукол, схожи по внешнему виду, форме, размеру, украшениям, но имеют разное название и предназначение. Создавались куклы из разных материалов: лоскутков ткани, соломы, лыка, рогоза. Их вырезали из дерева и кости, лепили из глины.

ВОПРОС №1

Эта тряпичная кукла названа по имени народа, проживающего на Русском Севере. Как называется эта кукла?

б) Вепская

в) Лихоманки

г) Мартинички

ОТВЕТ: Вепсская (Капустка) - это обрядовая кукла вепсов – малочисленного

народа, традиционно проживающего на территории Карелии, а также

Вологодской и Ленинградской областей. Она воплощает образы женского

плодородия и зрелости, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует

способность прокормить всех. Эту куклу клали в люльку ещё до рождения

ребёнка, а потом подвешивали над ней. Такая кукла-берегиня сопровождала

ребенка с самого детства до тех пор, пока не рвалась.

ВОПРОС №2 Наши предки верили, что куклы- обереги защищают

от болезни, сглаза, злых духов. Одна из них оберегала ребенка с самого рождения. Именно ее клали в колыбельку рядом с младенцем. Как называлась такая кукла?

а) Благополучница

б) Пеленашка

в) Подорожница

г) Крупеничка

ОТВЕТ: - ПЕЛЕНАШКА. Кукла Пеленашка защищала малыша от злых духов и

болезней.Куклу,напоминающую завернутого в пеленки подкладывали к младенцу в колыбель, чтобы она принимала на себя все напасти, угрожавшие малышу. Зачастую эта кукла становилась его первой игрушкой.

ВОПРОС №3

Русские люди, отправляясь в дальнюю дорогу, сохраняли чувство спокойствия,

уверенности в том, что с ними ничего не случится, благодаря маленькой

кукле с узелком в руках - Подорожнице. Что лежало в этом узелке?

а) Земля

б) Зерно

в) Зола

г) Все варианты верны

ОТВЕТ: - ВСЕ ВАРИАНТЫ ВЕРНЫ. Подорожница – кукла-оберег

маленького размера, приносящая удачу в дороге. Её крутила хозяйка мужу,

когда он уходил на охоту, на рыбалку или отправлялся в дальний путь.

Внешне куколка похожа на женщину, которая держит в руках небольшой

дорожный узелок. В узел хозяйка насыпала немного золы из домашней печи,

немного земли со двора и немного зерна. Зола – символ домашнего очага, как

напоминание о семье. Земля напоминала о хозяйстве, а зерно уберегало от

голода в пути.

ВОПРОС №4 Для русских людей родственные семейные связи имели

очень большое значение. Вновь создавшейся молодой семейной паре

дарилась кукла-оберег, к поясу которой были привязаны дети. Эта кукла

называлась Семья (Московка). Сколько детей держала при себе кукла-мать?

а) 3

б) 6

в) 7

г) Чем больше, тем лучше

ОТВЕТ: Семья (Московка) - считается сильным семейным оберегом,

сохраняющим чувства на долгие годы. Эта кукла помогала молодым

обзавестись здоровым потомством. Состоит она из большой куклы, в основе

которой берёзовая ветка – мужское начало, сверху мягкая скрутка -

олицетворение женщины, символа материнской заботы и любви. На поясе у

куклы-матери привязаны шесть деток - символ здорового потомства. Муж и

жена – это одно неделимое целое, и 6 малышей. Вот и получается – СемьЯ.

ВОПРОС №5 На пороге весны отмечается самый шумный и любимый

в народе праздник – Масленица. Целую неделю, народ отдыхает, устраивает

игры, водит хороводы, объедается разными вкусностями. Накануне

праздника каждая хозяйка делала небольшую домашнюю куколку, которая

являлась мощным оберегом для всей семьи. Как эта кукла называлась?

а)Вербница

б)Веснянка

в) Птица-радость

г)Масленица

ОТВЕТ: - МАСЛЕНИЦА Кукла «Масленица» - это один из атрибутов

популярного весеннего праздника, который у нас ассоциируется с блинами и

весельем. Она изготавливалась из лыка и соломы с белым тряпичным лицом,

наряжалась в цветную пышную юбку с растительным узором, имела

длинную косу, направленную к небу. Эта кукла считалась исполнительницей

желаний, символом достатка и здорового потомства, знаком счастливой

семейной жизни. Каждый год хозяйка делала новую куклу, а старая

сжигалась вместе с большим чучелом во время народных гуляний.

ВОПРОС №6 Куклы-обереги наделялись магическими свойствами: они могли защитить от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, и занимали в доме одно из почетных мест. Одним из таких оберегов является кукла Кубышка-травница. Набивалась она различными ароматными травами.

Каким было основное предназначение у этого оберега?

а) Оберег от болезней

б) Привлечь жениха

в) Оберег на дальнюю дорогу

г) Оберег для привлечения богатства

ОТВЕТ: - ОБЕРЕГ ОТ БОЛЕЗНЕЙ Кубышка-травница делалась на крепкое

здоровье. Набивали ее особыми составами из трав, которые оберегали от

болезней. Когда кто-то в доме болел, куколку клали у изголовья кровати, на

которой лежал человек, ведь она обладала приятным ароматом, очищала

воздух, успокаивала, навевала добрые сновидения и крепкий сон. Люди

верили, что благодаря этим куколкам детки росли здоровыми и крепкими.

ВОПРОС № 7 Эту куклу делали после сбора урожая. Её задача –

приумножить всё, что в этой семье ценно и дорого. Главная забота этой

куклы – обеспечение богатого стола, чтобы каждый из членов семьи был сыт,

доволен и счастлив. Такая кукла помогала избежать голода в крестьянских

семьях, поэтому таких кукол изготавливали не по одной, а чем больше, тем

лучше. Как называлась такая кукла?

а) Веснянка

б) Масленица

в) Крупеничка

г) Кострома

ОТВЕТ: - КУКЛА НАЗЫВАЕТСЯ КРУПЕНИЧКА В основе такой куклы -

крупа, символ хорошего урожая. Чтобы изготовить такую куколку, шили

мешочек и заполняли его крупой, предпочтительнее гречихой, потому что

эта культура была самой ценной. Собранного урожая хватало семье на всю

зиму, ведь каша была основной едой. Часть зерна обязательно оставляли для

посева, а крупенички были своеобразным запасом "на черный день".

ВОПРОС № 8 Эти куколки оберегали своих владельцев от нечистой силы, болезней, помогали на жизненном пути. Одним из таких оберегов была Ведучка - тряпичная

кукла в виде женщины, ведущей за руки своего ребёнка. С какой целью

изготовлялась Ведучка?

а) Оберегает людей от болезней

б) Символизирует духовную связь матери с ребенком

в) Приносит в дом достаток, радость и процветание

г) Защищает семью от разных бедствий

ОТВЕТ: Кукла Ведучка символизирует духовную связь матери и ребёнка,

защищает и опекает. Женщины, ожидающие ребёнка, мастерили куклу

Ведучку, чтобы в дальнейшем стать хорошей матерью, поладить с дитём.

Такая кукла олицетворяет мать, которая ведет за руки ребенка, поддерживает

по жизни и оберегает, учит делать первые шаги.

ВОПРОС № 9 В кукле-столбушке, изготавливавшейся на удачное замужество, основной акцент делался на шею.

Чем длиннее она получалась, тем лучше. По-другому кукла называлась

"длинношейкой", ей обязательно надевали несколько воротничков. Какое

количество воротничков надевали на куклу?

а) 4

б)10

в) 7

г)12

ОТВЕТ: Обычно на шею куклы на удачное замужество надевали 7

воротничков Кукла на удачное замужество делается на березовом столбике.

Шея этой куклы украшается семью воротничками. На каждый воротничок,

надевая его на куклу, нужно загадывать желаемое качество будущего мужа

(щедрый, верный, сильный, красивый). У такой куклы только одно

назначение – привлечь «правильного» мужчину. Этот оберег несет перемены

в личной жизни девушек и женщин любого возраста. После замужества эту

куклу нельзя никому отдавать и дарить.

ВОПРОС № 10 Эту куклу изготавливали к главному весеннему

празднику. Для привлечения в дом изобилия, радости и здоровья кукла

целую неделю стояла у окна. Обычно их дарили в дополнение к другим

подаркам. Её особенность в том, что изготавливали куколку без иглы и

ножниц, используя лоскутки весенней расцветки (желтые, зелёные), а в руки

давали веточки дерева, от которого и пошло название этой куклы. Веточки

какого дерева давали в руки этой кукле?

а) Клён

б) Берёза

в) Дуб

д) Верба

ОТВЕТ: Славянский оберег куклы Неразлучники после свадьбы годами

бережно хранили в красном углу. Во время свадебного торжества невеста

держала оберег на коленях. Это был знак, что девушка стала полноправной

хозяйкой дома, его хранительницей. Эта кукла — символ единства семьи,

который бережёт добрые отношения между женой и мужем, помогает

сохранить взаимопонимание и поддержку, защищает домашних от

негативной энергетики, привлекает в дом достаток, благополучие. Когда

семья пополнялась новорождёнными, к руке, соединяющей родителей,

между отцом и матерью подвешивали нитяных куколок-деток. Чем больше

их появлялось, тем крепче по славянским нормам становилась семья.

Благодать оберега распространялась на каждого её нового члена. Подарок

такого оберега уже женатым людям делает брачный союз крепче, несёт

спокойствие, благополучие.

ВОПРОС № 11 Во время свадьбы молодые наиболее подвержены сглазу и порче, поэтому для их защиты и была создана куколка

Неразлучники, которую после свадьбы хранилась дома. Где в доме хранилась

куколка?

а) Под периной

б) В красном углу

в) На полатях

г) В сундуке

ОТВЕТ: Славянский оберег куклы Неразлучники после свадьбы годами

бережно хранили в красном углу.

Речевые дидактические игры

1. Дидактическая игра «Назови, какая кукла». Цель: Образование прилагательных от существительных. Родина-родная, обряд-обрядовая; народ-народная; без лица- безликая; игра-игровая; узор-узорчатая; лоскуток-лоскутная; масленица- масленичная; целитель-целительная; красота-красивая; традиция- традиционная; вышивка- вышитая; кружево-кружевная; Русь-русская.

2.Дидактическая игра «Сложные слова». Цель: Образование сложных слов путём соединения двух слов в одно. Десять рук- десятиручка; сам делаю-самоделка; рука творит- рукотворная; воду носит- водоноска; душу греет- душегрейка; косой ворот- косоворотка; без рукава- безрукавка; рука делает- рукодельница.

3.Дидактическая игра «Из чего сделана кукла?» Цель: Образование относительных прилагательных. Кукла из дерева-деревянная; Кукла из травы-  травяная; из соломы- соломенная кукла; из бересты- берестяная кукла; из ткани- тканевая кукла; из тряпок- тряпичная кукла; из шерсти- шерстяная кукла; из льна- льняная кукла; из ситца-ситцевая кукла; из глины-глиняная кукла; из кружева-кружевная кукла; из зерна-зерновая кукла; из верёвки- верёвочная кукла; из гречихи-гречишная кукла; из сукна-суконная кукла; из ваты-ватная кукла; из лоскутков-лоскутная кукла.

4.Дидактическая игра «Придумай кукле имя». Цель: Упражнение в словообразовании, образование существительных. Пеленают-пеленашка; закручивают-закрутка; крупа- крупеничка; зерно-зернушка; весна-веснянка; оберег-обережка; трава-травница; дом-домовёнок; оберегать-берегиня; горох-горошинка; десять рук-десятиручка; благополучие-благополучница, колокол-колокольчик; успех-успешница; радость-радуница; по дороге-подорожница; купава-купавка; желание-желанница; столб-столбушка; покос-покосница; коляда-колядушка; крест-крестец; утешать-утешительница.

5.Дидактическая игра «Я и ты». Цель: Образование глаголов совершенного вида.

Я шью, и ты (шьёшь).

Я крою, и ты (кроешь).

Я вышиваю, и ты(вышиваешь).

Я играю, и ты (играешь).

Я сошью, и ты (сошьёшь).

Я сверну, и ты (свернёшь).

Я учусь, и ты (учишься).

Я пеленаю, и ты (пеленаешь).

Я закручу, и ты (закрутишь).

Я берегу, и ты (бережёшь).

Я делаю, и ты (делаешь).

6.Дидактическая игра «Ласковые старинные имена». Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Арина-Аринушка; Варвар- Варварушка; Василиса-Василисушка; Алёна-Алёнушка; Дуня-Дуняша; Матрёна- Матрёнушка; Пелагея-Пелагеюшка; Прасковья-Прасковеюшка; Серафим_ Серафимушка; Филарет-Филаретушка; Гордей- Гордеюшка; Афанасий-Афанасьюшка; Афоний-Афонюшка; Демьян-Демьянушка; Люба-Любаша.

7.Дидактическая игра «Скажи ласково». Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Няня- нянюшка; младенец- младенчик; кукла-куколка; лицо-личико; сарафан-сарафанчик; платок-платочек; малыш-малышок; колыбель-колыбелька; напёрсток-напёрсточек; кафтан-кафтанчик; сапоги-сапожки; одежда-одежка; пояс-поясок.

8.Дидактическая игра «Скажи наоборот». Цель: Образование антонимов, слов с противоположным значением.

Длинный сарафан-короткий сарафан; мятый сарафан-выглаженный сарафан; широкая рубаха-узкая рубаха; большая кукла-маленькая кукла; завязать пояс-развязать пояс; старая душегрейка- новая душегрейка; застегнуть рубаху- расстегнуть рубаху; надеть кокошник-снять кокошник; весёлая кукла-грустная кукла; мастер ленивый-трудолюбивый мастер; высокая кукла-низкая кукла;

9.Дидактическая игра «Один-много». Цель: Образование существительных в единственном и множественном числе.

Не одна барыня, а много(барынь).

Не один узор, а много (узоров).

Не один орнамент, а много (орнаментов).

Не одна кукла, а много (кукол).

Не один сарафан, а много (сарафанов).

Не один кокошник, а много (кокошников).

Не один платок, а много (платков).

Не одна пеленашка, а много (пеленашек).

Не одна берегиня, а много (берегинь).

Не одно ремесло, а много(ремёсел).

Не один умелец, а много (умельцев).

Не одна рукодельница, а много (рукодельниц).

Не один лоскуток, а много (лоскутков).

10.Дидактическая игра «Противоположности». Цель: Знакомство с современными и старинными названиями предметов одежды и быта.

Кафтан-сарафан; варежки-рукавицы; сапоги-лапти; платье-сарафан; безрукавка-душегрейка-жилет; шуба-тулуп; люлька-кроватка; штаны-порты; рубаха-косоворотка; лицо-лико; узор-орнамент; кушак-пояс.

11. Дидактическая игра «Посчитай:1-2-5». Цель: Согласование существительных с числительными, упражнение в словоизменении окончаний существительных.

Один пёстрый передник-два…, пять пёстрых передников;

Одна расписная рубаха- две…, пять расписных рубах.

Один длинный сарафан- два…, пять длинных сарафанов;

Один яркий платок-два…,пять ярких платков;

12.Дидактическая игра «Скажи наоборот-ласково». Цель: Образование антонимов, слов с противоположным значением. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цветная лента- однотонная ленточка; длинный сарафан- короткий сарафанчик; широкая рубаха-узкая рубашечка; весёлая кукла-грустная куколка; высокая кукла-низкая куколка; чистый платок-грязный платочек; тяжёлый сундук-лёгкий сундучок; светлые волосы-тёмные волосики; длинный рукав-короткий рукавчик; широкий пояс-узкий поясок.

13.Дидактическая игра «Объясни пословицу». Цель: Упражнение в осмыслении значения пословиц, развитие связной речи.

Упорство и труд все перетрут (благодаря терпению и упорному труду можно преодолеть все трудности и препятствия).

Кончил дело – гуляй смело (закончил работу, можешь спокойно отдыхать, не думая о деле.).

Без труда не вынешь рыбку из пруда (всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь)

Труд человека кормит, а лень портит (без труда человеку ничего просто так не дается …).

14.Дидактическая игра «Собери картинку». Цель: упражнять в составлении предметной картинки обрядовой куклы из частей. Дети складывают части предметной картинки, называют обрядовую куклу и рассказывают для чего её делали или как с ней играли.

15.Дидактическая игра «Найди пару». Цель: Упражнение в установлении сходства, соответствия обрядовых кукол по внешнему виду, по назначению, по календарным праздникам. Дети подбирают парные картинки обрядовых кукол, называют их устанавливают признаки сходства между ними.

16. Дидактическая игра «Собери узор». Цель: упражнять в составлении узоров к одежде, к головным уборам. Дети выкладывают узоры из деталей и украшают шаблоны одежды и головные уборы.

17. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Цель: учить по описанию отгадывать обрядовые куклы. Педагог читает описание куклы и для чего она предназначалась, а дети угадывают и показывают картинку.

 Её наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чабреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели. (Травница).

Куклу делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. (зерновушка).

С ней встречают каждый год весну, теплые дни, новые надежды и исполнения всего, что задумано долгими зимними вечерами. (Веснянка).

Кукла обеспечивала хозяйку повышенной работоспособностью и умелым рукоделием на всю зиму. (Десятиручка).

Кукла является главным элементом обряда ответного одаривания тех людей, чей подарок для вас оказался наиболее ценен и важен. (Отдарок на подарок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка. " Практический материал для педагогов детских садов".

                           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6943403","attributes":{"alt":"","class"...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности на тему « Оденем куклу на прогулку» с образовательной ситуацией « Одеваемся сами» для детей раннего возраста.

Интеграция: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: - целенаправленно формировать детску...

Проект "Русские народные обрядовые праздники"

Работа над проектом помогает детям дошкольного возраста познакомиться с русскими народными обрядовыми праздниками, попевками. закличками, песнями. танцами....

Методические разработки (мастер-класс) изготовления на Рождество «Рождественские куклы» для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (детский сад)

Цель: Развитие творческих способностей у детей.Задачи:1. Воспитывать интерес детей к истокам народного творчества;2. Развивать мелкую моторику рук;3. Развивать аккуратность.4. Развивать усидчивос...

Методическая разработка для детей второЙ младшей группы «Сделаем куклам бусы»

Цель: • Учить детей различать близкие цветовые тона, соотносить предметы по цвету. • Активизировать выражения «разные по цвету», «одинаковые по цвету»; • Закреплять представление об отдельных цвета...