СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

светлана николаевна гаврикова

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

«СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ"

 

 

 

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цели:

Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картинуУчить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине.

Задачи:

Обучающие:

Учить детей составлению небольшого рассказа по картинеУпражнять в подборе определений к явлениям. Отработать употребление в речи детей уменьшительно - ласкательные формы существительных. Учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление. Способствовать развитию речи при описании сюжета картиныРазвивать словарный запас, наблюдательность. Развивать зрительно-пространственные ориентировки, воображение.

Воспитывающие:

Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным. Воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать. Воспитывать навыки коллективной работы. Активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами. Закреплять грамматический строй речи (название детёнышей животных).

Словарная работа: Собака, щенок.

Оборудование: Игрушка – собака, карточки-подсказки для ведущего, мягкий мяч дл физкультминутки.

Демонстрационный материал: Картина «Собака со щенятами».

Раздаточный материал: Маски.

Подготовка воспитателя к занятию:

 Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.  Воспитатель определяет тему занятия, собирает материалы, готовит текст занятия, учит стихи, текст и т.п.

Предварительная работа с детьми:

Перед занятием, воспитатель проводит ряд мероприятий по определению уровня знаний и умений детей, проводит тесты, беседы, игры. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животныхрассматривание картины «Кошка с котятами», словесные игры «Назови ласково»«Чего не стало?».

Картина предварительно вывешена утром на фланелеграфе для самостоятельного рассматривания детьми.

Методы и приёмы на занятии:

1. Игровой.

2. Наглядный: показ;

3. Словесные: словесные игры; беседа; пояснение; вопросы детям; образец воспитателя; дополнение ответа, словесная дидактическая игра, оценка рассказа, совместное составление рассказа с воспитателем, опорные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поздороваемся с гостями, которые пришли к нам в группу.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие красивые и весёлые, давайте поделимся друг с другом своей добротой. Я предлагаю нам встать в круг и передавать своему соседу мячик, но не просто отдать ему в руки, а посмотрев ему в глаза, улыбнитесь ему и скажите что-то доброе и приятное, например«Дима, у тебя сегодня такое хорошее настроение»Дети передают по кругу мяч с комплиментами.

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько доброго и приятного друг другу сказали. Предлагаю всем присесть на свои стульчики.

Дети занимают места за столами.

 

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака)

Воспитатель: Кто это?

Дети: (хором) Собака

Воспитатель: А почему вы думаете, что это собака?

Дети: доказывают

Воспитатель: Правильно, ребята, это собака. Ребята, а где живёт собака? Только я вас попрошу ответить полным предложением «Собака живёт…»

Дети: Собака живёт дома, в будке

Воспитатель: Верно, а собака – это какое животное?

Дети: Собака – домашнее животное.

Воспитатель: Правильно, собака живёт рядом с человеком.

Артикуляционная гимнастика «Собачка»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнёт, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3–5 секунд. Убираем язычок. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 

Воспитатель: Какие же вы молодцы, всё правильно.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам выйти из-за столов и поиграть в игру с мячом. Вставайте на линию ковра, я вам буду говорить про то, что есть у мамы-собаки и бросать вам мяч, а вы называете то же самое ласково, что есть у щенков, например: У мамы-собаки глаза, а у щенка…глазки

• У мамы лапы – у щенка (лапки)

• У мамы хвост – у щенка (хвостик)

• У мамы морда – у щенка… (мордочка)

• У мамы зубы – у щенка (зубки)

• У мамы когти - у щенка (коготки)

• У мамы уши – у щенка (ушки)

• У мамы нос – у щенка (носик)

• У мамы спина – у щенка (спинка)

Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы столько знаете о собаках! Давайте с вами опять присядем на стульчики.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Замечательные рассказы у вас получились, спасибо. Давайте еще поиграем в одну игру – представим, что наш ковёр – это полянка из картины, я – мама-собака, а вы – щенята, вам очень хочется попасть на полянку ко мне.

Дидактическая игра «Прятки»

У воспитателя  игрушки - белая и черная собачки; корзина, коробка, ботинок, кукольная мебель. Воспитатель говорит, что собачки хотят поиграть с детьми в прятки. Дети закрывают глаза, воспитатель «прячет» собачек так, чтобы они были заметны детям. Открыв глаза, дети отвечают, где спряталась белая (черная) собачка.

Например:
Белая собачка в корзине. 

Черная собачка за диваном.

Воспитатель поправляет детей, если в их ответах пропущены или неверно употреблены предлоги.

Пальчиковая гимнастика «Собачка»

Ав-ав-ав, никого я не пугаю. (Локоть правой руки опирается о стол, кисть - параллельно столешнице).

Ав-ав-ав, я с детишками играю. (Разводить и сводить большой палец с остальными сомкнутыми пальцами). 

(То же другой рукой).

 

Воспитатель вывешивает картину «Собака со щенятами» на доску.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картину очень внимательно.

Дети рассматривают картину 1 минуту.

Воспитатель: Кого вы видите на картине? Только я попрошу вас ответить полным предложением, вот так «Я вижу на картине…» дожидаясь от детей полного ответа «Я вижу собаку и щенков»

Воспитатель: Что ещё вы видите на картине кроме собаки и щенят? Воспитатель обращается поимённо к детям индивидуальные ответы

Дети: ответы

Воспитатель: Что делает собака?

Дети: Собака лежит на траве

Воспитатель: Какая собака? Опишите её, пожалуйста, полным предложением (индивидуальные ответы)

Дети: Собака большая

Воспитатель: Какая у нее шерсть?

Дети: У собаки густая, пушистая, коричневая, белая.

Воспитатель: Сколько лап у собаки?

Дети: У собаки четыре лапы

Воспитатель: Кто сидит около собаки?

Дети: Около собаки сидит щенок.

Воспитатель: А что делает другой щенок?

Дети: Он смотрит на воробьёв

Воспитатель: Какой щенок, опишите его, пожалуйста, полным предложением.

Дети: Щенок маленький.

Воспитатель: Послушайте, как я про него скажу: «Это щенок. Он маленький, пёстрый, забавный. Он похож на маму-собаку. Глаза у него маленькие. Хвостик беленький. Он смотрит на воробьёв».

Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы очутиться на той полянке рядом с собаками?

Дети: Да

Воспитатель: А как вы думаете, собаки нас не покусают?

Дети: Нет

Воспитатель: Да, ребята, если мы с вами не будем дразнить собак, кричать на них, то они нас не тронут.

Воспитатель: Тогда давайте представим, что мы рядом с собаками на поляне. Давайте погладим щенка, какой он?

Дети: Мягкий, тёплый

Воспитатель: А какая миска?

Дети: Железная, холодная

Воспитатель: Давайте представим, что мы подошли к будке, какая она на ощупь?

Дети: Деревянная, шершавая, твердая

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Замечательно, вы столько всего увидели в картине. Я вами очень довольна. А как бы вы назвали эту картину?

ДетиВарианты ответов индивидуальные.

Воспитатель: А художник назвал эту картину «Собака со щенятами» (Образец рассказа воспитателя).

Ребята, кто-нибудь хочет нам рассказать о картине, не стесняйтесь, я буду вам помогать.

Выходит ребёнок к доске, составляет рассказ по картине с помощью опорных слов воспитателя. «Это … собака со щенятами. Собака …большая, лохматая, добрая. У собаки двое … щенят. Один …. лежит около мамы. Другой …стоит и смотрит на воробьёв. Щенки … маленькие, пушистые. Воробьи не улетают, потому, что … не боятся собак»

Вызвать второго ребёнка для самостоятельного ответа. Похвалить.

Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста, о ком я вам сейчас расскажу – о собаке или о щенках:

• Большая, лохматая, заботливая? (мама-собака)

• Маленький, любопытный, смешной? (щенок)

Ответы детей

 

Воспитатель: ребята, вы такие у нас молодцы, столько сегодня загадок отгадали, столько интересного рассказали о картине, знаете, что собаки добрые, живут рядом с людьми. «Собака – друг человека». Давайте попрощаемся с гостями, поблагодарим их. Что они к нам пришли в гости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

«СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цели:

Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картинуУчить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине.

Задачи:

Обучающие:

Учить детей составлению небольшого рассказа по картинеУпражнять в подборе определений к явлениям. Отработать употребление в речи детей уменьшительно - ласкательные формы существительных. Учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных.

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление. Способствовать развитию речи при описании сюжета картиныРазвивать словарный запас, наблюдательность. Развивать зрительно-пространственные ориентировки, воображение.

Воспитывающие:

Воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным. Воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать. Воспитывать навыки коллективной работы. Активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами. Закреплять грамматический строй речи (название детёнышей животных).

Словарная работа: Собака, щенок.

Оборудование: Игрушка – собака, карточки-подсказки для ведущего, мягкий мяч дл физкультминутки.

Демонстрационный материал: Картина «Собака со щенятами».

Раздаточный материал: Маски.

Подготовка воспитателя к занятию:

 Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.  Воспитатель определяет тему занятия, собирает материалы, готовит текст занятия, учит стихи, текст и т.п.

Предварительная работа с детьми:

Перед занятием, воспитатель проводит ряд мероприятий по определению уровня знаний и умений детей, проводит тесты, беседы, игры. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животныхрассматривание картины «Кошка с котятами», словесные игры «Назови ласково»«Чего не стало?».

Картина предварительно вывешена утром на фланелеграфе для самостоятельного рассматривания детьми.

Методы и приёмы на занятии:

1. Игровой.

2. Наглядный: показ;

3. Словесные: словесные игры; беседа; пояснение; вопросы детям; образец воспитателя; дополнение ответа, словесная дидактическая игра, оценка рассказа, совместное составление рассказа с воспитателем, опорные слова.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поздороваемся с гостями, которые пришли к нам в группу.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие красивые и весёлые, давайте поделимся друг с другом своей добротой. Я предлагаю нам встать в круг и передавать своему соседу мячик, но не просто отдать ему в руки, а посмотрев ему в глаза, улыбнитесь ему и скажите что-то доброе и приятное, например«Дима, у тебя сегодня такое хорошее настроение»Дети передают по кругу мяч с комплиментами.

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько доброго и приятного друг другу сказали. Предлагаю всем присесть на свои стульчики.

Дети занимают места за столами.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака)

Воспитатель: Кто это?

Дети: (хором) Собака

Воспитатель: А почему вы думаете, что это собака?

Дети: доказывают

Воспитатель: Правильно, ребята, это собака. Ребята, а где живёт собака? Только я вас попрошу ответить полным предложением «Собака живёт…»

Дети: Собака живёт дома, в будке

Воспитатель: Верно, а собака – это какое животное?

Дети: Собака – домашнее животное.

Воспитатель: Правильно, собака живёт рядом с человеком.

Артикуляционная гимнастика «Собачка»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнёт, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Широко открываем рот. Кладём мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3–5 секунд. Убираем язычок. Даём ребёнку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, всё правильно.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам выйти из-за столов и поиграть в игру с мячом. Вставайте на линию ковра, я вам буду говорить про то, что есть у мамы-собаки и бросать вам мяч, а вы называете то же самое ласково, что есть у щенков, например: У мамы-собаки глаза, а у щенка…глазки

• У мамы лапы – у щенка (лапки)

• У мамы хвост – у щенка (хвостик)

• У мамы морда – у щенка… (мордочка)

• У мамы зубы – у щенка (зубки)

• У мамы когти - у щенка (коготки)

• У мамы уши – у щенка (ушки)

• У мамы нос – у щенка (носик)

• У мамы спина – у щенка (спинка)

Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы столько знаете о собаках! Давайте с вами опять присядем на стульчики.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Замечательные рассказы у вас получились, спасибо. Давайте еще поиграем в одну игру – представим, что наш ковёр – это полянка из картины, я – мама-собака, а вы – щенята, вам очень хочется попасть на полянку ко мне.

Дидактическая игра «Прятки»

У воспитателя  игрушки - белая и черная собачки; корзина, коробка, ботинок, кукольная мебель. Воспитатель говорит, что собачки хотят поиграть с детьми в прятки. Дети закрывают глаза, воспитатель «прячет» собачек так, чтобы они были заметны детям. Открыв глаза, дети отвечают, где спряталась белая (черная) собачка.

Например:
Белая собачка в корзине. 

Черная собачка за диваном.

Воспитатель поправляет детей, если в их ответах пропущены или неверно употреблены предлоги.

Пальчиковая гимнастика «Собачка»

Ав-ав-ав, никого я не пугаю. (Локоть правой руки опирается о стол, кисть - параллельно столешнице).

Ав-ав-ав, я с детишками играю. (Разводить и сводить большой палец с остальными сомкнутыми пальцами). 

(То же другой рукой).

Воспитатель вывешивает картину «Собака со щенятами» на доску.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картину очень внимательно.

Дети рассматривают картину 1 минуту.

Воспитатель: Кого вы видите на картине? Только я попрошу вас ответить полным предложением, вот так «Я вижу на картине…» дожидаясь от детей полного ответа «Я вижу собаку и щенков»

Воспитатель: Что ещё вы видите на картине кроме собаки и щенят? Воспитатель обращается поимённо к детям индивидуальные ответы

Дети: ответы

Воспитатель: Что делает собака?

Дети: Собака лежит на траве

Воспитатель: Какая собака? Опишите её, пожалуйста, полным предложением (индивидуальные ответы)

Дети: Собака большая

Воспитатель: Какая у нее шерсть?

Дети: У собаки густая, пушистая, коричневая, белая.

Воспитатель: Сколько лап у собаки?

Дети: У собаки четыре лапы

Воспитатель: Кто сидит около собаки?

Дети: Около собаки сидит щенок.

Воспитатель: А что делает другой щенок?

Дети: Он смотрит на воробьёв

Воспитатель: Какой щенок, опишите его, пожалуйста, полным предложением.

Дети: Щенок маленький.

Воспитатель: Послушайте, как я про него скажу: «Это щенок. Он маленький, пёстрый, забавный. Он похож на маму-собаку. Глаза у него маленькие. Хвостик беленький. Он смотрит на воробьёв».

Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы очутиться на той полянке рядом с собаками?

Дети: Да

Воспитатель: А как вы думаете, собаки нас не покусают?

Дети: Нет

Воспитатель: Да, ребята, если мы с вами не будем дразнить собак, кричать на них, то они нас не тронут.

Воспитатель: Тогда давайте представим, что мы рядом с собаками на поляне. Давайте погладим щенка, какой он?

Дети: Мягкий, тёплый

Воспитатель: А какая миска?

Дети: Железная, холодная

Воспитатель: Давайте представим, что мы подошли к будке, какая она на ощупь?

Дети: Деревянная, шершавая, твердая

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Замечательно, вы столько всего увидели в картине. Я вами очень довольна. А как бы вы назвали эту картину?

ДетиВарианты ответов индивидуальные.

Воспитатель: А художник назвал эту картину «Собака со щенятами» (Образец рассказа воспитателя).

Ребята, кто-нибудь хочет нам рассказать о картине, не стесняйтесь, я буду вам помогать.

Выходит ребёнок к доске, составляет рассказ по картине с помощью опорных слов воспитателя. «Это … собака со щенятами. Собака …большая, лохматая, добрая. У собаки двое … щенят. Один …. лежит около мамы. Другой …стоит и смотрит на воробьёв. Щенки … маленькие, пушистые. Воробьи не улетают, потому, что … не боятся собак»

Вызвать второго ребёнка для самостоятельного ответа. Похвалить.

Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста, о ком я вам сейчас расскажу – о собаке или о щенках:

• Большая, лохматая, заботливая? (мама-собака)

• Маленький, любопытный, смешной? (щенок)

Ответы детей

Воспитатель: ребята, вы такие у нас молодцы, столько сегодня загадок отгадали, столько интересного рассказали о картине, знаете, что собаки добрые, живут рядом с людьми. «Собака – друг человека». Давайте попрощаемся с гостями, поблагодарим их. Что они к нам пришли в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака со щенятами" .

Программные задачи:1. Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение прав...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ»

Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину. Учить детей описывать внешней вид животного, описывать изображение на картине....

Проведение занятия (из опыта работы) по обучению старших дошкольников составлению описательного рассказа по картине "Собака со щенками" с использованием опорных схем

Из опыта моей  работы предлагаю познакомиться  с использованием опорных схем при обучении старших дошкольников составлению пересказа по картине "Собака со щенками". Особое внимание...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя....