Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Михайловна Воронина

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».

Цель: учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картину.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Учить детей составлению небольшого рассказа по картине;

2. Отработать употребление в речи детей уменьшительно - ласкательные формы существительных;

3. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи: образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к животным;

2. Воспитывать навыки коллективной работы;

Развивающие задачи:

1. Способствовать развитию речи при описании сюжета картины;

2. Развивать словарный запас, наблюдательность;

3. Развивать зрительно-пространственные ориентировки, воображение;

Материал: картина «Собака со щенятами», мягкий мяч для игры

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животных, рассматривание картины «Кошка с котятами», словесные игры «Назови ласково», «Чего не стало?».

Методические приёмы:

Вопросы к детям, образец воспитателя, дополнение ответа, словесная дидактическая игра, оценка рассказа, совместное составление рассказа с воспитателем, опорные слова, использование наглядных пособий.

1Организационный момент

Воспитатель:

Колокольчик поёт, всех ребят в кружок зовёт.

Покажите мне ладошки, я поглажу их немножко.

А теперь дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. (проходят садятся на стульчики)

Мы получили сегодня в подарок картину, но что на ней изображено мы узнаем, когда отгадаем загадку.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Дети: Собака.

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину.  Возьмите свои волшебные бинокли, настройте резкость и начнём (дети соединяют большой и указательный палец в круг, изображая бинокли и подносят их к глазам).

 -Кого вы видите на этой картине? (Собаку и щенков)

- Давайте рассмотрим собаку. Собака какая? (большая)

- Какая у неё шерсть? (лохматая)

- Какие у неё лапы? (Большие, белые).

- Что в лапах у собаки? (Кость)

- Что делает собака? (лежит)

- Кого вы ещё видите на картине? (Щенят)

Давайте рассмотрим их.

- Сколько щенят у мамы - собаки? (Два)

- Щенки какие? (маленькие)

 - Что делают щенята? (один щенок сидит около мамы-собаки, другой –стоит и смотрит на воробьев)

- Какой щенок вам нравится больше? Расскажите о нем.

- Как вы думаете, где живут собаки? (В конуре)

- Кто заботится об этих животных? (Человек, хозяин)

Правильно, о них заботится хозяин, он им строит жильё, кормит

 - Как называются животные, которые живут с человеком? (Домашние)

- Ребята, кто нарисован ещё на этой картине? (Воробьи)

- Сколько их? Что делаю они?

 - Как вы думаете, почему собаки их не трогают?

-Как бы вы назвали картину? (ответы детей)

А художник назвал «Собака со щенятами».

Воспитатель: Отгадайте, пожалуйста, о ком я вам сейчас расскажу – о собаке или о щенках :

 Большая, лохматая, заботливая? (мама-собака)

 Маленький, любопытный, смешной? (щенок)

Ответы детей

Воспитатель: Какие же вы молодцы, всё правильно.

Физкультминутка: «Мы веселые щенята».

Воспитатель: Все дети и даже взрослые мечтают о маленькой собачке. Давайте мы тоже поиграем, и я вас превращу в маленьких щенят. Я буду давать вам разные команды, а вы их выполнять. (прыгать, стоять, сидеть, почешите лапками за ушками, виляйте хвостом, танцуйте).

- Мы с вами поиграли, а теперь снова превратимся в ребят, сядем на стульчики и продолжим. (Дети садятся на стульчики).

А сейчас давайте вернемся к нашей картине. Послушайте внимательно мой рассказ.

Образец воспитателя: На этой картине изображена собака с щенятами. Собака большая, лохматая. Она лежит на траве и наблюдает за своими щенятами. У собаки двое щенят. Один сидит около мамы. Чуть дальше стоит другой щенок, в его лапках маленький мячик. Щенки маленькие, пушистые, неуклюжие. Заботливый хозяин принес для них еду. К миске с едой прилетели воробьи. Один воробей клюет еду, а другой на него смотрит. Воробьи не улетают, потому что не бояться собаки и щенков.

Воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать по картине (с помощью воспитателя).

- Молодцы дети, какие красивые и содержательные рассказы у вас получились.

Воспитательль: Ребята, предлагаю вам выйти из-за столов и поиграть в игру с мячом. Вставайте на линию ковра, я вам буду говорить про то, что есть у мамы-собаки и бросать вам мяч, а вы называете то же самое ласково, что есть у щенков, например: У мамы-собаки глаза, а у щенка…глазки

У мамы лапы – у щенка (лапки)

У мамы хвост – у щенка (хвостик)

У мамы морда – у щенка… (мордочка)

У мамы зубы – у щенка (зубки)

 У мамы когти – у щенка (коготки)

 У мамы уши – у щенка (ушки)

 У мамы нос – у щенка (носик)

 У мамы спина – у щенка (спинка)

Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы столько знаете о собаках!

3.Итог.

-Какую картину мы рассматривали?

- Что вам понравилось больше всего?

Ребята, скажите, а кого дома есть собака? Расскажите про нее. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ООД по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа по игрушке.

Учить составлять описательный рассказ по игрушке по образцу воспитателя....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине И.Левитана «Поздняя осень»».

Цель: формировать связную монологическую речь дошкольников. Воспитательно-образовательные задачи: Продолжать учить детей:составлять описательный рассказ по картине И.Левитана  «Поздняя...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа «Зима-подруга»

Тема: Зима-подругаСоставление описательного рассказаЦели.• Учить детей составлять небольшой связный рассказ про зиму, опираясь на картинки и вопросы педагога• Уточнять и систе...