«Школа. Школьные принадлежности»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Богданова Ирина Сергеевна

: Развитие связной речи детей, расширение словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

Возрастная группа: старшая группа с ТНР «А»  

Ф.И..О. воспитателя: Богданова Ирина Сергеевна

Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физ. минутка, использование музыкального сопровождения.

Интеграция ОО: «Речевое развитие, «Познавательное развитие»

Цель: Развитие связной речи детей, расширение словаря по теме «Школа. Школьные принадлежности»

Задачи:

образовательные:

- продолжать обучать детей составлять рассказ по плану

развивающие:

- развивать у детей общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать словарь по заданной теме и навыки словообразования;
        воспитательные:

- умение слушать товарищей, не перебивать их, воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость.

Материалы и Оборудование: конверт, школьные принадлежности : линейка, карандаш, ластик, ручка, тетрадь, пенал, точилка; картина «Учитель», проектор, экран, магнитофон, ноутбук, доска

Предварительная работа: просмотр презентаций «Что такое школа» и о профессии учитель, рассматривание альбома о школьных принадлежностях, чтение рассказа «Филиппок», игры «Что из чего?», рассмотреть репродукцию картины Ф. Решетников «Опять двойка», «Портрет моей самой первой учительницы в школе» Каменская Л.Н.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель: Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо!

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку, на окошко заманил?

Ребята, давайте посмотрим, что это за письмо.

Воспитатель подходит к окну и берет конверт

Воспитатель: Как же холодно.

Дыхательная гимнастика

«Греем руки» (развитие речевого дыхания)

Воспитатель: Ребята, это письмо от Незнайки. Он просит, чтобы мы ему рассказали, что такое школа, кто такой учитель и помогли собрать рюкзак. Но не просто рассказали, а еще и записали все на видеокамеру, так как Незнайка приболел и не смог к нам прийти, а все что мы запишем мы ему отправим электронной почтой. А еще здесь есть загадки, которые ему дала Мальвина, а отгадки он найти не может. Хотите помочь Незнайке? (Ответы детей ) Тогда начинаем с загадок.

Воспитатель:

  1. Отгадай, что за вещица, -

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки.

(Ручка)

  1. Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

(Карандаш)

  1. Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней

(Книга)

  1. Я люблю прямоту и сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(Линейка)

  1. Листы у неё белые-белые,

Они не падают с веток.

Среди полосок и клеток.

(Тетрадь)

  1. Склеите корабль, солдата, Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята, Разноцветная. (бумага).

  1. Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (портфель)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Как можно назвать все эти предметы одним словом? (ответы детей)

Воспитатель: Куда эти предметы мы можем взять с собой? (ответы детей)

Воспитатель: Незнайка попросил, чтобы мы ему рассказали о школе.. И я предлагаю вам поиграть в школу. Я буду учитель, а вы ученики. Урок начинается со школьного звонка. (звенит звонок)

Воспитатель: Предлагаю вам сесть за парты, начнем урок. Сели прямо. Красиво!

(стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, расскажете Незнайке о школе, но чтобы ему было все понятно нужно отвечать полным предложением и тот, кто хочет сказать должен красиво поднять руку.

- Что такое школа(Школа это место, где учатся дети)

- Как называют детей, которые учатся в школе? (детей, которые учатся в школе, называют учениками или школьниками)

- Как называются книги, по которым учатся ученики? (Книги, по которым учатся ученики, называются учебники)

- Назовите профессию человека, который учит детей в школе(Детей в школе учит учитель)

Воспитатель: Ребята, мы с вами разгадывали загадки о чем? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как эти предметы можно назвать одним словом? (Это - школьные принадлежности)

Воспитатель: Ребята, а расскажите Незнайке, для чего нужен каждый из этих предметов.

Дети:

- Это карандаш. Карандаш нужен для того, чтобы чертить и рисовать.

- Это ручка. Ручка нужна для того чтобы писать.

- Это линейка. Линейка нужна, чтобы чертить прямые линии.

- Это тетрадь. В тетрадях ученики пишут.

- Это книга. Из книги мы получаем новые знания и много новой информации

- Это цветная бумага. ЕЕ используют для аппликации.

- Это портфель, рюкзак, ранец. Он нужен для того чтобы туда сложить все школьные принадлежности.

Воспитатель: Надеюсь Незнайка, тебе все понятно.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного размяться и сделать физкультминутку.

Физминутка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Воспитатель: Ребята, а теперь  предлагаю вам поиграть в игру «Один-много». Например: я говорю школа – вы говорите много школ.

Игра «один-много»

Парта - много парт, школьник - много школьников, учебник - много учебников, ручка – много ручек, линейка - много линеек, портфель - много портфелей, карандаш - много карандашей, клей - много клея, тетрадь - много тетрадей, папка - много папок, ученик - много учеников, ученица - много учениц, учитель - много учителей.

Воспитатель: Очень хорошо! Но ученики на уроках делают пальчиковую гимнастику. Для того чтобы размять пальчики или для того чтобы их руки отдохнули от письма.

Пальчиковая гимнастика:

Скоро в школу мы пойдем (шагают пальцами по столу)

И портфель с собой возьмем (Загибают пальцы по одному),

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш (Соединяют и разъединяют пальцы).

Будем мы читать, писать

И учиться все на пять (показывают пять пальцев)

Воспитатель: Хорошо. Ребята, посмотрите на нашу доску.  (картина «Учитель»)

- Кто изображен на картине? (На картине изображен учитель)

- Где работает учитель? (учитель работает в школе)

- Что делает учитель? (учитель учит детей)

- Что нужно учителю для работы? ( Учителю для работы нужны: мел, доска, указка, тетради и учебники)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам составить рассказы об учителе.

Дети:

На картине изображен учитель. Он работает в школе и учит детей писать и считать. Учитель стоит у доски и объясняет задание. Для работы учителю необходимы: мел, доска и указка.

Воспитатель: Ребята, чтоб наши глаза отдохнули ведь они так внимательно рассматривали картину, предлагаю вам провести зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика

Воспитатель: Ребята, а может подарим Незнайке наш рюкзачок со школьными принадлежностями? (ответы детей) Тогда в сончас я схожу на почту и отправлю его. Ведь домашний адрес на конверте есть.

Итог занятия.

- Ребята, давайте вспомним, кому мы с вами сегодня помогали?

- Куда Незнайка собирается?

- Что ему потребуется для школы?

- Что больше всего вам понравилось на занятии?

- Что показалось сложным?

Звенит звонок

Воспитатель: Вот прозвенел звонок и окончен наш урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»

-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение граммат...

Занятие по коррекционно-логопедической работе в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР на тему: «Школа. Школьные принадлежности.» ( квест)

Занятие в пдготовительной логопедической группе для детей с ТНР на тему: "Школа. Школьные принадлежности" (квест)....

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе "Школа. Школьные принадлежности"

Воспитатель сообщает детям, что на участке д.с  нашли портфель и решили  принести его  вам, так как вы на следующий год тоже отправитесь в школу. В порфеле записка с письмом от ученика ...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе. «Школа. Школьные принадлежности».

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Школа". "Школьные принадлежности"...