«Ворота в зимнюю сказку» (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Программное содержание:

  • Закрепить представления об основных признаках зимы.
  • Формировать умение детей составлять рассказ по опорным картинкам.  
  • Учить спряжению существительных в родительном падеже,
  • Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, отвечать на вопросы полным предложением.
  • Закрепить изолированное произнесение звуков С,З,М, Х, Ш.
  • Совершенствовать  координацию движений с речью, мелкую моторику рук, мышление, внимание и память.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: игрушка мишка, берлога из ваты,, снежные деревья (ели); шишки; бумажные снежинки, туча, предметные картинки А3 (животные и птицы зимнего леса, чей дом?); картинки признаки зимы; презентация про зиму; колокольчик.

Предварительная работа: Рассматривание  с детьми зимних пейзажей, иллюстраций в книгах с изображением зимы. Беседы о характерных признаках зимы, какую одежду и обувь необходимо надевать зимой, чтобы не простудиться, какие зимние развлечения актуальны для детей; чтение стихов и загадок о зиме. Рассматривание альбома «Дикие животные», Дидактические игры «Кто, где живёт».

Музыкальное сопровождение:

Звуковые фрагменты (явление природы: вьюга, ветра).

 

 

 

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие «Здравствуйте». (Установление эмоционального контакта).

                                               Здравствуй солнце золотое,

                                               Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок.

В.-Здравствуйте  ребята. Дети, поздоровайтесь с гостями.

Д.- Здравствуйте

В.- Ребята,  вы любите  отгадывать загадки. Я вам сейчас загадаю.

Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

О каком времени года это загадка? ( ответы детей  зимой )

В.- Сегодня я предлагаю вам ребята совершить прогулку в сказочный зимний лес! Хотите отправиться вместе со мной? – Д.-Да!!!

В.- Начнем собираться в дорогу, зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться.

 Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку».

 

Обуваем ножки в новые сапожки, (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Шапку на головку и завяжем ловко, имитируем движение  (надеваем шапку)

На руки перчатки, в добрый путь ребятки. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

 

 ЗВУЧИТ КОЛОКОЛЬЧИК

- Колокольчик звени, в сказочный лес нас приведи.

(ПОХОДИМ к зимним ДЕРЕВЬЯМ)

В лес волшебный мы попали, тишина кругом стоит.

 

В.- Ой  ребята здесь  знак  «Правила  поведения в лесу». (читают)

Указ:

Если в лес пошел гулять

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Здесь ненужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить,

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги.

Здесь они вам не враги!

 

 

В.-Давайте полюбуемся красотой зимнего леса. Ребята, что вы видите на полянке?

Д.- Ёлочки.

В.-Какие деревья?

Д.- Пушистые, зеленые, большие и маленькие.

В.- Дети мы с вами находимся в сказочном лесу,   здесь происходит чудеса!

      Вот и чудеса  кто это прячется там под елкой?

Д.-Медвежонок.

В.-Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать?

Д.- Спать.

В.- Медвежонок, почему ты здесь?

 Медвежонок: «Мама мне сказала, зимой я должен спать.

                              Но что зимой бывает, мне хочется узнать

                              Вы мне поможете?»

В.-Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?

(дети садятся на стульчики «пенёчки») - и ты мишка садись с нами послушай.

- Ребята, посмотрите внимательно на экран.

(Просмотр презентации)

Слайд 2.

- Как вы думаете, какое время года на экране? (зима)

-Как вы догадались? Дети называют, что увидели

Слайд 3

-Зима какая? Выставляю опорную схему (морозная),

холодная , вьюжная , метельная ).

В.-Какие вы у меня умнички. Всё знаете про зиму.

Слайд 4

   - А что изображено на следующей картинке,  что это? (снег)

 

Слайд 5

- А сейчас мы свами сделаем   упражнение, чтобы наши глазки не устали.

СЛАЙД 7. (упражнение для коррекции зрения)

 

В.- Ребята, а какой снег зимой теплый или холодный? Как вы думаете?

Д.- Белый, мягкий, пушистый, легкий, липкий. Холодный

В.- Когда на  улице холодно, и снег холодный. Пальчики наши на улице замерзают.

В.-Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)

 

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж, дети подходят к  столу, где лежат шишки)

Пальчиковая гимнастика:

Шишки в руки мы возьмём

Наши ручки разотрём

Медвежонок – Мишка,

тоже бери шишку!

 

В.- Согрелись ручки. Хорошо.

 

В.-  А теперь ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

 

Физкультминутка «Сугробы».

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Посмотри, как блестит,

Под ногами снег хрустит.

 

Дыхательная и речевая зарядка

В.-Снег из чего состоит?

Д.-Из снежинок

В.-Ребята, посмотрите, что вы видите у меня в руках?

Д.-Тучу.

В.-Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой?

 

Д.-Снег. Воспитатель раздает детям бумажные снежинки.

                                         На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

 

В.- Возьмите в руку и скажите, что это?

Д.- Снежинки.

В.- Рассмотрите их, какие они?

Д.- Белые, легкие, воздушные ,красивые).

Давайте подуем на них и посмотрим, что произойдет.

  • Что произошло?  ( Они улетела, когда мы на них подули).
  • А как вы думаете, почему они  улетели?  (пушистые, легкие и воздушные).

 

 

В.- Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад)

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

В.-Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют)

В.-Как называется это явление?

Д.-(метель, вьюга)

В. Давайте  сядем  отдохнем послушаем, как воет вьюга.

Включаю звукозапись с завыванием вьюги.

Проговариваем вместе с детьми:

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с.

(руки плавно опускать вниз)

В.-Молодцы дети.

 

Чтобы дальше нам пойти, надо четко быстро произнести.

ЕС- ЕС – ЕС –   мы пришли  в лес.

СУ-СУ-СУ - было холодно в лесу.

ОС-ОС-ОС –  можем  обморозить нос.

СА- СА – СА – в лесу бегает лиса.

 

В.- Дети давайте сядем, на пенёчки отдохнём. (садятся на стулья)

 

 

 

Спряжение существительных в родительном падеже.

В.-Дети, а кого можно встретить в зимнем лесу?

Д.- Лесных жителей и зимующих птиц .

В.- А ещё как можно по-другому назвать?

Д.- Диких животных.

В.-Давайте расселим лесных жителей и зимующих птиц в нашем зимнем лесу.

Картинка с изображение диких животных.

Картинка «Чей домик?» (беседа по картинкам)

 

-Давайте с вами поиграем в игру, нужно сказать ласково о зиме.

Игра: Скажи ласково о зиме

- Как мы ласково назовем зиму?

ЗИМА  - зимушка

СНЕГ -  снежок

ДЕРЕВО - деревцо

ЁЛКА - ёлочка

ВЕТЕР - ветерок

ПТИЦА - птичка

ГОРКА - горочка

САНКИ - саночки

 

 

Рассказ о зиме

Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут детям  картинки, чтобы они ничего не забыли.

( Дети составляют рассказ.)

Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.

 

Итог. Медвежонок: Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам ребята.

В.-И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.

А теперь ребята с лесом нам пора расстаться

В детский сад всем возвращаться

 

 ЗВУЧИТ КОЛОКОЛЬЧИК.

 

И вот вернулись мы в детский сад.

 

Рефлексия:

  • Дети, скажите, где мы были сегодня?
  • Дети, о каком времени года мы с вами разговаривали?  (о зиме)
  • Кого встретили? (медвежонка)
  • Вам понравилась наше путешествие по зимнему лесу?
  • Что вам больше всего понравилось?

Мне сегодня  очень понравилось наше путешествие в зимний лес.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

Музыкальное занятие "Зимняя сказка" - подготовительная группа.

Цель:   - развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности,- показать преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя в освоении детьми про...

НОД "Путешествие в летнюю и зимнюю сказку" средняя группа

Открытое занятие на базе МДОУ д/с №6 "Солнышко"...

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

Конспект зимнего спортивного праздника (на улице) «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ!» средняя группа

спортивное развлечение на улице. Детям очень понравилось играть с героем в разные игры и так же соревноваться...