Проект "Использование приемов мнемотехники в развитии связаной речи детей старшего дошкольного возраста"
проект по развитию речи (старшая группа)

Проект "Использование приемов мнемотехники в развитии связаной речи детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi_s_mnemoshemami.docx192.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79 комбинированного вида»

Педагогический проект

ТЕМА: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего  

дошкольного возраста»

Воспитатель: первой квалификационной категории Могурова Л.А.

г. Саранск

Паспорт проекта

Название проекта

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной

речи детей старшего дошкольного возраста»

Тип проекта

Педагогический

Вид проекта

Информационно-практико-ориентировочный, творческий

Автор проекта

Могурова Л.А.

Возраст

Дети в возрасте от 4-6 лет

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели, физ.инструктор, муз.руководитель.

Продолжительность проектной деятельности

Долгосрочный, 2 года

Актуальность проекта

    Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развѐрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную                тему,        пересказ        текста                своими                словами.    Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп        речи.        Скудный                словарный        запас,                неумение согласовывать                        слова                в                предложении,        нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов

   Определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием дальнейшего успешного обучения в школе.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приѐмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чѐткой, красивой речи, что

является важным условием умственного воспитания ребѐнка.

Цель проекта

Развитие связной речи и мышления детей младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

Задачи

Образовательные:

  • закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при рассказывании сказок, заучивании стихотворений.

Развивающие:

  • совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;
  • способствовать        развитию        образного        и        логического мышления;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
  • порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Этапы реализации проекта

         1этап подготовительный

-осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников;

-определить критерии и уровни развития связной речи детей  среднего и старшего дошкольного возраста;

-изучение методические разработки по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста:

2 основной этап  

-составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники;

-разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами;

-организация консультаций.

3этап. Итоговый.

-анализ и обобщение результатов;                - ---    формулировка выводов;        -

-составление рекомендаций;

-участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня;

-обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.

Реализация проекта предполагает

-совместную деятельность родителей и детей;

-взаимодействие воспитателя с родителями;

-взаимодействие воспитателя с детьми;

-взаимодействие всех субъектов образовательного    процесса: педагоги-дети-родители.

Основные функции

 Воспитательная     Образовательная    Коммуникативная  Организационная

Материально-техническое обеспечение

-программа ТРИЗ для дошкольников ;

–коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей;        

- игротека где собраны различные настольные игры на развитие логического, творческого, ассоциативного, системного мышления;

-картотека ТРИЗ – игр по всем возрастам;        

- круги Луллия, блоки Дьеныша;

-картотека мнемотаблиц по развитию речи (стихи, сказки, загадки, описательные рассказы и т.д.);

- подобрана методическая литература для педагогов и родителей.

Новизна проекта

Использование        творческих        методик,        эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Практическая ценность

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со средней группы детского сада.

Ожидаемые результаты реализации проекта

-Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса детей;

-развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

-умение договариваться и работать слажено; обращаться к взрослому с вопросом;

Методика диагностирования дошкольников 4-5 лет.

Для диагностирования дошкольников определили сроки 3-4 неделя сентября и 2-3 неделя мая. Организация мониторинга проходит в форме игр, бесед для диагностирования дошкольников по теме проекта, модифицирована диагностика Л.В. Любимовой и Л.В. Коломейченко.

Содержание

Уровень знания

Дидактическое задание

1.Зрительная память

высокий - 5-7 картинок; средний- 2-5 картинки;

низкий – 0-2

Детям предлагаются 10 картинок по очереди с промежутком 2-3

секунды, затем просим ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.

2. Слуховая память

высокий – 4-8 слов; средний – 2-5 слов; низкий – 0-2 слов.

Детям предлагается прослушать 10 слов по очереди с интервалом 1-2 секунды, затем просим ребенка

назвать те слова, которые он запомнил.

3. Умение, используя таблицу рассказать о характерных особенностях времен года.

высокий – узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице;

средний – узнает и называет все характерные признаки диких

животных закодированные в таблице;

низкий – не называет особенности времени года закодированные в таблице.

Детям предлагается обследование мнемотаблицы «Времена года», затем просим ребенка рассказать о характерных особенностях времен года.

4.Умение, используя мнемотаблицы составлять

последовательный рассказ знакомых сказок

высокий – составляет

последовательный рассказ сказки; средний – составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете;

низкий – затрудняется рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу.

Детям предлагается обследование мнемотаблицы к сказке «Красная шапочка», затем просим ребенка составить последовательный рассказ.

Методика диагностирования дошкольников 5-6 лет.

Содержание

Уровень развития

Дидактическое задание

1.Зрительная память

высокий – 7-10 картинок; средний – 4-7 картинки; низкий – 0-4 картинок.

Детям предлагаются 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просим ребенка назвать те

картинки, которые он запомнил.

2.Слуховая память

высокий – 6-10 слов; средний – 3-6 слов; низкий – 0-3 слов.

Детям предлагается прослушать 10 слов по очереди с интервалом 1-2

секунды, затем просим ребенка назвать те слова, которые он запомнил.

3.Умение, используя

таблицу рассказать о

высокий – узнает и называет

все особенности времени года

Детям предлагается обследование

мнемотаблицы «Времена года», затем

характерных особенностях времен года.

закодированные в таблице; средний – узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в

таблице;

низкий – не называет особенности времени года закодированные в таблице.

просим ребенка рассказать о характерных особенностях времен года.

4.Умение определять название спрятанной в таблице сказки.

высокий-узнает и называет название сказки закодированной в таблице; средний – узнает, но

затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице; низкий – не узнает сказку.

Детям предлагается обследование мнемотаблицы к рассказу «живая шляпа», затем просим ребенка определить название рассказа спрятанной в таблице;

5.Умение перекодировать информацию

(преобразовывать из абстрактных символов в образы)

высокий – преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.);

средний – не все символы в таблице преобразовывает в образы;

низкий – затрудняется провести аналогию между символом и образом;

Детям предлагается обследование мнемотаблицы к сказке «Зиморвье зверей», затем просим преобразовать

информацию из абстрактных символов в образы.

6.Способность обозначать одним символом реальный образ.

высокий – умеет замещать образы геометрическими фигурами (корова –

коричневый круг, петушок – оранжевый треугольник и т.д.) средний – затрудняется замещать образы геометрическими фигурами; низкий – не понимает, что

живой образ можно заменить геометрической фигурой.

Детям предлагается дидактическая игра «Спрячь сказку» по сказке

«Петушок и бобовое зернышко», затем просим ребенка обозначить одним символом реальный образ.

После проведения мониторинга в начале учебного года в средней группе мы получили результаты:

Таким образом, из диаграммы видно, что дети имеют в основном средний и низкий уровень развития.

В конце года повторив исследование, после систематической работы, результаты изменились в положительную сторону:

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Дидактические игры по мнемотехнике

Вид деятельности

Задачи

Игра «Копилка слов»

Обогащать словарь, развивать долговременную память.

Игра «Волшебники»

Обогащать словарный запас, развивать

долговременную память и логическое мышление.

Дидактическая игра "Профессии"

Рассказать о какой – либо профессии по предложенной воспитателем таблице.

Дидактическая игра "Мое любимое животное"

Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Игра «Цветик-семицветик»

Обогащать словарь глаголами

Игра «Фотоаппарат»

Развитие зрительной памяти

Дидактическая игра "Времена года"

Составить описательный рассказ о временах года

Театрализованная деятельность по любимым сказкам

Разыгрывать несложные представления по

знакомым литературным произведениям; используя выразительные средства (интонация).

Дидактические игры на развитие вкусовой, зрительной, тактильной, слуховой памяти.

Развитие различных видов памяти

Дидактическая игра "Дорисуй предмет(круг, треугольник, овал, прямоугольник)

Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности

Дидактическая игра "Нарисуй слово"

Создавать образы на основе схематического изображения

Дидактическая игра "Птицы»

Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.

Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу"

Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать коллажами

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

 

Группа № 6           Фамилия, имя ребѐнка                  Фамилия, имя, отчество родителей                         

Анкета для родителей Мнемотехника

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

  1. Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова.          
  2. Для чего используется мнемотехника?         

  1. Приведите пример использования мнемотехнических

приѐмов.         

  1. Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приѐмы работы?

  1. Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка,

другое)         

  1. Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет).

Объясните свой ответ.         

  1. Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребѐнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.)         

Спасибо за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Родительское собрание

Тема: «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Цели:

ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники; ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях.

Задачи:

Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений, составлении пересказов, разучивание песен с детьми;

Дать задание родителям попрактиковаться в составлении мнемотаблиц;

Дать рекомендации родителям по использованию мнемотаблиц в домашних условиях, совместной с родителями и самостоятельной деятельности детей.

Ход собрания.

                                                 «Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам –

                                                                  он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать                                                        таких                                                          таких   слов с картинками,и он их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер-классе,    в    ходе    которого    Вы    познакомитесь    с    такими    понятиями,как

«Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!!

Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чѐм причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребѐнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки), а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Есть ещѐ интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребѐнка и его речь, то нам необходимо найти такие приѐмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приѐмы есть. И о них вам расскажет Елена Владимировна.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приѐмы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти. Одним из них является…

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приѐмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своѐм воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги)

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, используя приѐмы мнемотехники.

Существует много приѐмов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются следующие:

  • группировка;
  • классификация;
  • ассоциации;
  • поиск опорного пункта; схематизация;
  • достраивание материала; структурирование материала.

Эти приѐмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз,

на сколько частей или классов разделѐн необходимый для запоминания материал. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста.

В обучающий процесс вводятся различные приѐмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют… Мнемоквадрат, мнемодорожку и мнемотаблицу.

Но детям  дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними необходимо работать через мнемодорожки. Работая с мнемодорожкой, использую приѐмы наложения и приложения.

Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времѐн года, детей учат рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки

В работе с мнемодорожками устанавливают следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Например: разучивание стихотворений или )песни

«Песенка шмеля», а также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок), данный пример подходит для тех кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребѐнку рисунок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала). И еще несколько мнемотаблиц. Также мнемотаблицы можно использовать при рассказывании сказок. А, именно…

Использование компьютерных технологий при работе с мнемотаблицами.

В каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна изних) Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.

Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение и даже сказки.

На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники. Предлагаю вашему вниманию презентацию по сказке

«Три поросёнка»(просмотр презентации по сказке «Три поросёнка»).

Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.

Как ещѐ можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребѐнком дома?

Варианты игр с мнемотаблицами:

  1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
  2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
  3. Определять, где должна находиться ―выпавшая‖ картинка среди других;
  4. Найти лишнюю картинку;
  5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
  6. «Распутать»        два        события        (предъявляются        вперемешку        две        разрезанные мнемотаблицы);
  7. Игра ―Не зевай, нужную картинку поднимай‖. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким        образом,        Вы        можете        в        игровой,        ненавязчивой        форме        разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребѐнка.

Итак, использование методов мнемотехники:

  • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
  • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • развивает творческое познание детей.

Хотелось        бы        отметить,        что        детям        очень        нравится        рисовать        и        работать        с мнемотаблицами. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым. Как вы думаете, приѐм мнемотаблиц им пригодится в  жизни? А конкретно где?

Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приѐм запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Работа в группах – тренинг по составлению мнемотаблиц.

А попробовать вы можете прямо сейчас. Мне хотелось бы предложить вам на практике применить методы мнемотехники.

Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы, и выполнить следующие задания

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

«Кораблик», А.Барто Матросская шапка, Веревка в руке,

Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня:

  • Прокати, капитан!

Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне.

Песня «В лесу родилась елочка…»

В лесу родилась елочка, В лесу она росла.

Зимой и летом стройная, Зеленая была.

Метель ей пела песенку:

«Спи, ѐлочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Просмотр полученных работ: первая группа меняется со второй своими мнемотаблицами. Каждая группа должна воспроизвести зашифрованное.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать еѐ объѐм, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

Мне очень   хотелось   бы,   чтобы   сегодняшняя   информация   для   вас   оказалась

интересной и полезной.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своѐ мнение о сегодняшнем мероприятии.

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей

Диагностика слуховой памяти у детей 4 – 5 лет: воспитатель произносит 10 слов: окно, небо, лето, ветка, река, сетка, дом, снег, стул, город. Слова читаются монотонно, с интервалом 1-2 секунды. Затем педагог просит ребенка повторить слова, которые он запомнил.

Диагностика зрительной памяти у детей 4- 5 лет: воспитатель показывает 10 картинок по очереди с промежутком 2-3 секунды, затем просит ребенка назвать те картинки, которые он запомнил.

Критерий оценок (зрительная память) :

высокий уровень - 7 - 10 картинок; средний уровень - 4 - 7 картинок; низкий уровень - 0 - 4 картинок.

Критерий оценок (слуховая память) :

высокий уровень - 6 - l0 слов; средний уровень - 3 - 6 слов; низкий уровень - 0 - 3 слов.

Этапы работы с мнемотаблицами:

  1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

  1. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

  1. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.

  1. Каждую таблицу ребѐнок воспроизводит самостоятельно, используя приѐм наложения.

Варианты игр с мнемотаблицами:

  1. Восстановить последовательность картинок по памяти;
  2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
  3. Определять, где должна находиться ―выпавшая‖ картинка среди других;
  4. Найти лишнюю картинку;
  5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
  6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

мнемотаблицы);

  1. Игра ―Не зевай, нужную картинку поднимай‖. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинк

Список используемой литературы:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез,1999
  2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 —71с.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 —114с.
  4. ВыгодскийЛ.С.Мышлениеиречь.5-еиздание, исправленное. Издательство

«Лабиринт», М. 1999 С. 352

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6,с.6
  2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 —с.18
  5. Кудрова Т.И.Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи

// Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

  1. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР»,2004.
  2. Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
  3. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»,2009.
  4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
  5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с.16-21.
  6. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам»,2006.
  7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребѐнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих  эффективно запоминать стуктуру расска...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...

Опыт работы «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники....

Самообразование Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №46 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»  САМООБРАЗОВАНИЕТема: «Использование приемов мнемотехники в разв...

Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи подразумевает формирование связной речи: речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем – либо, нужно представлять объект ...

"Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является условием умственного воспитания и развития детей.Развитие связной речи у старших до...