Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Пересказ русской народной сказки Репка с применением условных заместителей»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Геворкян Светлана Григорьевна

 

                                                                                                                                                            Конспект

интегрированного занятия по развитию речи

на тему:

 

«Пересказ русской народной сказки

Репка с применением  условных заместителей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_noyabr_2023.docx85.87 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ Школа № 1538 дошкольное отделение «Жемчужинка»

г. Москва

                                                 Конспект

интегрированного занятия по развитию речи

на тему:

«Пересказ русской народной сказки

Репка с применением  условных заместителей»

Средняя группа № 6

                                                             Подготовила:

                                                    Воспитатель Геворкян С.Г.

                                          2023

Программное содержание:

1. Развивать творческую активность, артистическую способность, развивать двигательное моделирование;

2. Учить пересказывать и  обыгрывать русскую народную сказку «Репка»   с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе.  

2. Закреплять умение детей  отвечать на вопросы и отгадывать короткие загадки-описания; закрепить знания о геометрических фигурах.  

Материал:

1. Фланелеграф с комплектом условных заместителей  для воспитателя

2.Условные заместители персонажей сказки на каждого ребенка в комплекте   по программе Л.А.Венгера

  • кружок желтого цвета – репка,
  • квадраты разного цвета – дед, бабка, внучка;
  • треугольники разного цвета – мышка, кошка, собака;
  • большой кружок желтого цвета – репка; среднего размера разного цвета – дед, бабка, внучка; меньшего размера разного цвета – кошка, собака, мышка

3.???Настольный кукольный театр к русской народной сказке «Репка»,  атрибуты к театру, костюмы и маски  к сказке «Репка».

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Репка»,

рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход занятия: 

-Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

проходите, присаживайтесь на стульчики.

Сегодня я пригласила Вас на сказочное представление «Репка»

- Но до начала представления, пока есть немного времени, я хочу с вами поговорить.

- Что у вас в руках? ….(билеты) А кто на них нарисован?

Правильно, герои из сказки «Репка». С такими билетиками ходят в театр.

А приобрести билет на представление можно….в театральной кассе(Фото)

- Давайте представим, что мы с вами находимся в театре.

Покажите мне все свои билеты и занимайте места в зале.

А что же такое театр? Что вы о нём слышали? А может кто – нибудь был из вас в театре?

- Ребята, театр – это красивое здание, чаще всего с большими колоннами, вот посмотрите (фото показать).

Ещё про театр говорят – удивительный дом, где показывают спектакли для детей и для взрослых, сказки; танцуют и поют.

-Я сказала, что до начала представления есть немного времени. А как узнать, когда начнётся представление?

Об этом в театре нас оповещает звонок. А всего таких звонков три.

После третьего звонка, начнётся представление. (повесить на доску колокольчик) ЗВЕНИТ ПЕРВЫЙ ЗВОНОК.

- А вот и первый звонок.

Я загадаю загадки об этих героях сказки,  а  вы попробуйте их отгадать.

(Воспитатель выстраивает героев сказки, которых дети отгадали)

1.Круглый бок, желтый бок                      

   Сидит на грядке колобок.                          

   Врос он в землю крепко.                              

   Что же это?                                      (Репка)                                                                      

2. Он седой и с бородой,

    Очень старый и хромой. Кто это?     (Дед)

3. Она старенькая, седая, добрая и простая,

    В доме с дедушкой  живет

    Внучка как ее зовет…                    (Бабушка)

 4.У дедушки и бабушки девочка живет

    Как же эту девочку бабушка зовет?   (Внучка)  

5.Гладишь – ласкается,                              

   Дразнишь – кусается,                                  

   На цепи сидит,                                                        

   Дом сторожит                                             (Собака).

6.У нее четыре лапки, лапки - цап – царапки,

   Пара чутких ушей и она гроза мышей       (Кошка)

7.Под полом таится и кошки боится.             (Мышка)

- Ребята, из какой русской народной сказки все эти герои?  (Репка) 

- Мы пришли на представление. Как назвать тех людей, которые смотрят сказку в театре, спектакль (зрители).

Вот и мы будем зрителями. (фото)

-Ещё одна картинка.

- Как называют людей, которые показывают представление?. актёры (фото).

В театре есть место, где выступают актёры. Как оно называется?. сцена (фото)

Когда заканчивается представление артистам дарят цветы и бурные …. (аплодисменты) фото

- А вот и второй звонок. (колокольчик повесить на доску)

                                     Физкультминутка «Репка»  

В огород мы пойдем.                               Дети идут по кругу и изображают 

Овощей наберем.                                      как будут набирать овощи.

В огороде нашем

Нет нашей репки краше!                          Поглаживают руками лицо

Круглый бок,                                             Повороты в стороны

Желтый бок                                               Наклоны в стороны

Сидит на грядке колобок                          Дети приседают

Врос он в землю крепко

Потянем его детки!                                   Наклоны вперед  

Тянем - потянем

Вот и вытащили репку!                             Руки поднимают вверх

А она сочна, кругла, больша,                    Руки в стороны

Одним словом удалась –

Желтым солнышком зажглась!                Дети закрывают глаза, жмурятся

                                                                    Руки поднимают вверх.

 

 - Ребята, а теперь посмотрите  фланелеграф , на нем вы видите геометрические фигуры, которые обозначают  героев сказки «Репка.  

  • Большой желтый круг -  Это какой персонаж сказки?   ( репка);
  • квадрат коричневого цвета – Это кто?  (дед);
  • квадрат красного цвета – Как вы думаете, а это кто? (бабка);
  • квадрат белого цвета – А это кто? (внучка);
  • треугольник черного цвета – Это какой персонаж?  (собака Жучка);
  • треугольник оранжевого цвета –  А это что за герой?  (кошка Мурка);
  • треугольник серого цвета – Ну, а это кто? (мышка).

-  Ребята, пройдите, пожалуйста, за столы.  Для каждого из вас   я приготовила  такие же геометрические фигуры, как у меня на  фланелеграфе. Вы уже знаете, что каждая из них обозначает персонаж сказки «Репка».    

-_Постройте, пожалуйста, сказку из геометрических фигур на своих фланелеграфах.

      Дети выстраивают последовательность сказки самостоятельно. Воспитатель индивидуально проверяет и помогает  им исправить ошибки в построении последовательности. Сначала – большой желтый круг, затем последовательно остальные геометрические фигуры, выбранные по цвету и по форме для каждого персонажа сказки.

 - Молодцы, все вы постарались и правильно построили сказку.

Попробуем ее пересказать.

     Один – два ребенка пересказывают сказку по построенной схеме.

 

 - А вот и третий звонок, занимайте свои места. Сейчас начнется представление (колокольчик повесить на доску)

Раздаётся телефонный звонок

- Подождите, подождите, это кажется телефонный звонок. Я отвечу.

- Алло. Доброе утро!

- Как задерживаются, как замело дороги? Какой сундук а что в нем

Но мы….Связь пропала.

- Ребята, мне сказали, что актёры, которые должны показывать нам сказку, не могут до нас добраться из - за сильного снегопада.

- Что же делать? Что то сказали про сундук…

(Нахожу сундук)

-Стоит у окошка какой-то сундук,

А может, ребята, волшебный он? Вдруг (зову детей посмотреть)

Мы крышку его приоткроем слегка…

Так тут же герои из «Репка».

- Возьмите себе по одному герою. Можно поменяться. Вы узнали их?

- Героев много и я одна не смогу показать сказку. Как же быть?

- А Вы, мои маленькие зрители, не хотите попробовать себя в роли актёров? Согласны мне помочь? А наши гости будут зрителями. У меня как раз остались лишние билетики.

- Давайте вспомним, какие слова говорят наши герои, каким голосом они их произносят, кто за кем выходит (обговариваем детали сказки, спросить у кого какой герой)

 

-Ребята, а сейчас  давайте  обыграем эту  сказку.  

Для этого, вы  сами выберете  -   кто из вас  каким персонажем сказки будет, а также выберете того, кто будет рассказывать сказку.  

А еще вы сами   подберете  подходящую маску для  роли из этой сказки.

 (Дети разыгрывают эту сказку. Воспитатель только наблюдает за игрой детей.  Игра – драматизация ).

ПОКАЗ СКАЗКИ. (включить фанфары)

Воспитатель:

- Возьмите своих героев и выйдите на поклон.

- Молодцы! Каждый из Вас хорошо справился с ролью своего героя. Благодаря Вам наше представление состоялось. Вы настоящие артисты.

- Присаживайтесь на стульчики.

- Что нового Вы сегодня узнали о театре? (повторить по картинкам на доске)

- А что вы услышали в конце представления? (Аплодисменты зрителей)

- А ребятам в группе сможете рассказать о театре? А показать сказку?

- Хочу вручить медали за ваш талант. И подарок на память. А ещё я хочу подарить вам игру, которая называется «Репка». Вы сможете поиграть в группе. (ФАНФАРЫ)

Ребята, а кто пробовал репку?  Какая она на вкус?  (сладкая)

- Кто знает, что едят у репки, вершки или корешки?   (корешки)

- Ребята, а у русского народа есть еще пословицы и поговорки о репке, вот послушайте.  

  • У репы корешки сладки, а вершки горьки.
  • В землю крошки, а из земли лепешки.

Как вы думаете, что можно приготовить из нее? (Готовят из нее салат, кашу).

 

Все вы молодцы, правильно отвечали и выполняли работу. А я вам сейчас я хочу предложить  попробовать репку на вкус.

Пробуйте, угощайтесь, приятного вам аппетита!

 (Воспитатель раздает детям кусочки пареной или вареной  репы)  

 

 

 

                    Наглядный материал

                       

Построение модели сказки «Репка» с применением условных заместителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Русская народная сказка «Репка»

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"...

Конспект театрализованного занятия на тему: Игра -драматизация по мотивам русской народной сказки " Репка" (средняя группа)

Развивать у детей интерес к театральноя деятельности,выразительность интонации, мимики, движений. Воспитывать чувство коллективизма,взаимопомощи,доброжелательного отношения друг к другу....

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами математических представлений по сказке «Репка» в младшей группе

Интегрированное занятие по развитию речи  с элементами математических представлений  по сказке «Репка» в младшей группе.Программное содержание:Учить пересказывать русскую н...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Лисичка- сестричка и серый волк» для детей 4 - 5 лет

Открытые занятия – одна из важных форм организации методической работы. На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методиче...