Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с расстройством аутистического спектра по теме «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Романенко Анна Николаевна

Аннотация

В данном конспекте индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей со сложной структурой дефекта (РАС) мы предлагаем обобщить и систематизировать представления детей по теме «Осень», активизировать и расширить словарный запас по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_docx.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ»

Аннотация

В данном конспекте индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей со сложной структурой дефекта (РАС) мы предлагаем обобщить и систематизировать представления детей по теме «Осень», активизировать и расширить словарный запас по данной теме.

 Ключевые слова

Аутизм, коммуникация, развитие ребенка, формирование коммуникативных навыков         

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей по теме «Осень», активизировать и расширить словарный запас по данной теме.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Познакомить детей с признаками осени.

-Обогащать словарный запас по теме.

- Закреплять умения обследовать и анализировать предметы по их признакам.

- Формировать эмоциональный контакт.

- Развивать коммуникативные навыки.

2.Коррекционно-развивающие:

-Развивать мелкую моторику.

-Побуждать к жестам и речевым вокализациям.

-Развитие саморегуляции, усидчивости.

-Переключение внимания. Развитие координации движений.

3.Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать интерес к совместной деятельности, игре.

Оборудование:

Игрушка «Ежик»

Пирамида (6 колец)

Листья (красные, желтые, зеленые)

Корзинка

Карточки для артикуляционной гимнастики

Аудиозапись логоритмического упражнения «Осенние листья»

Два желтых кленовых листа из бумаги

Шарик Су-ждок,

Разноцветные прищепки и желтый картонный круг.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди), рассматривание книжных иллюстраций на осеннюю тему.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Здравствуй. Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те. А теперь поздороваемся ручками» (педагог и ребенок отхлопывают ритмическую структуру слова). Ребенок выполняет все действия по образцу.

Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай.

Основная часть.

Логопед:  К нам  в гости из осеннего леса пришел ёжик. Он принес с собой корзинку. Что же в ней. Это колючий мячик. Такой же колючий как и ёжик. Потрогай мячик. Какой он? (колючий). Давай поиграем с мячиком.

Массаж пальцев, рук, предплечья.

Массажным шариком Су-джок педагог производит вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаясь на ладонь ребёнка, и проводит массажные движения до предплечья (те же действия проводит с правой рукой). Затем ребенок самостоятельно катает в ладошках шарик.

Педагог сопровождает массаж тематической рифмовкой:

В колобок свернулся ёжик,

Нет ни носика, ни ножек.

Даже осторожненько не погладишь ёжика

Острые колючки колют детям ручки.

Логопед: Давай посмотрим, что ещё есть в корзинке у ёжика. (достает карточки для артикуляционной гимнастики

Развитие артикуляционной моторики.

 На столе перед ребенком лежат перевернутые вниз картинки, ребенок переворачивает их по просьбе логопеда и выполняет соответствующие артикуляционные упражнения. 

- Картинный материал: «Заборчик», «Трубочка», «Улыбка», «Вкусное варенье»

После выполнения убирает картинки в корзину по просьбе логопеда «Убери!», «Клади!»

Упражнение «Разложи листочки по коробочкам».

Логопед: Посмотри, что еще принес ёжик. Это листочки. Какого они цвета? Это красный листок, это желтый, это зеленый. Эти листочки разного цвета, потому что наступила осень. Осенью листочки меняют свой цвет. Посмотри, а это что? Это коробочки. Ёжик просит тебя разложить листочки по коробочкам: в зеленую коробочку мы положим зеленые листочки, в желтую-желтые, в красную-красные.  Разложи листочки в коробочки.

Пальчиковая гимнастика

Логопед: Наши пальчики устали, давай сделаем зарядку.

Кап! Кап! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Это дождик за окном

Разбудил целый дом!  (Ребенок стучит пальчиками по столу, подражая звуку дождя)

Упражнение «Собери пирамиду»

Логопед: А еще в корзине нашего ёжика лежит  его любимая игрушка - пирамида. Она состоит из колечек. Сними колечки и выложи их в ряд.  А теперь соберем пирамиду, будем выбирать каждый раз самое большое кольцо.  Найди самое большое кольцо и надень его на стержень.

(при сборе пирамиды ребенок называет также цвета колец)

 Физкультминутка с использованием логоритмического упражнения «Осенние листья». Ребенок берет в обе руки желтые листья из картона и, подпевая педагогу, произвольно размахивает ими, изображая листопад.

Листья желтые танцуют

С веток падают, летят.

Эту сказку золотую

Называют листопад.

Игра с прищепками «Солнышко

Осталось последнее задание. Посмотри, из-за тучи выглянуло солнышко, но оно грустное – у него нет лучиков. Выбери из корзинки только жёлтые прищепки и прикрепи их к солнышку. ( педагог просит выбрать прищепки желтого цвета и прикрепить «лучики» к солнышку).

Заключительная часть. (Рефлексия)

Логопед: У тебя очень хорошо получилось. Ты молодец (взрослый обхватывает руки ребенка и хлопает в ладоши). Давай вспомним. Что мы сегодня делали (на экране включается презентация с изображением слайдов).

- Сегодня в гости к нам пришел ёжик. Мы играли с ним в колючий мячик.

- Раскладывали разноцветные листочки в коробочки

- Собирали пирамиду.

- Пели песню про листопад.

- Прикрепили лучики к солнышку.

Итог занятия

Логопед:  На этом наше занятие заканчивается. Хвалим ребенка, за то, что он хорошо работал, хлопаем в ладоши, «Молодец»! В конце занятия звенит колокольчик.

Список литературы

1.Электронное издание на основе печатного аналога: Климонтович, Е. Ю. Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь.Для детей 2,5–4 лет / Е. Ю. Климонтович. – Изд. 2-е. – М. :Теревинф, 2012.

2.Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. / Л. Г. Нуриева. – Изд. 2-е. –М.: Теревинф, 2006. (Серия «Особый ребенок»).

3.Cандрикова В.С. «Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра»: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. ред. О.В. Елецкой. — М. : Редкая птица, 2019. — 80 с. — (Серия «Начинаем говорить»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте уме...

Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе с детьми с расстройством аутистического спектра по теме "Найдите транспорт"

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе с детьми с расстройством аутистического спектра "Найдите транспорт"...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...