Лексические игры: «Зима» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пиняева Ольга Викторовна

Цель: Активизировать словарный запас детей, совершенствовать слуховое внимание.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Задачи:

Образовательные задачи:

·        Формирование связанной речи

·        учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

·        обогащение и активизация словаря

·        совершенствовать фонематический слух

·        закреплять умения образовывать глаголы совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»

·        формирование грамматического строя речи

Развивающие задачи:

·        развивать память, речь, слуховое внимание

·        развивать образное мышление

Воспитательные задачи:

·        воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников

·        воспитывать чуткость к художественному слову

·        воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение действовать в команде.  

Методы и приемы: наглядные, словесные и практические

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_igry.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические игры: «Зима» для детей подготовительной группы

Цель: Активизировать словарный запас детей, совершенствовать слуховое внимание.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формирование связанной речи

  • учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

  • обогащение и активизация словаря

  • совершенствовать фонематический слух

  • закреплять умения образовывать глаголы совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»

  • формирование грамматического строя речи

Развивающие задачи:

  • развивать память, речь, слуховое внимание

  • развивать образное мышление

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников

  • воспитывать чуткость к художественному слову

  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение действовать в команде.  

Методы и приемы: наглядные, словесные и практические

ХОД ООД

 

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

 

Мы сегодня поиграем в словесные игры. Отгадайте, на какую тему будут игры?

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

«Зимушка- зима» подготовила для нас задания, давайте их выполним:

  1. Закрепление изученного материала.

«Кто быстрее ответит на вопрос?»

- сколько месяцев в году?

-какой месяц начинает год?

-какой месяц заканчивает год?

-назовите последний месяц зимы?

Игра «Соседи месяцев».

- Январь- Февраль – Март

- Ноябрь – Декабрь – Январь

-Октябрь –Ноябрь -Декабрь

-Февраль –Март –Апрель.

    2.  Упражнение «Доскажи словечко»

Задание: досказать слово и постараться запомнить досказанные слова.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…. (снежинки).

На поля и на лужок

Все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …. (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Это девочка (снегурка).

На снегу – то посмотри? -

С красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землюю всю украсил (снег).

- Какие слова вы добавляли?

- На какое слово они все похожи? (снег)

- Какие слова вы добавляли? (снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

- На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег.

Такие слова называют родственные, они похожи по звучанию

  1. Игра «Один – много»

-Снежок – снежков.

-Снеговик – снеговиков.

-Метель – метелей.

-Снежинка – снежинок.

-Коньки – коньков.

-Снегопад – снегопадов.

-Льдинка – льдинок.

-Мороз –морозов.

  1. Игра «Что наделала зима?» (образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).

Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

  1. Игра «Назови лишнее слово?»

- мороз – сосулька – купальник – снеговик;

- лыжи – вьюга – снежинка – грибы;

- листопад – санки – пурга – метель;

- новогодняя ёлка – Январь – лёд – ландыши.

  1. Упражнение «Назови звук в слове»

Задание: назвать первый и последний звук в слове.

- пурга, метель, гололед, снегопад, морозец, вьюга, лыжи, коньки.

  1. Упражнение «Составь слово из слогов»

ма-зи (зима); ки- сан (санки); роз –мо (мороз); га- вью (вьюга), жок – сне (снежок). 

  1. Подберите похожие слова к словам:

Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.).

  1. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше слов».

Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?

Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.

Солнце какое? низкое, неяркое.

Итог: Дети, давайте подведем итог. О каком времени года мы говорили?

Что сегодня мы узнали интересного о зиме?

Рефлексия:

  1. Чем мы сегодня занимались?

  2. В какие игры играли?

  3. Какая игра была самая легкая?

  4. Какая игра была самая сложная?

  5. Какая игра понравилась больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры - КВН для детей подготовительной группы «Поёт зима – аукает»

Игра - КВН для детей подготовительной группы «Поёт зима – аукает» позволит закрепить знания детей о времени года – зиме, о явлениях природы, которые происходят в этот период....

Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» для детей старшей группы с ОНР.

Аннотация: подгрупповое логопедическое занятие по теме «Зима», для детей 5-6 лет с ОНР, направленное на развитие лексико-грамматических средств языка, развитие диалогической речи, формирование психиче...

Методическая разработка по развитию речи на тему: «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе

Методическая разработка по развитию речи  на тему:«Лексические игры и упражнения»в подготовительной группе...

Картотека дидактических игр по лексической теме «Зима» для детей средней группы 06.12.23г.

Картотека дидактичеких игр по лексической теме "Зима" для детей средней группы.- 06.12.23г....

Картотека дидактических игр по лексической теме «Зима» для детей средней группы.

Картотека дидактических игр по лексической теме "Зима" для детей средней группы....