Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с историей и бытом казаков Нижнего Поволжья в контексте ФГОС ДО
статья по развитию речи

Наталья Викторовна Акимова

В статье мы делимся опытом работы о том, как в нашем детском саду строится работа по развитию речи в соответствии с реализацией национально - регионального компонента в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Мы уверены, что этот опыт будет полезен и для детей групп общеразвивающей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_akimova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Акимова Наталья Викторовна,

 старший воспитатель

муниципального дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад № 290 Дзержинского района Волгограда»

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с историей и бытом казаков Нижнего Поволжья в контексте ФГОС ДО.

Сегодня мы хотим поделиться опытом о том, как в нашем детском саду строится работа по развитию речи в соответствии с реализацией национально - регионального компонента в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Мы уверены, что этот опыт будет полезен и для детей групп общеразвивающей направленности.

Вся коррекционно - общеразвивающая работа в нашем учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи направлена на коррекцию речи и развитие общих качеств и свойств личности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств является накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Задача современного дошкольного образования – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где родился и живешь. Если ребенок знает историю своего края, культуру и быт своих предков, интересуется, чем живут сейчас и  хочет стать частью происходящих событий, то он вырастет настоящим патриотом не только Малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Перед нами возникла проблема, каким образом объединить коррекционно - развивающую работу, приоритетным направлением которой является речевое развитие, и воспитание у детей чувства патриотизма? Как помочь детям ощутить и осознать свою принадлежность к Малой Родине, научить любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Ведь любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

Волгоградская область традиционно является землёй Донского казачества. Казачество сберегло до настоящего времени основы своей духовной культуры. Казачьи устои жизни, казачье народное творчество – это наследие, которым нужно гордиться. Человек, рожденный на этой земле, должен знать о жизни далеких предков, о том, как они воевали, обрабатывали и любили эту землю, вели хозяйство.

Литературное богатство Донского казачества, богатство региона обычаями и традициями казачества, природное окружение края с богатым своеобразием растительного и животного мира – все это продуктивно влияет на речевое развитие.

На основании всего этого, а также в соответствии с требованиями к структуре образовательной программы (изучение регионального компонента должно составлять не мене 20% деятельности), мы стали широко использовать ознакомление детей с бытом и историей казачества, как региональный компонент в работе с детьми, имеющими нарушения речи, как равнозначное средство в ряду других средств.

Логопедическая коррекция в работе с детьми специфична и проводится по следующим направлениям:

- обогащение словарного запаса;

-устранение нарушений звукопроизношения;

- развитие фонематического восприятия;

- формирование грамматического строя;

-развитие связной речи.

Расширяя представления детей об историческом прошлом казаков Нижнего Поволжья, об их традициях, образе жизни, мы тем самым обогащаем словарный запас детей. Знакомя детей с лексикой казаков, мы заражаем их желанием использовать новые, ранее неизвестные слова, добиваясь тем самым еще и понимания того, что у каждого народа, населяющего нашу Россию, своя история, своя речь, свои традиции, и все они должны передавать из поколения в поколение.

Изучая жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, заклички, песни, частушки), мы не только отрабатываем правильное произношение звуков, но и учим детей видеть народную мудрость, юмор, красоту языка. Воспевать любовь к родному краю.

Развивая связную речь, при обучении составлению описательных рассказов, для описания предметов мы отбираем речевой материал, относящийся к природе казачьего края, быту (одежда, посуда, обувь, пища), снаряжению казаков. При обучении составлению рассказов используем знания детей об особенностях промысла казаков (охота, скотоводство, земледелие).

Формирование у детей основ культурно-исторического наследия происходит в игровой деятельности (использование народных игр «Петушок», «Золотые ворота» и др.)

Как известно в системе планирования в группе компенсирующей направленности выбран принцип понедельного изучения лексических тем. Образовательный  и коррекционный материал строится на речевом материале определенной лексической темы («Фрукты», «Одежда», «Осень», «Посуда», «Как хлеб пришел» и т.д.).

В процессе корекционно-образовательной деятельности региональный компонент совмещается с лексическими темами и учитывается при отборе содержания организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Работая над лексическими темами, мы совместно с воспитателями сделали подборку речевого материала, который позволял бы решать основные логопедические задачи и осуществлял реализацию регионального компонента, внесли это  в тематический план.

Примерное перспективное планирование «Организация коррекционно-образовательного процесса на материале знакомства с историей и бытом казачества»).

Тема недели

Словарь

Отрабатываемые речевые навыки

Содержание (формы) работы

- существительные.

- глаголы.

- прилагательные.

-образование слов с уменьшительно – ласкательным значением;

-образование множественного числа существительных;

- образование относительных, качественных прилагательных;

- образование приставочных глаголов;

-подбор родственных слов;

- практическое использование предлогов;

- согласование имени существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

- построение различных видов предложений;

- составление различных видов рассказов  

- беседы;

- рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций;

-дидактические игры;

- пальчиковые игры;

- подвижные игры;

-заучивание пословиц, поговорок и т.д.;

- чтение художественной литературы;

- существительные.

- глаголы.

- прилагательные.

Как видно из планирования, на основе подобранного речевого материала, отрабатываются все компоненты речевой системы:

- словарь (лексика данной темы: словарь существительных, глаголов, прилагательных);

- грамматический строй (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением). Используются известные логопедические игры «Один - много», «Скажи ласково», «Расскажи о…»);

- звукопроизношение (использование казачьего фольклора, относящегося к конкретной теме, народные игры);

- развитие связной речи (Обучение составлению различных видов рассказов с использованием лексики данной темы: составление описательных рассказов по теме «Игрушки» (свистульки, ложки, волчок и т.д.), «Одежда», «Посуда» (описание самовара); составление рассказов из личного опыта «Как сделать тряпичную куклу»);  

Для решения поставленных задач, используются разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка.

Большую роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности, поэтому оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, являются:

- беседы – рассказы на темы: «Кто такие казаки», «Казачье подворье», «Что такое промысел», «Казачья посуда», «Казачья одежда»;

- рассматривание иллюстраций;

- электронно-образовательные ресурсы (компьютерные презентации: «Животный мир Донского края», «Растительный мир Донского края», «Ягоды и грибы», «Как жили казаки»),

- ознакомление с художественной литературой;

- слушание музыки;

- знакомство с народно-прикладным искусством;

- народные игры («Золотые ворота», «Петушок», «Достань платок» и др.).

Перечисленные формы работы позволяют интегрировать самые различные виды деятельности. В логопедической группе коррекционная работа осуществляется в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре). Опыт показывает, что большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может успешно закрепляться вне занятий. Поэтому мы максимально используют все режимные моменты в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями речи (утреннюю гимнастику, прогулку, прием пищи, игры вне занятий: подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические и т.п.).

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: «Осенние посиделки», Рождество, Святки, Масленица. При их подготовке логопедом совместно с воспитателями групп разучиваются загадки, пословицы, поговорки, заклички, песни, частушки из фольклора казаков, литературные композиции, сказки казаков.

Все это позволяет развивать связную речь, способность планировать речевое высказывание, овладевать средствами общения с взрослыми и сверстниками. Расширять словарь детей знаниями о богатстве и разнообразии животного и растительного мира Донского края, традициях и быте казачества.

Как уже говорилось, в логопедической группе коррекционная работа осуществляется в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса, поэтому реализацию регионального компонента мы все чаще включаем в проектную деятельность. Итогом проектов является создание фотоальбомов, коллекций, развлечений, посредством которых ребята закрепляют свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

"Активизация речевого развития детей старшего дошкольного возраста на основе современных способов визуализации образовательной информации"

В связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в педагогический процесс с детьми дошкольного возраста появилось множество средств подачи, визуализации образовательной информац...

Опыт работы "Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей"

Опыт работы расскрывает теоретические и практические этапы работы по развитию познавательных способностей у дошкольников через ознакомление с историей создания вещей....

Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»

Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...

Консультация на тему: " Использование инновационных технологий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС"

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...