Логопедический досуг с использованием театрализованных игр (старший дошкольный возраст) ДРУЗЬЯ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Юлия Александровна Лемешко

Применение театрализованных игр в работе учителя-логопеда ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_druzya_speshat_na_pomoshch.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Ровеньский детский сад комбинированного вида № 3»

Логопедический досуг с использованием театрализованных игр (старший дошкольный возраст) ДРУЗЬЯ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ

Учитель-логопед:

Лемешко Юлия Александровна

п. Ровеньки

2020

Цели:

  • Систематизировать представление детей об окружающем мире (сезонных явлениях, об одежде, обуви, головных уборах, животном мире и особенностях обитания диких и домашних животных);
  • Расширить предметный словарь детей по изученным лексическим темам;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Доставить удовольствие детям.

Актуальность

  • Реализуется комплексно-тематический подход и интеграция работы специалистов;
  • Используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
  • Осуществляется плавный интегративный переход из одного вида детской деятельности в другой;
  • Проблемная ситуация решается разными способами;
  • Упражнения образовательной кинезиологии способствуют усиленной работе мозга и формированию ведущей руки (профилактика левшеств).

Предварительная работа

  • Изучение лексических тем «Одежда»«Обувь»«Головные уборы»«Дикие и домашние животные»«Зима».
  • Чтение художественных произведений Е.И. Чарушин «Волчишко и др»«Про Томку», М.М. Пришвин «Ежик», В.Бианки «Первая охота», сказки «Три поросенка» С.В. Михалкова, «Заяц и еж»«Волк и лиса» бр. Гримм, «Медведь и солнце» Н.Сладкова.
  • Рассматривание иллюстраций художников И.Э Грабаря, И.И. Шишкина в альбоме Н.В. Нищевой «Четыре времени года».
  • Систематическое проведение упражнений по образовательной кинезиологии.
  • Систематическое проведение социоигр «Человек к человеку»«Четыре стихии», рус. нар. игр «Улиточка»«Маланья».

Материалы и пособия:

  • контуры зимних деревьев, вырезанные из картона¸ фанеры, пенопласта;
  • мягкие модули «сугробы»)
  • картинки с изображением теплых вещей: «шуба»«валенки»
  • разрезные картинки (на каждого ребенка), целая картинка разрезана на 5 частей

(шуба, валенки);

  • шапочка «сороки», маски «белых медведей» (5 шт);
  • картинки-схемы артикуляционных упражнений;
  • клубок с нитками;
  • детская рукавичка;
  • кусочки ваты;
  • голубой фонарь (голубая электрическая гирлянда);
  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • презентация к занятию с «озвучкой».

Сценарий досуга

Часть группового помещения оформлено как «зимний лес».

Логопед с детьми в другой половине группового помещения, где находится проектор и экран.

1. Мотивационно-ориентированный этап

Логопед загадывает загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

Правильно, это зима! Ребята, а вы заметили, что и к нам в город пришла зима?

слайд 1 «Зима в городе» (звуки шума города)

Как изменился город? (Он стал белым: на крышах и на деревьях лежит снег, на земле — белые сугробы)

А как изменилась одежда людей? (Люди надели шапки, пальто, шубы, теплые штаны, сапоги, валенки, шарфы)

Почему люди так одеты? (Потому что на улице холодно, и люди, чтобы не замерзнуть, одеваются тепло)

Люди не мерзнут в теплой одежде, а животные зимой? (они мерзнут).

Все животные мерзнут? (домашние животные не мерзнут).

Как домашние животные спасаются от стужи? (домашние животные живут под защитой человека, в теплых специальных помещениях).

Кто помнит, как называются эти помещения? (коровы живут в коровнике, лошади – в конюшне, свиньи – в свинарнике, овцы – в овчарне и т.д.)

Слайд 2 «Дикие животные зимой»

А что делают дикие животные для того, чтобы не мерзнуть? (они «меняют» летние шубы на зимние).

Логопед: Где обитают дикие животные? (в лесу)

Давайте, вспомним, как называются жилища у лесных зверей? (волк – в логове, лиса – в норе, медведь спит в берлоге, белка – в дупле и т.д.).

Логопед: Ребята, представьте себе зимний лес! Как вы думаете, красиво зимой в лесу?

Вы хотели бы попасть в такой лес и посмотреть, что там происходит зимой? Не страшно?

Тогда закройте глаза и вместе произнесем волшебные слова:

«Раз, два, три — повернись, в лесу зимнем окажись!»

(выключается свет, зажигается голубая подсветка – гирлянда. Дети переходит в зону «зимнего леса»).

Слайд 3 «Зимний лес» (звуки зимнего леса: звук дятла + нежная мелодия)

Логопед: Попробуйте рассказать о том, что происходит сейчас на зимней лесной полянке! (Все покрыто белым снегом. Не слышно никаких звуков, кроме стука дятла. Солнце искрится в снежинках. Зверей не видно, только цепочка следов говорит нам о том, что здесь пробежал заяц, а за ним кралась лиса).

Логопед: Здесь, действительно, красиво, но как холодно! Давайте, погреемся! (дети разводят руки в стороны, а затем обнимают себя, скрещивая руки на груди, чередуя руки: то правая сверху, то левая; а теперь погреем уши и нос, они тоже замерзли – упражнение «ухо-нос»)

Теперь можно идти дальше.

(Под мелодию со слайда)

Зайка скачет по кусточкам, скачут на обеих ногах, сделав «ушки»

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам, прыгают, сложив руки перед грудью

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка-косолапый, идут вперевалку

У него кривые лапы.

Смелый зайка не боится, бегут по кругу, виляя «хвостом»

Не поймать его лисице.

Логопед: Ох, как мы устали!

Где ж такое место есть, чтоб могли бы мы присесть?

Но все же, кажется, нашли — ведь не зря, же в лес пошли!

(дети садятся на мягкие модули, оформленные под «сугробы»)

Свет зажигается, но не весь.

Слайд 4 Сороки (звук стрекотанья Сороки)

Логопед: Вижу я: летит Сорока,

по прозванью — Белобока.

Закричала-затрещала:

Сорока (ребенок):

«Три сороки — тараторки тараторили на горке»

Логопед: Давайте поиграем с сорокой? Повторим ее скороговорку сначала шепотом, потом нормальным голосом, а потом громко! «Перетрещим» сороку! Хотите? (да)

Дети:

Три сороки-тараторки тараторили на горке!

Логопед: Ой-ой, хватит вам трещать!

Сорока! Начинай вещать!

Расскажи-ка лучше о лесных новостях.

Сорока:

Старый филин прочел в толстой книжке,

Что на Севере живут белые мишки!

От мороза они дрожат

И зимой, говорят, не спят!

А чтобы не замерзнуть, делают гимнастику!

Вот такую! Я покажу!

(показывает детям карточки)

«Улыбочка — трубочка» «Блинчик» «Чашечка»

«Вкусное варенье» «Качели» «Дятел»

Логопед: Бедные мишки! Им так холодно! Некому о них позаботиться! А как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым? (ответы детей)

Если человек заботится только о себе, сможет ли он быть по- настоящему счастливым? Почему? (ответы детей)

Что произойдет, если ваши родители будут заботиться только о себе? (ответы детей)

Трудно быть заботливым? Почему? (ответы детей)

А можно быть заботливым хозяином? (ответы детей)

А можно быть заботливым по отношению … к своим вещам? (ответы детей)

Вы знаете, как нужно заботиться о своей одежде? (ответы детей)

А как мы можем позаботиться о замерзающих мишках? (варианты ответов детей).

Логопед: Правильно! Надо взять теплые вещи и доставить их белым медведям!

Чтобы быстрее это сделать, нам надо объединиться в команды.

Объединение в команды:

На ковре в стороне лежат разрезные картинки на каждого ребенка. В собранном состоянии их две. Дети по картинкам объединяются в две команды, составив из карточек предметы:

  1. команда — шуба,
  2. команда — валенки

Каждая команда договаривается, где они сядут и начинают обсуждения. Вопрос к командам одинаковый: как надо заботиться о данном предмете одежды. Ребята договариваются, кто будет отвечать после обсуждения.

После ответов команды получают целую картинку предмета одежды.

Логопед: Да, вас можно назвать заботливыми, потому что вы умеете заботиться о вещах, и о бедных белых мишках!

Но как же мы попадем на Север?

Залетает Сорока (ребенок)

Сорока: (говорит быстро)

А я вам принесла волшебный клубочек. Мне моя бабушка сказала, что его надо размотать, но при этом, что-то говорить, а там что-то случится волшебное, но я не дослушала и полетела, поэтому не знаю, что будет дальше!

Логопед: Какая же ты невнимательная! Но мне кажется, я знаю, как нам помочь!

Чтобы преодолеть холодные снега, нам надо подобрать слова-родственники к слову «снег».

Мы будем передавать друг другу этот волшебный клубок, при этом разматывая его, и будем называть слово-родственник, а чтобы наша волшебная нить распускалась быстрее, надо всем встать в круг (все дети встают в круг).

(Снежок, снежный, снежинка, снегирь, Снегурочка, снеговик, заснеженный, подснежник, снегоход, снегопад).

Логопед: Но вот, клубок распустился: а в нем… волшебная рукавичка!

Я вижу, у вас замерзли руки! Я буду давать каждому из вас рукавичку, и вы согреете свои руки. Поиграем в игру «Скажи все наоборот».

В шапке тепло — в панамке … (холодно)

Осенью теплее — зимой… (холоднее)

Ворона большая — воробей… (маленький)

Сосна справа — береза… (слева)

На деревьях ветки длинные — на кустах… (короткие)

Лисичка идет — зайчик … (прыгает)

Зимой елка пушистая — а береза… (голая)

Днем в лесу светло — ночью… (темно)

Река широкая — ручей… (узкий)

Логопед: А вьюга разыгралась не на шутку!

(Выключается свет, опять голубая подсветка)

Физминутка: упражнение на дыхание: предлагает детям кусочки ваты, дети стараются дуть так, чтобы, «снежинки» не опускались на пол)

Логопед:

Снегопад в лесу прошел -

Все кругом бело.

Словно пухом из перины,

Землю замело!

Стало все вокруг бело!

Поиграем со словом «белый»(поиграем)

У меня варежки белые.

Света, а у тебя какая куртка? — …белая

А у Ильи какие сапоги? — …белые

(вопросы детям: дуб какой? — белый, снег какой? — белый, ветки какие? — белые, дорога какая? — белая, река какая? — белая, озеро какое? — белое, елки какие? — белые, поле какое? — белое).

Слайд 5 Север (звуки пурги)

Логопед: Вот мы и на Севере! Какие сугробы! Нам нужно их преодолеть! (дети идут по кругу: упражнение «Перекрестные марширование»)

Пока дети шагают, педагог надевает шапочки-маски на «белых медведей» (5 детей)

Слайд 6 «Белые медведи»

Логопед: Наконец-то мы и дошли до наших друзей, белых медведей! Покажите, какие вы грустные! (дети — «медведи» показывают своим лицом грусть).

Ребята, а вы улыбнитесь нашим новым друзьям (все дети улыбаются), отдайте ваши подарки (картинки) и выскажите ваши пожелания! (будьте здоровы, не болейте, живите долго, мы вам всегда поможем, берегите себя, закаляйтесь, чтобы не болеть).

Логопед: А теперь можно и поиграть всем вместе, чтобы согреться!

Игра «Дети-медведи»

(Дети договариваются с «белыми медведями», кто с кем будет в паре, затем «белые медведи» встают во внутренний круг, «дети» — во внешний. Под музыку «Как на тоненький ледок…» оба круга двигаются в разных направлениях. Музыка прекращается, напарники должны найти друг друга и выполнить указание: «Дети-медведи встали спиной!», затем указания меняются: «Встали правая рука к правой руке… левое плечо к левому плечу… правая нога к правой ноге… лоб ко лбу» и т.д.)

Логопед: Вам весело было играть с друзьями? Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Может нам вместе сфотографироваться на память? «фотографирует»).

А теперь нам надо прощаться с новыми друзьями! В детском саду напечатаем фотографии и пришлем нашим новым друзьям — белым медведям.

«Раз, два, три повернись — в своей группе окажись!»

Гаснет свет. Звучит музыка. Дети переходят в учебную зону.

Слайд 7 «Детский сад»

В группе включается свет.

2. Рефлексивно-оценочный этап

Логопед: Ребята! Где мы сейчас с вами были?

Кому помогали?

Что можно сказать о нашем поступке?

А как понять поговорку: «Доброе дело — что дождь в засуху»?

Вам приятно было делать хорошее дело?

А теперь начнем изготавливать фотографии, мы ведь обещали выслать их на Север нашим друзьям!

Переход к рисованию или лепке белого медведя (по желанию детей).

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., Творческий центр, 2002.
  2. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения», С-Пб, «Литера», 2011
  3. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий», М., «ТЦ СФЕРА», 2010
  4. Л.В. Лубяко «Театр Маленького Актера» — конспекты занятий по актёрскому мастерству», общероссийский фестиваль «Открытый урок», издат. дом «1 сентября», М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Представлен материал из опыта работы "Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"...

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые».

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...

Спортивного развлечения с детьми дошкольного возраста « Пожарные спешат на помощь»

Ход развлечения:Воспитатель: - Ребята, вы, наверное, и не догадываетесь, зачем мы сегодня с вами собрались. Послушайте загадку и вы догадаетесь о теме нашего разговора:Если дым валит клубами,Плам...

Использование интегрированных занятий для решения логопедических и психологических проблем у детей старшего дошкольного возраста

Существуют множество вариантов использования интегрированных занятий для решения логопедических и психологических проблем , где учитель-логопед и педагог-психолог в играх и упражнениях помимо логопеди...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Фиксики спешат на помощь!"

Цель: Обобщение знаний детей о профессии спасателя через игры-эстафеты.Задачи:Образовательные:- расширить и уточнить знания детей о профессии пожарного ;-обобщить и систематизировать знания о при...

Сценарий досуга ко дню космонавтики, с использованием ИКТ для старшего дошкольного возраста

Сценарий досуга, который можно провести без подготовки, если убрать танец и песню.Необходима простая презентация, с фото Ю.Гагарина, Белкой и стрелкой, планетами солнцечной системы, и небольшими видео...