Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми старшей группы "Приключение Маши в осеннем лесу"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ревягина Марина Сергеевна

В этом занятии дети помогают Маше, которая должна выполнить задания медведя.Дети в игровой форме совершенствуют грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyuchenie_mashi_v_osennem_lesu.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

конспекта занятия по речевому развитию

с воспитанниками старшей группы по теме

«Приключения Маши в осеннем лесу»

Составитель: воспитатель Ревягина Марина Сергеевна

Образовательная деятельность осуществляется по Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 12 Петродворцового района Санкт-Петербурга, разработанной на основе ФОП ДО.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Технологии и методы: игровые, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная, здоровьесберегающие (физминутка), показ, вопросы, художественное слово.

Планируемые результаты: Дети совершенствуют грамматический строй речи, у детей обогатиться лексика разнообразием слов-определений;  повысится интерес к родному языку.

Предварительная работа: Чтение стихов, отгадывание загадок о осени, беседа о дарах леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций.


             Оборудование и материал: 

Цель: Создать условия для развития и закрепления грамматического строя речи  (формирование грамматического строя речи в игровой деятельности)

Задачи:

Образовательные:

  1.  Расширять знания детей о осени;
  2. Закрепить умение в подборе определений к заданному слову;
  3.  Учить составлять предложения по опорным схемам.;
  4. Учить согласовывать числительные с существительными;
  5. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными  суффиксами;

Развивающие: 

  1. Развивать активный словарь детей
  2. Развивать навыки речевого общения, мышление, воображение;
  3. Развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей умение внимательно слушать, дополнять ответы.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе

Ход занятия.

Воспитатель: Воспитатель в кругу с детьми.

Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Если каждый улыбнется - утро доброе начнется.

Доброе утро ребята!

Воспитатель: –Ребята, вы слышите звук? Да это же ворона раскричалась!

Воспитатель: - Подожди, ворона, не кричи. Расскажи по порядку, что случилось.

Ворона:

         - Что случилось? Что случилось?

Вся природа изменилась.

Всюду был зелёный цвет,

А теперь его уж нет…

Что случилось? Что случилось?

Вся погода изменилась.

Стали частыми дожди,

А тепла уже не жди…

Что случилось?

Что случилось?

Воспитатель: - Ребята! Как вы думаете, что произошло с природой? (ответы детей)

Воспитатель: - Ворона даже принесла нам фотографии, как изменилась природа в лесу. Но пока она к нам летела ветер их растрепал. Чтобы проверить, правильно ли мы догадались, нам надо собрать картинки. Нам надо поделиться на две команды. (дети делятся на команды). Одна команда собирает картинку у этого стола, а вторая у этого.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое время года на собранной картинке у первой команды (осень). Как вы догадались? У второй команды?

Воспитатель: - Ребята, вы хотите оказаться в осеннем лесу?

Воспитатель: - Как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Воспитатель: - Но можем ли мы, в такой одежде отправится в лес, почему? Какая нам нужна одежда? (теплая).

Воспитатель: - Значит надо одеться потеплее.

Что нам надо надеть? (Куртку, брюки, сапожки, шапку, шарф, перчатки)

- Правильно!

Воспитатель: - Так мы оделись, теперь можем отправляться в путь. Но прежде давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу? (нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник)

Воспитатель: - Как мы можем оказаться в лесу?  (на поезде, на самолете и др.)

Воспитатель: - В этот лес попасть можно, только, если сказать волшебные слова, закройте глаза и повторяйте за мной: 

Если дружно встать на ножки.
Топнуть, прыгнуть — не упасть,
То в волшебный лес осенний
Можно сразу же попасть

Воспитатель: - Вот мы и в осеннем лесу.

Воспитатель: Осень в лесу!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

Воспитатель: - Посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)

- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней конверт с письмом)

Воспитатель: В корзинке лежит письмо и что -то еще похожее на карту.

Воспитатель: - Давайте прочитаем письмо.

«Маша, ты   задания выполняй и мне Мишке не мешай

А как выполнишь задания

Поиграем мы с тобой !!!»

(не мешай мне готовится к зимней спячке)

Поможет тебе карта выполнения заданий!!!

Воспитатель: Медведь дал задание Маше, чтобы она не мешала готовится к зимней спячке. А Маша сама, наверное, не может справится и пошла к нам за помощью.

Воспитатель: - Ребята! Как вы думаете, зачем нам нужна карта? (ответы детей)

Правильно! Мы должны выполнять задания следуя карте. Ну что начнем?

Воспитатель: Ребята! Давайте посмотрим на карте, где нас ждет первое задание. (дети смотрят на карте)

Воспитатель: Ребята, мы помним, что в лесу шуметь нельзя. Друг друга за руку возьмем и к мячу мы подойдем! (Дети взявшись за руки тихо переходят к мячу)

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое задание приготовил Медведь Маше.

Задание № 1 «Маша опиши погоду осенью»

Дидактическая игра «Опиши погоду осенью»

Если идет дождь –.. (дождливая), если сильный ветер –..(ветреная), если очень холодно-..(холодная), а сыро-то..(сырая), небо все заволокло тучами-..(пасмурная)..Но вот показалось солнышко и стало тепло-..(солнечная, теплая), на небе ясно, ни тучки- ..(ясная), осень на дворе, погода -..(осенняя). Что происходит с листьями?..(опадают, цвет меняют)

Воспитатель: Ребята! С первым заданием мы справились. Давайте посмотрим на карте, где нас ждет второе задание. (дети смотрят на карте)

Воспитатель: -Друг друга за руку возьмем и к пеньку мы подойдем! (Дети взявшись за руки тихо переходят к пню)

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое задание приготовил Медведь Маше.

Задание № 2 «Маша расскажи о приметах осени, а карточки тебе помогут»

Воспитатель: Ребята! Вы должны выбрать картинку и составить предложение о приметах осени.

Игра «Приметы осени»

Воспитатель предлагает детям взять карточки схемы и составить предложения о приметах осени. (схемы, обозначающие солнце, небо, дождь, день-ночь, деревья, птиц, насекомых, зверей, людей)

Например: - Схема «солнце» осенью солнце мало светит и греет.

- Схема «деревья»: Листья на деревьях желтеют и опадают.

(Воспитатель записывает ответы детей, а за тем зачитывает)

«Осенью, небо затянуто серыми тучами. Солнце мало светит и греет. Идут холодные дожди. Дни стали короче, а ночи длинее. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. Насекомые уходят в спячку. Животные готовятся к зиме, меняют шубки. Люди собирают урожай в садах и огородах.

           Воспитатель: - Ребята, вы слышите? Что это за звук? Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре зала.)

Физминутка «Дождик» 
Капля первая упала – кап! 
И вторая пробежала! 
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взглядом.)
 
Мы на небо посмотрели: 
(Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели.
(Кивают головами.)
Сапоги – посмотрите – мокрыми стали. 
(Топают ножками  и смотрят на ноги.) 
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом на месте.)
Под кусточком посидим.
(Приседают.)
(Шум дождя прекращается.)

Воспитатель: - Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы. Этот дождь грибной. Для грибов полезный. Из маленьких грибочков вырастут большие грибы. Давайте поиграем и назовем, кто кем был до дождя.

 

Я Боровик до дождя был… (боровичком)

Подосиновик – подосиновичком,

Масленок – масленочком,

Опенок – опеночком

Мухомор – мухоморчиком,

Поганка – поганочкой,

Сыроежка – сыроежечкой,

Белый гриб – белый грибочек.

Воспитатель: Ребята! С этим заданием мы справились. Давайте посмотрим на карте, где нас ждет следующее задание. (дети смотрят на карте)

Воспитатель:  -Друг друга за руку возьмем и к грибу мы подойдем! (Дети взявшись за руки тихо переходят к грибу)

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое здесь задание приготовил Медведь Маше.

Задание № 3«Маша, посчитай деревья в лесу»

Воспитатель: Ребята! Вы должны выбрать картинку, назвать дерево и посчитать.

Один дуб-два дуба-три дуба-пять дубов

(липа, сосна, береза, клен)

Одна рябина – две рябины – пять рябин

Одна липа – две липы – пять лип

Один тополь – два тополя – пять тополей

Воспитатель: Ребята! Давайте посмотрим на карте, где нас ждет следующее задание. (дети смотрят на карте)

Воспитатель:  -Друг друга за руку возьмем и на полянку мы подойдем! (Дети взявшись за руки тихо переходят к полянке)

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое здесь задание приготовил Медведь Маше

Задание № 4  «Маша собери лесные ягоды»

Воспитатель: Ой! Посмотрите ребята, сколько ягод! (на полянки ламинированные «лесные ягоды»)

Воспитатель: Какие ягоды вы здесь видите? (Малина, брусника, черника, клюква, земляника)

Воспитатель: Что можно приготовить из ягод? (Компот, варенье,)

Воспитатель: Саша, выбери ягоду и назови какое варенье и какой компот получится из твоей ягоды.

Из малины - малиновое варенье, малиновый компот

Из черники - черничное варенье, черничный  компот

Из брусники - брусничное варенье, брусничный  компот

Из клюквы - клюквенное варенье, клюквенный  компот

Из земляники - земляничное варенье, земляничный компот

Воспитатель: Давайте эти ягоды соберем и подарим их Маше, что бы Маша сварила для него варенье и сок.

Воспитатель: Ребята! Мы помогли Маше выполнить все задания Мишки. А вот и Маша (на экране появляется Маша, благодарит детей за помощь в выполнении заданий и собранные ягоды)

Воспитатель: - До свидания Маша! А нам пора возвращаться обратно в детский сад.

                           Ребята , повторяйте за мной.

Возвращение
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть — не упасть

То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть

Воспитатель: Вот мы и в детском саду!

Рефлексия. 

Воспитатель: Ребята! Подойдите ко мне и встаньте полукругом.  - Ребята, где мы с вами побывал. Скажите, чем мы занимались? 

Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей)
Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)
Если вам было интересно и все понятно 
хлопните в ладоши. Если были какие то трудности - топните.

Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия.

Молодцы, вы хорошо потрудились.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Конспект занятия по речевому развитию "Волшебница-вода".

Методическая разработка.Конспект занятия по речевому развитию с элементами исследовательских,игровых,здоровьесберегающих,коммуникативных технологий....

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»

Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...

Методическая разработка. Конспект занятия. Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Школа юных пешеходов»

Конспект занятия для детей с задержкой психического развития по ознакомлению с правилами дорожного движения....

Авторская методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники Тема: «Теремок»

Методическа разработка содержит:Содержание:Аннотацию;Введение;Содержание методической разработки;Конспект НОД   по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использован...

Методическая разработка "Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы "День бумажных самолетиков"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы (5-6 лет) "День бумажных самолетиков" направлен на выявление полученных знаний, элементарных математических представлений...

Методическая разработка. Конспект занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы

Методическая разработка по речевому развитию для детей подготовительной группы...