Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Смирнова Дарья Степановна

Методическая разработка по речевому развитию младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

  1. Пояснительная записка

Роль развития речи детей дошкольного возраста трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы их восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и способствует их социализации.

Воспитание правильной речи – это часто сложная и трудоёмкая работа, как для педагогов, родителей, так и для самих детей.

Задержки в формировании речи детей могут быть обусловлены многими факторами.

Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Любые недостатки речи ограничивают общение со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы, затрудняют обучение в школе.

Чтобы избежать подобного, педагогам необходимо уделять большое внимание формированию и развитию речи детей, при этом использовать различные методы и приемы. Чем раньше будет развивающее воздействие, тем в значительной мере ускорится ход речевого развития, в том числе, быстрее сформируется правильное звукопроизношение.

Содержание данной методической разработки носит развивающий характер и направлено на развитие у детей звуковой культуры речи, фонематических процессов, расширение словарного запаса, внимания, памяти, мыслительной деятельности, связной речи. Увлекательные игры и упражнения помогут детям овладеть этими навыками, тем самым обеспечат профилактику речевых нарушений.

Методическая разработка предназначена для детей младшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения: первый год обучения (с сентября по май) – дети 3-4 лет, второй год обучения (с сентября по май) – дети 4-5 лет.

Методической разработкой могут пользоваться педагоги, работающие с детьми 3-5 лет (воспитатели, учителя-логопеды), а также родители.

 

1.2. Цель и задачи

Цель: создание условий для речевого развитияа также для профилактики речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста через организацию совместной речевой деятельности.

Задачи:

- развитие фонематических процессов.

- развитие физиологического и речевого дыхания.

- развитие моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

- развитие координации речи и движений.

 

1.3. Принципы и подходы

Методическая разработка построена на следующих принципах:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с родителями (законными представителями) детей;

- адекватности содержания, форм, методов и приемов возрасту и особенностям развития обучающихся;

- наглядности;

-др.

 

1.4. Планируемые результаты

- повышение речевой активности детей в целом;

- соответствие показателей речевого развития детей возрастной норме;

- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребенка.

 

  1. Содержательный раздел

 

2.1. Общие положения

Методическая разработка включает в себя комплексы игр и игровых упражнений, которые составлены с учетом возрастных возможностей детей. Каждый комплекс состоит из:

  1. игр и упражнений на развитие фонематических процессов;
  2. игр и упражнений на развитие речевого дыхания;
  3. артикуляционных упражнений;
  4. пальчиковых игр;
  5. игровых упражнений на развитие координации речи и движений.

Педагог (воспитатель) должен:

- знать об особенностях речевого развития детей возрастной группы;

- показывать детям правильный образец речи, артикуляционных упражнений, движений в сочетании с речевым материалом.

 

2.2. Описание особенностей образовательной деятельности с детьми

Работу с детьми рекомендуется организовывать в виде совместной игровой деятельности.

Структура совместной деятельности:

  1. Игры и упражнения на развитие фонематических процессов.
  2. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
  3. Артикуляционные упражнения (номер упражнения в картотеке)
  4. Пальчиковые игры
  5. Игровые упражнения на развитие координации речи и движений.

Последовательность игр и упражнений, представленных в комплексе, может варьироваться с целью поддержки детской инициативы, предоставления детям выбора, учета конкретной ситуации в группе в данный момент.

Так же речевой материал (отдельные игры и упражнения) может использоваться для закрепления полученных навыков на «речевых пятиминутках» с группой или подгруппой детей, в ходе занятий по речевому развитию, в режимных моментах, для организации индивидуальной работы.

 

Перспективный план совместной деятельности по развитию речи

с детьми младшей группы

  1. Игры и упражнения на развитие фонематических процессов.
  2. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
  3. Артикуляционные упражнения (номер упражнения в картотеке)
  4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики
  5. Игровые упражнения на развитие координации речи и движений.

месяц

неделя

содержание

сентябрь

1-2

  1. «Угадай, кто тебя позвал?»
  2. «Вертушки»
  3. № 1,2,3,4,5.
  4. «Яблоки»
  5. «На грядке»

сентябрь

3-4

  1. «Послушаем звуки»
  2. «Осенние листья»
  3. № 1,2,3,4,5.
  4. «Овощи»
  5. «Гриб»

октябрь

1-2

  1. «Громкие подсказки»
  2. «Осенний лес»
  3. № 1,2,3,4,5,6,7,8.
  4. «Мой город»
  5. «Овощи»

октябрь

3-4

  1. «Узнай, что звенит (гремит)?»
  2. «Птицы улетают на юг»
  3. № 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
  4. «Сад огород»
  5. «Ветер», «Ножки»

ноябрь

1-2

  1. «Близко – далеко»
  2. Упражнение «Рубим дрова»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,20. «Кто как поет?»
  4. «Игрушки»
  5. «Филин»

ноябрь

3-4

  1. «Три медведя»
  2. «Сдуй снежинку с ладошки»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,20.
  4. «Семья»
  5. «Дом»

декабрь

1-2

  1. «Узнай по голосу»
  2. «Снежинки летят»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,20.
  4. «Прогулка»
  5. «Зайка»

декабрь

3-4

  1. «Узнай по голосу -2»
  2. «Мишки – зайки»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,20.
  4. «Снежок»
  5. «Валенки»

январь

2-4

  1. «На чём играю?»
  2. «Вертушки»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,20.
  4. «Кулачки»
  5. «Снеговик»

февраль

1-2

  1. «Где звенит?»
  2. «Футбол»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,20.
  4. «Снежинки»
  5. «Воробей»

февраль

3-4

  1. «Найди пару»
  2. «Чей самолетик улетит дальше?»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,20.
  4. «Пирожки»
  5. «Помощник»

март

1-2

  1. «Мышка и мишка»
  2. «Выбираем цветок для мамы»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,19,20.
  4. «Хлеб»
  5. «Козленок»

март

3-4

  1. «Солнце и дождик»
  2. «Футбол»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,19,20.
  4. «Считалка"
  5. «Дубок»

апрель

1-2

  1. «Жмурки с голосом»
  2. «В окошко дует ветерок»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,19,20.
  4. «Перелетные птицы»
  5. «Птички», «Ножки»

апрель

3-4

  1. «Какой звук?»
  2. «Вертушки»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,19,20.
  4. «Солнышко»
  5. «Гуси», «Солнышко»

май

1-2

  1. «Повтори за мной»
  2. «Плыви, рыбка»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,19,20.
  4. «Слон и мышка»
  5. «Козлята»

май

3-4

  1. «Кто это?»
  2. «Вертушки - Бабочки»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,19,20.
  4. «Что делать после дождика»
  5. «Улитка»

 

Перспективный план совместной деятельности по развитию речи

с детьми средней группы.

  1. Игры и упражнения на развитие фонематических процессов.
  2. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
  3. Артикуляционные упражнения.
  4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
  5. Игровые упражнения на развитие координации речи и движений.

месяц

неделя

содержание

сентябрь

1-2

  1. «Угадай, кто сказал «мяу»
  2. «Шар лопнул»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,19,20.
  4. «Соберу грибы»
  5. «Козлята»

сентябрь

3-4

  1. «Отгадай, что звучит?»
  2. «Осенние листья»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,16,19,20.
  4. «Осень»
  5. «Мчится поезд»

октябрь

1-2

  1. «Угадай, что делать?»
  2. «По грибы»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,12,16,19,20.
  4. «По грибы»
  5. «Мы птички»

октябрь

3-4

  1. «Угадай, кто сказал?»
  2. «Загнать мяч в ворота»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,12,16,19,20.
  4. «Листопад»
  5. «Козочка»

ноябрь

1-2

  1. «Лягушка»
  2. «Чаепитие»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,12,16,20.
  4. «Гости»
  5. «Зайки»

ноябрь

3-4

  1. «Так ли это звучит?»
  2. «Снежинки летят»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,12,14,16,20.
  4. «Дружба»
  5. «Как на горке снег»

декабрь

1-2

  1. «Кто внимательный?»
  2. «Снегопад»
  3. № 1,2,3,6,7,8,9,10,11,12,14,16,20.
  4. «Зима»
  5. «Лиса»

декабрь

3-4

  1. «Звуковые песенки»
  2. «Фокус»
  3. № 2,3,6,7,8,9,10,11,12,14,16,17.
  4. «Снежинки»
  5. «Мурочка – Снегурочка»

январь

3-4

  1. «Кто первый?»
  2. «Быстрый карандаш»
  3. № 2,3,6,7,8,9,10,11,12,14,16,17
  4. «Зимние забавы»
  5. «Тик-так»»

февраль

1-2

  1. «Расколдуй слово»
  2. «Соревнования лыжников»
  3. № 2,3,6,7,8,9,10,11,12,14,16,17
  4. «Снегири»
  5. «Побежали»

февраль

3-4

  1. «Алёнушка – рёвушка»
  2. «Веселое путешествие»
  3. № 2,3,6,7,8,9,10,11,12,14,16,17
  4. «Дружные пальчики"
  5. «Хозяюшка»

март

1-2

  1. «Кто стучится?»
  2. «Выбираем цветок для мамы»
  3. № 2,3,6,7,8,9,10,11,12,14,16,17,21
  4. «Моя семья»
  5. «Фиалка»

март

3-4

  1. «Ушки – слушки»
  2. «Веселый ералаш»
  3. № 2,3,6,7,8,9,10,12,13,14,16,17,21
  4. «Грачи»
  5. «Мышиная зарядка»

апрель

1-2

  1. «Шутки – минутки»
  2. «Фокус»
  3. № 2,3,6,7,8,9,10,12,13,14,15,16,17,21
  4. «Мы делили апельсин»
  5. «Семейка»

апрель

3-4

  1. «Послушай и назови нужное слово»
  2. «Моторчики»
  3. № 2,3,6,7,8,9,10,12,13,14,15,16,17,21
  4. «Белочка»
  5. «В лес»

май

1-2

  1. «Кто больше?»
  2. «Моторчики»
  3. №2,3,6,7,8,9,10,12,13,14,15,16,17,21
  4. «Радуются взрослые и дети»
  5. «Мы птички»

май

3-4

  1. «Кто больше придумает слов?»
  2. «Вертушки»
  3. №2,3,6,7,8,9,10,12,13,14,15,16,17,21
  4. «Мышки»
  5. «Догонялки с мишкой».

 

Комплексы игр и игровых упражнений для детей младшей группы

(см. Приложение 1).

Комплексы игр и игровых упражнений для детей средней группы

(см. Приложение 2)

Картотека артикуляционных упражнений

(см. Приложение 3) Включает в себя рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, картинку, небольшой стишок и описание к каждому упражнению.

 

2.3. Особенности взаимодействия взрослого с детьми, в том числе способы поддержки детской инициативы.

 

Взаимодействие педагогов с детьми строится в соответствии с одним из принципов дошкольного образования - содействие и сотрудничество детей и взрослых.

Педагоги поддерживают инициативу детей в различных видах деятельности.

Поддержка инициативы детей осуществляется через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- поддержку речевой активности каждого ребенка;

- поддержание интереса к совместной деятельности, похвала;

- не директивную помощь детям.

 

  1. Организационный раздел

3.1. Организация образовательной деятельности

с детьми рекомендуется организовывать в виде совместной игровой деятельности в соответствии с циклограммой.

Содержание одного комплекса реализуется в течение двух недель. Речевой материал комплексов можно использовать по частям: в режимных моментах - на прогулке, в динамических паузах и в других видах деятельности. Так же материал комплексов используется в индивидуальной работе с детьми. Артикуляционные упражнения и пальчиковые игры данного комплекса проводятся ежедневно.

 

3.2. Организация предметно-пространственной среды

Для работы по данной методической разработке необходим наглядный и раздаточный материал в соответствии с содержанием комплекса. Это пособия для развития плавного длительного выдоха, картинки к названиям артикуляционных упражнений (в приложении 3), предметы и иллюстрации к играм на развитие фонематических процессов. Необходимое оборудование указано в описании каждой игры.

 

3.3. Список литературы

1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников».- М.:Астрель, 2007

2. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. «Дыхание и речь: Работа наддыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения». - СПб.: ИД «Литера», 2014

3. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». - ТЦ«Сфера», 2011

4. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4лет». - М.: ТЦ Сфера, 2008

5. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5лет». - М.: ТЦ Сфера, 2008

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». - М., 2008

7. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках». - М, 2008

8. Куликовская Т.А «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». – М.: «Айрис-пресс», 2009

9. Новиковская О.А. «Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи».-СПб.: «ООО Астрель», 2009

10.Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,- М.Просвещение, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мишку разбудили" Методическая разработка музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста

Это занятие было разработано ко "Дню открытых дверей" для показа родителям младшей группы смешанного состава. Это итоговое занятие блока "Весеннее настроение", поэтому оно было задумано и проведено в ...

методическая разработка "Математические игры для детей младшего дошкольного возраста"

комплекс математических игр для детей младшей, средней группы...

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Презентация авторской разработки « В волшебном лукошке, всего понемножку»

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я начала замечать такую закономерность, что использование в своей речи потешек, чистоговорок, прибауток побуждает детей к активизации речевого аппарата....

Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Слайд 1 Комплексный подход к развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель: Зыбарева Н.В . Слайд 2 Актуальность . Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как ...

Методическая разработка по познавательному развитию в младшем дошкольном возрасте «Весёлое путешествие» Автор Щемелинина А.Л.

Представлен конспект о  формирование представление о  наземном  транспорте.в  младшем  дошкольном возрасте.  ...