Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Маряничева Марта Алексеевна
Слайд 1 Комплексный подход к развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель: Зыбарева Н.В . Слайд 2 Актуальность . Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора. Что не только подтверждает современность выбранной темы, но и её актуальность. Слайд 3 Цель: Стимулировать общение детей друг с другом и общение ребенка со взрослыми. Задачи развития речи детей младшего дошкольного возраста по ФГОС: 1.Развивать диалогическую форму речи. 2.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдение за живыми объектами; после просмотра спектаклей,мультфильмов . 3.Обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе ,не перебивая говорящего взрослого. 4.Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). 5.Помогать доброжелательно обращаться друг с другом. 6.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Слайд 4 Методы и приемы: Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность. Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова. Слайд 5 Средства развития речи у детей младшего возраста. Слайд 6 Одним из важных средств развития речи детей является создание развивающей среды. В группе мы оборудовали различные развивающие зоны : «Уголок природы», «Мини-лабораторию», «Уголок по развитию мелкой моторики», «Театрализованный уголок», «Уголок настольных игр и игрушек», «Музыкальный уголок», «Книжный и ИЗО уголок» «Речевой уголок», «Уголки для сюжетно-ролевых игр», в группе есть конструкторы разных видов и размеров. Насыщая групповое пространство, мы заботились в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группа оснащена наглядным, игровым и демонстрационным материалом. Слайд 7 Важную роль в развитие речи играют занятия. Занятия познавательного цикла создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей. Занятия эстетического цикла – лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей. Мнемотаблицы . Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, на занятиях мы используем мнемотаблицы ,которые позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Мнемотаблицы мы используем для: отгадывания и загадывания загадок , для рассказывания сказок, при заучивании стихов. Слайд 8 В своей работе, на занятиях и в повседневной жизни по развитию речи , мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, , пальчиковая гимнастика, физминутки , гимнастику для глаз. С целью обогащения содержания речи, развития словаря, воспитания желания использовать в речи средства интонационной выразительности проводим наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию:. «Наша группа», «Как выращивают тюльпаны? », «Моя семья», «Наша Родина- Россия», «Что у меня внутри». «Золотая осень», «Что такое транспорт», «Зачем нужны правила дорожного движения», и многие другие. Слайд 9 Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам . Сюжетно-ролевые игры . Дидактические игры . Подвижные игры. Настольные игры. Для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления используем в своей работе театрализованную деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Слайд 10 Игры на развитие мелкой моторики благотворно влияет на развитие речи ребёнка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию . Эти игры мы планируем и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах.Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас. Слайд 11 Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Иллюстрации к произведениям помогают ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы . Потешки отлично развивают речевой слух ребенка : умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи , интонацию и выразительность . Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря. Слайд 12 Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий и т.д. В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения . Сравнительный мониторинг доказывает эффективность работы по развитию речи детей в нашей группе. Слайд 13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный подход к развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель: М а р я н ичева М . А .

Слайд 2

Актуальность . Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Стандарты отмечают, что задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, а также через восприятие художественной литературы и фольклора. Что не только подтверждает современность выбранной темы, но и её актуальность.

Слайд 3

Цель: Стимулировать общение детей друг с другом и общение ребенка со взрослыми. Задачи развития речи детей младшего дошкольного возраста по ФГОС: 1.Развивать диалогическую форму речи. 2.Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдение за живыми объектами; после просмотра спектаклей,мультфильмов . 3.Обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе ,не перебивая говорящего взрослого. 4.Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе). 5.Помогать доброжелательно обращаться друг с другом. 6.Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Слайд 4

Методы и приемы: Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций. Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность. Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Слайд 5

Средства развития речи у детей младшего возраста.

Слайд 6

Одним из важных средств развития речи детей является создание развивающей среды. В группе мы оборудовали различные развивающие зоны : «Уголок природы», «Мини-лабораторию», «Уголок по развитию мелкой моторики», «Театрализованный уголок», «Уголок настольных игр и игрушек», «Музыкальный уголок», «Книжный и ИЗО уголок» «Речевой уголок», «Уголки для сюжетно-ролевых игр», в группе есть конструкторы разных видов и размеров. Насыщая групповое пространство, мы заботились в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группа оснащена наглядным, игровым и демонстрационным материалом.

Слайд 7

Важную роль в развитие речи играют занятия. Занятия познавательного цикла создают широкие возможности для решения задач речевого развития детей. Занятия эстетического цикла – лепка, рисование, конструирование и аппликация – создают условия для развития навыка общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения т.д. обычно возникают оживлённые диалоги детей. Мнемотаблицы . Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, на занятиях мы используем мнемотаблицы ,которые позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Мнемотаблицы мы используем для: отгадывания и загадывания загадок , для рассказывания сказок, при заучивании стихов.

Слайд 8

В своей работе, на занятиях и в повседневной жизни по развитию речи , мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, , пальчиковая гимнастика, физминутки , гимнастику для глаз. С целью обогащения содержания речи, развития словаря, воспитания желания использовать в речи средства интонационной выразительности проводим наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию:. «Наша группа», «Как выращивают тюльпаны? », «Моя семья», «Наша Родина- Россия», «Что у меня внутри». «Золотая осень», «Что такое транспорт», «Зачем нужны правила дорожного движения», и многие другие.

Слайд 9

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам . Сюжетно-ролевые игры . Дидактические игры . Подвижные игры. Настольные игры. Для развития творческих способностей детей, связной речи, памяти и мышления используем в своей работе театрализованную деятельность: игры- драматизации, настольный театр, театр кукол, которая способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Слайд 10

Игры на развитие мелкой моторики благотворно влияет на развитие речи ребёнка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию . Эти игры мы планируем и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах.Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас.

Слайд 11

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Иллюстрации к произведениям помогают ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы . Потешки отлично развивают речевой слух ребенка : умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи , интонацию и выразительность . Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря.

Слайд 12

Важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий и т.д. В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения . Сравнительный мониторинг доказывает эффективность работы по развитию речи детей в нашей группе.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мишку разбудили" Методическая разработка музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста

Это занятие было разработано ко "Дню открытых дверей" для показа родителям младшей группы смешанного состава. Это итоговое занятие блока "Весеннее настроение", поэтому оно было задумано и проведено в ...

методическая разработка "Математические игры для детей младшего дошкольного возраста"

комплекс математических игр для детей младшей, средней группы...

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Презентация авторской разработки « В волшебном лукошке, всего понемножку»

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я начала замечать такую закономерность, что использование в своей речи потешек, чистоговорок, прибауток побуждает детей к активизации речевого аппарата....

Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Методическая разработка по речевому развитию младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по познавательному развитию в младшем дошкольном возрасте «Весёлое путешествие» Автор Щемелинина А.Л.

Представлен конспект о  формирование представление о  наземном  транспорте.в  младшем  дошкольном возрасте.  ...