открытое занятие "Там на неведомых дорожках"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Александровна Остапенко

Цель: Закрепление знаний сказок о лисе.

Задачи:

  1. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.
  2. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные,  характеризующие героев сказки. Закреплять  использование  детьми  пространственных  предлогов, упражнять в согласовании слов в предложениях.
  3. Развивать монологическую речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать выразительность речи, силу голоса.
  4. Воспитывать  доброту, желание оказывать помощь, умение действовать согласованно, любовь детей к художественной литературе.

Материал и оборудование:  Игрушка мягкая большая лиса, снежинки для дыхательной гимнастики, волшебный мешочек, картинки на интерактивной доске  с изображением волка, зайца, ёжа, лисы, петуха, собаки,   карточки  для рисования, цветные  карандаши.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадывание загадок о животных; рисование по сказкам; совместная импровизация «Разговор лесных зверей»; показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры - драматизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытое занятие30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Д/с «Золотой петушок»

Конспект открытого занятия по развитию речи

для детей средней группы (4-5лет)

« Там на неведомых дорожках»

Подготовила и провела

воспитатель  

Остапенко Т.А.

Вислый 2023г.

Цель: Закрепление знаний сказок о лисе.

Задачи:

  1. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.
  2. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные,  характеризующие героев сказки. Закреплять  использование  детьми  пространственных  предлогов, упражнять в согласовании слов в предложениях.
  3. Развивать монологическую речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать выразительность речи, силу голоса.
  4. Воспитывать  доброту, желание оказывать помощь, умение действовать согласованно, любовь детей к художественной литературе.

Материал и оборудование:  Игрушка мягкая большая лиса, снежинки для дыхательной гимнастики, волшебный мешочек, картинки на интерактивной доске  с изображением волка, зайца, ёжа, лисы, петуха, собаки,   карточки  для рисования, цветные  карандаши.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадывание загадок о животных; рисование по сказкам; совместная импровизация «Разговор лесных зверей»; показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры - драматизации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети с воспитателем заходят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, к нам в группу пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются)

 (Проводится координационно-ритмическая игра для концентрации внимания детей).

Приветствие:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Мы пожмём друг другу руку

И тепло пойдёт по кругу.

Воспитатель: Вот мы и передали тепло и добро друг другу.

У лукоморья дуб высокий

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

Идет на право песнь заводит

На лево сказку говорит

Там чудеса там леший бродит

Русалка на ветвях сидит

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон без дверей

 Ребята,  вам нравятся сказки?    (Ответы детей)

Воспитатель:  Сегодня мы с вами можем попасть в сказочный лес. А поможет нам волшебный колокольчик. Закройте глаза.

Воспитатель звонит в колокольчик

Воспитатель: Открывайте глаза, вот мы и в сказочном лесу.

 Посмотрите, какая красота вокруг.

Воспитатель: А что это за сугроб под деревом? Мне кажется, что под снегом что-то спрятано. Я предлагаю вам сдуть снежинки, но сдувать нужно правильно. Вдыхаем воздух через нос, а выдыхаем через рот.  (выполняется дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?

Дети: Мешочек.

Воспитатель: Да не простой мешочек, а волшебный. И в нём кажется что-то спрятано. Я сейчас каждому из вас дам потрогать руками мешочек, а вы скажете, что, по вашему мнению, там спрятано.

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Интересные предположения, а мы сейчас проверим, кто из вас был прав ( достаёт из мешочка лису) Кто это ребята?

Дети: Это Лиса.

Воспитатель: Она прибежала к нам из сказки. Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются с Лисой)

Воспитатель: Ребята, а как в сказках называют Лису?

(Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лиса Патрикеевна,  Кумушка и т.д.)

Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью:

  • Какая у лисы мордочка?  (хитрая, острая, ушки треугольные…)
  • Какая у лисы шубка? ( мягкая, рыжая, гладкая …)
  • Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком…)
  • А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? (…чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник…)
  • Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)

Воспитатель: Вот и сейчас Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»)

Давайте мы  чётко и громко расскажем о лисе:

СА-СА-СА с нами рыжая лиса,

СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,

СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.

Воспитатель:  Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с  лисой?

(Ответы детей)

  • Лисичка-сестричка и Серый волк
  • Снегурушка и Лиса
  • Колобок
  • Теремок
  • Лисичка со скалочкой
  • Рукавичка
  • Жихарка  и т.д.

Воспитатель:  Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать не обычно, а ласково. Ну что, отгадаем Лисичкины загадки?

(Ответы детей)

Воспитатель загадывает  загадки, картинки с отгадкой ставит на мольберт/ магнитную доску)

  • Золотое горлышко утром будит солнышко (Петух – Петушок- Петенька)
  • Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (Медведь - Мишка-Мишутка)
  • Серый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной (Ёж – Ёжик – Ёжичек)
  • На цепи сидит, дом сторожит (Собака – Собачка)
  • Зимой беленький, летом серенький

Ни кого не обижает, всех сам боится (Заяц – Заинька – Зайчишка)

  • Рыжая плутовка хитрая, да ловкая

В сарай попала, всех кур пересчитала (Лиса – Лисичка – Лисонька)

Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка так рада за вас, что вы справились с этим заданием. Покажите, как радуется Лисичка.

Дети: (Показывают гримасу «Радостная Лисичка»).

Воспитатель:  наша Лисичка прибежала из сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома  эта сказка, назовите её?

Дети: Это сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель:   посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли  животные герои сказки «Заюшкина  избушка», или  кто-то лишний?

Дети: Нет, не все. Здесь лишний - Ёж.

Воспитатель: Совершенно верно.  А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг.

(Выполняется физ.минутка с перевоплощением «Зарядка для зверят», движения выполняются согласно тексту)

Эй, ребята,  что вы спите?

Нам животных покажите

У Лисички острый нос

У неё пушистый хвост

Лиса по лесу похаживает

Шубку рыжую поглаживает

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал

Вдруг, у Зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки

Зайчик прыгнул, обернулся

И под деревом согнулся

Вылез Мишка из берлоги

Разминает Мишка ноги

На носочках он пошёл

И на пяточках потом

Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка наша загрустила. Что с тобой лисичка? (воспитатель подносит лису к уху, слушает, что она говорит) Лисичка пока к нам в гости спешила, совсем позабыла сказку, из которой пришла.  Ребята, а как вы думаете, мы сможем помочь Лисичке вспомнить её сказку?

Дети: Да, мы поможем Лисичке!

Перед вами на листочках, изображены мордочки зверей из сказки «Заюшкина избушка».  Посмотрите внимательно, чего не хватает на рисунках? (нет ушек)

Вам нужно вспомнить какие у кого ушки, какого цвета  они могут быть.

Мы вместе с вами будем рассказывать сказку и дорисовывать ушки зверятам.

 

 Воспитатель: А как начнется наша сказка?

Дети: Жили-были Лиса и Заяц.

Воспитатель: какие уши мы нарисуем зайке? Какого цвета карандаш возьмём?

Дети: Уши длинные, карандаш синий.

Воспитатель:  у Лисы какие уши? А какого цвета карандаш нам нужно использовать и почему.

Дети:  Уши маленькие, треугольные. Используем оранжевый карандаш, потому, что Лиса рыжая.

Воспитатель: Вот пришла Лиса к Зайцу, попросилась пожить, да его же и выгнала. Идет Зайчик плачет … Что же было дальше?

Дети: Навстречу ему Собака.

Воспитатель: А какие уши у Собаки?

Дети: У Собаки уши треугольные как у лисы . Нам нужен карандаш чёрного цвета.

Воспитатель: Помогла Собака выгнать Лису?

Дети: Нет, Собака испугалась и убежала.

 Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Медведь.

Дети: У Медведя круглые ушки. Нужен карандаш коричневого цвета.

Воспитатель: Используем карандаш коричневого цвета, почему?

Дети: Потому, что у Медведя коричневая  шуба.

Воспитатель: Помог Медведь Зайцу?

Дети: Нет, Медведь тоже испугался Лисы и убежал.

Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Петушок.

Воспитатель: Посмотрите, на картинке нарисован петушок, и ушки у него на месте. А чего не хватает у петушка?

Дети: Петушку нужен гребешок. Нам нужен карандаш красного цвета.

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Петушок выгнал Лису, стали они с Зайчиком жить поживать, да добра наживать.

Воспитатель:  Лисичка благодарит вас за то, что вы напомнили сюжет сказки, ей очень понравилось, как вы её рассказали. А вам нравится сказка «Заюшкина избушка»?  А чему она учит?

Дети: Нельзя обижать маленьких и слабых, надо всем помогать и защищать.

Воспитатель: Лисичка что-то совсем загрустила, наверно поняла, что поступила плохо. Покажите грустную мордочку лисы А давайте мы ей подарим нашу «Пирамиду Дружбы» может она наконец-то помирится с Зайчиком и даже подружится с ним.

(Все становятся в круг. Из кулачков,  с поднятым вверх пальцем,  образуем пирамиду)

Все, все, все, все

Вместе мы всегда, везде

Наш девиз: «Дружить, прощать,

 никого не обижать.

Воспитатель: А вот и зайка прискакал и они с Лисичкой помирились. Пора им возвращаться в сказку, а нам в группу.  Попрощаемся с Лисичкой и зайкой но всегда будем рады видеть её у нас в гостях. А вернуться в группу нам поможет волшебный колокольчик.

Воспитатель звонит в колокольчик

Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в детском саду. Ребята, а вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вам показалось трудным, а с чем вы справились с лёгкостью.

(Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий физкультурного занятия сюжетного типа "Там на неведомых дорожках"

Игра и сказка сопровождают ребёнка на протяжении всего школьного детства. Сказки учат добру, пониманию.  Данное физкультурное занятие поможет детям погрузиться в мир сказки....

Конспект интегрированного занятия "Там ,на неведомых дорожках"

Развивать интерес к литературным произведениям,создавать художественные приёмы....

сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина

сценарий театрализованного спектакля для старших дошкольников "Там на неведомых дорожках..." по сказкам А.С. Пушкина...

Развитие речи. Тема: «Там на неведомых дорожках»

Программные задачи: Учить передавать характерные черты героев сказок с помощью мимики и жестов, подбирать необходимые атрибуты для своей роли. Побуждать к высказываниям в виде полных предложений. Спос...

Конспект открытого занятия в рамках областных курсов повышения квалификации на тему: "Там на неведомых дорожках..."

Сюжетно-тематическое занятие направленное на развитие физических качеств и и двигательных способностей детей, так-же на взаимодействие в коллективе и развитию интереса к туристической деятельности....

Конспект открытого занятия педагога дополнительного образования «Там,на неведомых дорожках».

Название: Конспект НОД педагога дополнительного образования и педагога-психолога «Волшебная полянка». Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста. В ходе образовательной дея...