Консультация для воспитателей по опыту работы над формированием читательских компетенций детей дошкольного возраста с использованием приёма «кластер».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Зехина Ольга Николаевна

Опыт работы с использованием приёма "кластер".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_klasteru.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по опыту работы над формированием читательских компетенций детей дошкольного возраста с использованием приёма «кластер».

Слово «кластер» в переводе обозначает «пучок», «созвездие».

Это графический приём систематизации материала.

Последовательность действий по составлению кластера проста:

1. Посередине чистого листа, доски прикрепляется или рисуется картинка с главным героем произведения или с изображением ключевого понятия, события. Рядом размещаются картинки «второго уровня», связанные с основной картинкой линиями или стрелками. Все картинки могут быть готовыми, а могут состоять из элементов, которые наклеивают, рисуют, обозначают символами сами дети. Тут для детей есть возможность проявить своё творческое начало отображая всё содержание книги, произведения, ассоциации, связанные с какими-либо словами, фразами произведения

Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Дети с удовольствием используют кластеры.

Сложение текста из частей

Цель работы по технологии «Арт-кластер»: формировать у детей навыки связной речи, умения систематизировать содержание текста произведения.

Цель достигается в результате решения задач:

1. Проводить работу от простого к сложному.

2. Поощрять свободу творчества.

3. Развивать все компоненты устной речи детей.

1 этап

Ключевая картинка – «сердце» произведения

2 этап

Вокруг ключевой картинки всё то, что вспомнилось по поводу данного текста, произведения зарисовывается, наклеивается, «шифруется» при помощи условных обозначений, символов. Всё это выражает содержание, фразы, слова и способствует лёгкости запоминания и пересказа.

3 этап

Осуществляется систематизация в виде пересказа произведения.

Преимуществом использования данного приёма считаю:

- наглядность

- яркость

- необычность подачи материала

- возможность самим детям участвовать в процессе создания кластера

- возможность охватить большие по объему детские произведения, которые в течение длительного времени прочитывались с детьми по частям, главам.

- универсальность (в совместной деятельности с детьми можно составлять кластеры на любое произведение)

- возможность активизировать детей

Основное правило работы с кластерами:

1. Не бояться зарисовывать, дополнять деталями кластер.

ЭТО ПРИЁМ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ («КЛАСТЕР»)

В данном приёме в отличие от приёма мнемотехника допускается рассказывание с наиболее важного для рассказчика кусочка из книги. Тем самым данный приём даёт больше возможностей для речевого творчества (к примеру если рассказывает собственные сказки или книги естественно-научной направленности «космос» и т. д.).

Таким образом, использование данного приёма:

- развивает способность к мышлению;

- развивает восприятие, память, творческие способности, воображение, умение образовывать ассоциативные связи;

- обогащает словарный запас детей;

- структурирует устную речь;

- способствует активному вступлению детей в диалогсо сверстниками и взрослым;

- нацеливают детей расширять знания об окружающем, совершать самостоятельный поиск информации;

- помогает ребёнку от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве перейти к умению анализировать, делать классификации предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта....

Обобщение опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста

Описание опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного края...

Доклад из опыта работы «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием пособия В.Воскобович Коврограф Ларчик»

В докладе представлены  логико-математические игры авторские и адаптированные для развития логического и  самостоятельного мышления дошкольников....

Формирование эколого-краеведческих компетенций детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий

Александр Григорьевич Асмолов определил основную миссию Федерального образовательного стандарта дошкольного образования:  «Становление и развитие личности ребенка».Современный педагог...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...