«Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники »
материал по развитию речи (средняя группа)

Епифанова Оксана Владимировна

Актуальность темы:

"Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету." К. Д. Ушинский

 В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №53 « Радуга» города Лесосибирска

План по самообразованию  на 2023-2024  уч.год

Тема: «Формирование связной речи детей  дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники »

                                                                                                                                             

                                                                      Епифанова Оксана Владимировна

                                                                      Воспитатель

                                                                      МБДОУ «Детский сад №53 «Радуга»

Актуальность темы: 

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский 

    В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

    Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

   В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас;

- неумение согласовывать слова в предложении;
- нарушение звукопроизношения;

- низкий уровень развития связной речи;
- несформированность психических процессов;

- несовершенство различных видов мышления.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. В данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

    Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия и второй- важно   последовательно  размещать  в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. 

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

    Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

    Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями

Цель: Создание  условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники

Задачи: 1. Совершенствовать диалогическую форму речи;

2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность,умение сравнивать, выделять существенные признаки; развивать мышление,внимание, воображение, память;

3. Создать условия для развития связной речи: разработать и апробировать занятие  с использованием мнемотехники; создать наглядный материал,включающий в себя приемы мнемотехники;

4.Воспитывать любовь к книге, интерес к литературе

5.Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

Ожидаемые результаты для детей:

У детей совершенствуется связная речь, пополняется и активизируется словарный запас; дети умеют договариваться и работать слаженно; умеют обратиться к взрослому с вопросом; дети умеют отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

Ожидаемые результаты для воспитателя:

1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.

2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе мнемотаблицами.

3.Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц

Объектом исследования является формирование речи детей  дошкольного возраста через использование  приёмов мнемотехники.

Предмет исследования – повышение эффективности обучения детей  дошкольного возраста  с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.

Гипотеза –  активное использование мнемотехники заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

Теоретическая база опыта:  

- изучение  и анализ  научной литературы по проблеме использования мнемокарточек, мнемотаблиц;

- выявление особенностей речевого развития детей в дошкольном возрасте;

- определить эффективность использования мнемокарточек, мнемоцепочек,  мнемотаблиц;

Теоретическая значимость  заключается в выявлении уровня  речевых навыков у детей  дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по развитию речи, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

План работы с родителями

Формы работы

Содержание работы

Наглядная информация

Папки – передвижки:

* Папка – передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

* Подборка книг, статей из газет и журналов на тему развития речи детей дошкольного возраста

* Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам»

Фотовыставка «Читаем вместе!Читаем вслух!»

Консультации

* «Как подружить ребёнка с книгой»

* «Разучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста с помощью приёма мнемотехники»

* Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»

* Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях:

1. «Личная библиотека вашего ребёнка»

2. «Как подружить ребёнка с книгой»

3. «О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Выставки: мнемотаблицы, изготовленные родителей и детьми дома

Фотовыставки (фотоколлажи): «Рисуем схемы всей семьёй»

Создание картотеки: «Мнемотаблицы по сказкам», «Мнемотаблицы скороговорок и чистоговорок», «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»,

     

Продукт совместной деятельности с родителями

Картотека мнемотаблиц (постоянно), схемы к стихотворениям (по плану)

Акции

«Подари книгу детскому саду»

Итог работы по теме

1

Подготовить презентацию  по теме: «Использование приёма мнемотехники в ДОО для развития связной речи детей  дошкольного возраста»

2

Картотека мнемотаблиц

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Тема

Работа с детьми

Оборудование

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1. Упражнение: «Живые слова» - познакомить детей с мнемотаблицей, рассмотреть и разобрать то, что на ней изображено . Обогащать словарный запас детей, развивать долговременную память и логическое мышление.

2. Д/игра «Кто в домике живёт?» - придумывание вместе с детьми сказки

3. Заучивание стихотворений: «Детский сад», «Ходит повар в колпаке».

4. Повторение стихотворений с применением мномодорожки и мнемотаблицы

«Много игрушек в нашем саду», «Я рубашку сшила мишке».

Наглядность: мнемоквадрат, мномодорожка.

Картотека стихотворений про детский сад.

Октябрь

«Осень, осень,  в гости просим»

1. «Осень» - познакомить с мнемодорожкой, начать знакомство со значками моделями, закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе.

2. «Работа со стихами

3. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» - расширять и обогащать представления детей  о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки, расширять и активизировать словарь по теме «Осень»

4. Чтение стихотворения Винокуров «Ходит осень в нашем парке»

Рассматривание сюжетных картин по теме «Осень», мнемоквадрат, мномодорожка

Картотека стихотворений о золотой  осени.

Ноябрь

«Невероятные истории»

1заучивание наизусть . «Березка»  Семенова И

2. Работа с загадками – развивать фантазию, мышление, творческое воображение, художественные навыки.

3. Работа с мнемотаблицей по теме «Ожидая зиму» - продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно.

4. 

Рассматривание сюжетных картин по теме «Поздняя осень», мнемоквадрат, мномодорожка

Картотека стихотворений о поздней осени.

Рисование детьми своих загадок.

Декабрь

«Пришла красавица зима»

1. Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» - продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря. Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.

2. Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.

3. «Зимние забавы» - учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

4. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.

5. Чтение стихотворений «Снеговик», «Дед Мороз прислал нам елку»

Рассматривание сюжетных картин по теме «Зима», мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям, к загадками про зиму.

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Январь

«Наши любимые сказки»

1. «Любимые сказки» - учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу, развивать у детей умственную активность.

2. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице  Отрабатывать умение интонационно верно передавать диалоги персонажей, опираясь на мнемотаблицы, использовать при пересказе выразительные средства языка.

3. Заучивание стихотворения «Снегири»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Мнемотаблица по сказке «Заюшкина избушка».

Февраль

«Защитники Отечества»

1. Чтение стихотворений об армии и защитниках Отечества.

2 Заучивание стихотворений «23 Февраля — красный день календаря!» по мнемотаблице.

Иллюстрации по теме «Защитники Отечества».

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Март

«О любимых мамах»

1. «Мамочка любимая моя» - воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.

2.Чтение и заучивание стихов о маме и весне «Встреча с весной  Г Османова

3. Скороговорки  и загадки.

Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «Международный женский день».

Мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям.

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Апрель

«Пришла красавица весна»

1. «Весна» - расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.

2.  Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е.,  . Я. Аким «Апрель».

3Заучивание стихотворения с опорой на таблицу «.Космонавт»

 

Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна»,

Мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям.

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Май

1. «Времена года» - составление детьми описательного рассказа о временах года, выделять различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу.

2. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето» - закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.

3. «Чудесный вечер» -  вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год

Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «Насекомые».

Д/игры «Насекомые», «Времена года»

Картотека стихотворений, загадок по теме.

Список литературы

1. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59

2. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.

3.   Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.

4. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

6.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. С. 16-21.

7. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.

9. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.

10. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

11. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

О плюсах использования мнемотехники при развитии речи у детей...

опыт работы по теме"Развитие связной речи у дошкольников через приём мнемотехники"

Использование приёма мнемотехники для развития у детей связной речи....

Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога.«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

Моя цель:Создать условия для повышения своего творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.Задачи:Изучение педагогической ...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники".

Индивидуальный план по самообразованию, план на данную тему помогает педагогу проводить коррекционную работу по развитию речи у детей дошкольного возраста. развитие речи является одним из важных приоб...

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы...