Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч]. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хисамутдинова Гузалия Ириковна

Образовательная область: Речевое развитие

Вид деятельности: Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

Цель: Формировать у детей умение дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

Программное содержание

Образовательные задачи:

- продолжать формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц;

- определять место положения звука в слове (начало, середина, конец);

- упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи :

- продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитательные задачи:

- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Предварительная работа: разучивание чистоговорок, стихов, потешек. Словесно – дидактические игры: «Дополни предложение», «Подскажи словечко», «Придумай слово с заданным звуком», «Кто позвал?», «Кто как кричит?».

Материалы и оборудование: картинки, в названии которых при произнесении слышатся звуки «ч»-«ц»; книга Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч].

Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Воспитатель: Хисамутдинова Гузалия Ириковна

Образовательная область: Речевое развитие

Вид деятельности: Развитие речи

Тема: «Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

Цель: Формировать у детей умение дифференцировать звуки ц – ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

Программное содержание

Образовательные задачи:

- продолжать формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц;

- определять место положения звука в слове (начало, середина, конец);

- упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи :

- продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитательные задачи:

- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Предварительная работа: разучивание чистоговорок, стихов, потешек. Словесно – дидактические игры: «Дополни предложение», «Подскажи словечко», «Придумай слово с заданным звуком», «Кто позвал?», «Кто как кричит?».

Материалы и оборудование: картинки, в названии которых при произнесении слышатся звуки «ч»-«ц»; книга Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Ход деятельности

1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) :

Воспитатель: Ребята, какое время года у нас сейчас? (Ответы детей)

Воспитатель: Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

Воспитатель: Ветерок весенний дует, веет. Ребята посмотрите к нам в окно влетел конвертик. (Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом).

Воспитатель: Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

Воспитатель: Что изображено на картинках? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик-чик-чик)

Воспитатель: А как зовём цыплят? (Цып-цып-цып)

Воспитатель: Какие первые звуки в этих словах? (Звук «ч» -«ц»)

Воспитатель: Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, в слове чик – первый звук какой? (звук ч)

Воспитатель: В слове цып – первый звук какой? (звук ц.)

2. Основная часть (содержательный, деятельный этап) :

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня,  узнать побольше  об этих звуках.

Воспитатель: Ребята, с начала мы с вами сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка».

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 3 раз.

Воспитатель: Давайте с вами произнесём звук Ч. (Дети произносят)

Воспитатель: А теперь произнесем звук Ц. (Дети произносят)

Дети хором и по очереди произносят звуки.

Воспитатель: При произнесении звука «ч» кончик языка всегда в верхнем положении, а губы вытянуты в трубочку, а при звуке «ц» кончик языка в нижнем положении, и губы — в улыбке.

Воспитатель: Как расположены губы и язык, когда мы произносим звуки Ц – Ч. (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Эхо»

(Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют).

Воспитатель: белая овца ца-ца-ца

флаг из кумача ча-ча-ча

ох как горячо чо-чо-чо

мы ели огурцы цы-цы-цы

у меня ключи чи-чи-чи

румянец на лице це-це-це

я гулять хочу чу-чу-чу.

Воспитатель: Звуки «ц» и «ч» легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Сейчас я буду называть слова со звуками «ц» и «ч», а вы, услышав звук «ц», хлопните в ладоши один раз, например: цапля. А если услышите звук «ч» – хлопните в ладоши два раза например часы.

Вы все поняли? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда слушайте слова внимательно: чашка, цапля, очки, огурец, цирк, скрипач, одуванчик, поцелуй, ученица, волчица, гречка, синица.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас мы с вами поиграем в одну игру которая называется «Подари подарок»

Дидактическая игра «Подари подарок».

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с разными изображениями. Которые необходимо подарить цыпленку или чебурашке. (распределение по наличию звука ч или ц).

Воспитатель: (Имя ребенка, кому ты подаришь свой подарок? (Ответ ребенка)

Воспитатель: Почему ты решил подарить чебурашке (цыпленку? (Ответ ребенка)

Воспитатель: В какой части слова располагается звук «ц» или «ч»? (Ответ ребенка)

Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка

Давайте встанем. Повторяйте за мной слова и движения.

Озорной цыпленок жил, (имитируем озорного цыпленка)

Головой весь день крутил.

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать

Поднимать и опускать.

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Наклонился влево, вправо.

Хорошо на свете, право!

А потом пошел гулять,

Червячка себе искать. (Имитируем поиск)

Воспитатель: Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»

Игра «Большой – маленький» (с мячом)

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Синица-синичка

Воспитатель: Молодцы ребята! Присаживайтесь на свои места.

Давайте проверим, кто из вас знает больше слов, на звуки «ч» и «ц».

Словесная игра «Назови словечко».

Воспитатель: За каждое правильное слово получите фишку, а в конце посчитаем у кого будет больше фишек, он и  будет победителем. (Дети называю слова со звуками «ц» и «ч».)

Воспитатель: Ребята, посчитайте сколько у вас фишек. (Дети считаю фишки).

Воспитатель: У кого больше всех фишек? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте похлопаем нашему победителю!

Воспитатель: Сейчас я хочу вас познакомить с новым стихотворением Джорджа Ривза «Шумный Ба – бах». А вы внимательно послушайте стихотворение и попробуйте найти слова со звуками «ц» и «ч».

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах.

И, услышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук.

На сосну вбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чирушка в листья – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие слова со звуками «ч» и «ц», вы нашли в этом стихотворении? (Очень, цок – цок, чащу, чик – чирушка.)

Воспитатель: Кто такой Ба – бах? (Охотник)

Воспитатель: Как вы думаете кто Тук – тук? (Дятел)

Воспитатель: Кто же прыгнул в чащу? (Заяц)

Воспитатель: Почему звери сидят тихо? (Чтобы их не заметил охотник)

3. Заключительная часть (рефлексивный этап) :

Воспитатель: К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте с вами вспомним, с какими звуками мы сегодня познакомились? (Ответы детей). Воспитатель: Чем вам больше всего понравилось заниматься? (Ответы детей). 

Воспитатель: Тем из вас, кому понравилось, то, как мы сегодня занимались громко поаплодируйте себе.

Самоанализ ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Дифференциация звуков [Ц] — [Ч].

Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

 

Занятие проводилось в старшей группе. Состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач с применением различных методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС в ДОУ, также возрастным возможностям воспитанников. Прослеживается связь целей и задач с заявленной темой. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

В ходе проведения занятия были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Игровой (П\игра «Подари подарок», Физмин. «Назови словечко»);

приемы: одобрение, объяснение, показ, поощрение, анализ, беседа.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали воспитанников на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы и задания были просты и понятны, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.

 В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.

Считаю, что занятие прошло успешно, поставленные цели и задачи были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Коммуникативная деятельность "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»Вид деятельности: коммуникативная.Возраст:5-6 лет.Цель: Учить детей дифференци...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэти...

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». Старшая группа.

Конспект по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».Старшая группа. Провела Седова О. А. 24.03.20...

Конспект по развитию речи для 2 мл. группы «Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна»

1.Познакомить детей со стихотворением  А.Н. Плещеева  «Весна». 2.Учить называть признаки времен года....