Использование метода составления кластера при пересказе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мошкина Елена Александровна

Представляю вашему вниманию практическое занятие по составлению пересказа с применением метода составления кластера. Технология развитие критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект НОД.         

    «Пересказ сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»,

с использованием метода составления «Кластер».

Разработчик: 

Воспитатель

МАДОУ № 2 «Родничок»

Филиала ДОУ № 20 «Зоренька»

Мошкина Елена Александровна

Высшая кв. категория

                                                   

    Тема: «Пересказ сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», с использованием методики составления «Кластер», Образовательная технология РКМ (Развитие критического мышления)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепление умения детей пересказывать сказку, с применением методики составления «Кластер».                 

Задачи: Расширять знания детей об русских народных сказках.

                    Развивать умение связно отвечать на вопросы давая полный ответ.

              Обогащать словарный запас,

              Развивать связную речь, активизировать словарь детей.

              Учить детей доброте, вызывать сочувствие к героям сказки.

Методы и приемы:

-практические: работа с иллюстрациями, участие в играх, составление кластера

-наглядные: картинки по сказке, схемы кластеров

-словесные: чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», вопросы к детям

Материалы и оборудование: текст сказки «Крылатый, мохнатый да масленый, картинки к сказке, схемы для составления кластера.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Игровая ситуация приход котёнка

Чтение художественной литературы

Чтение сказки.

Двигательная

Физминутка «Лисята»

Ход образовательной деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Предлагаю детям встать полукругом – назвать свои имена и дать друг другу руку.

 Проговаривают все вместе (приветственные мотивирующие слова)

Поздороваемся с гостями.

 Сюрпризный момент (Приход лисы)

К нам пришла лисица в гости и принесла книгу. Она очень просит, чтоб мы почитали её.

Лиса: здравствуйте мои дорогие ребята, а куда это я попала? (ответы детей). А вы случайно не из подготовительной группы? (ответы детей). Как здорово, мне так нужна ваша помощь. Дело всё в том, что мне на новый год дед Мороз подарил вот такую книгу, а читать то я не умею, нас лесных обитателей этому не учат. Вот я и решила обратиться к вам за помощью, может быть мы вместе с вами и вашим воспитателем посмотрим какое произведение кроется в этой книге. А я постараюсь всё запомнить и рассказать друзьям.

Предлагает чтение русской народной сказки: «Крылатый, мохнатый да масленый».    

 Задаёт детям вопросы по тексту сказки.                      

 С каких слов начинается сказка?                                             

 Как звали героев сказки?                                              

 Какую работу выполнял воробей, мышонок, блин?

 Как жили друзья в начале сказки?

  Кто затеял ссору?

 Что случилось, когда друзья поменялись своей работой?                        

 Чем закончилась сказка?                             

 Чему научила вас эта сказка?        

 Совместный вывод: потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

Обращается к лисе с вопросом всё ли она запомнила.

Лиса: ой какая сказка замечательная, только вот я ничего не успела запомнить и в голове всё перепуталось. Как же быть мне?

Предлагает детям частичное повторное сказки с последующим составления кластера. Но перед этим немного размяться, с помощью физминутки про лисят.

Физминутка» «Лисята».                                    

 Вы послушайте, ребята я хочу вам                                        

 Я хочу вам рассказать:                                

 Родились у нас лисята-                                    

 Их по счёту ровно пять.

Мы решили, мы гадали:                            

Как же нам лисят назвать.                      

Наконец мы их назвали:                        

Один, два, три, четыре, пять.                                                    

Подводит детей к столу, где лежат схемы для составления кластера, разложены картинки по сказке. Ребята сейчас мы составим кластер с помощью наших картинок и наводящих слов.

Задаёт детям наводящие вопросы, оказывая помощь в составлении кластера.

Предлагает по желанию краткий пересказ, с прерыванием и продолжением другими детьми.

Рефлексия:

Какое произведение мы сегодня разобрали?

Сказка это или рассказ?

Почему выбрали именно эту схему?

Что вызвало трудности?

Предлагает детям положить свои беджи в рефлексивные корзинки. В жёлтую (если всё понравилось и было интересно). В красную (если было сложно и скучно)

 Прощание с героем:

Лиса: ой ребята спасибо вам большое и вашему воспитателю, вы научили меня, как легко и просто запоминать сказки, даже если не научился читать.

Воспитатель: ты лисичка приходи к нам ещё, у нас есть целая библиотека интересных сказок и рассказов.

Дети стоят полукругом называют свои имена включаются в занятие, потом проговаривают все вместе: Мы ладошку к ладошке сложим и друг другу дружить предложим будем петь, заниматься, играть, чтобы добрыми, умными, дружными стать.      

Дети заинтересовываются гостем, ведут с ним поли лог.

 Садятся на стульчики, слушают сказку.

Дети отвечают на вопросы.

Выполняют движения.

Дети идут по кругу, держась за руки

Останавливаются. Встают лицом в круг. Показывают правую ладонь, растопырив пальцы. Стоят лицом в круг. Держатся за руки. Покачивают сцепленными руками. Ритмично хлопают в ладоши. Загибают по одному пальцу на обеих руках.

Дети идут с воспитателем к столу и рассматривают картинки, лежащие на столе.

Дети отвечают на вопросы полным ответом, находят соответствующую картинки и раскладывают, проводят стрелки.

2-3 ребёнка пересказывают сказку.

Дети раскладывают бейджи по корзинкам и прощаются с героем, планируя последующую встречу до свидания.

Проговаривают текст приветствия.

Формируются:

заинтересованность детей к чтению сказки; умение отвечать полным ответом; выделят главную мысль; умение проговаривать текста и выполнение движений физминутки; интерес к составлению кластера с помощью картинок расположенных на столе.

Развивается связная речь, обогащается словарный запас.

Дети учатся сопереживать и помогать другим в сложных ситуациях, через эмоциональное погружение.

                                                                                                                                                             

 Список литературы:

Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Буренко Н. Дома и сказки для букв и звуков. // Обруч, 2000. - №1.

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., «Учим детей мыслить критически.» -СПб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html



Предварительный просмотр:

   (Гроздь)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Созвездие                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

           Пучок                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста”

Консультация для воспитателей“Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста”...

« Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста».

« Использование метода мнемотехники в обучении пересказу  сказок детей дошкольного возраста».Подготовила: воспитатель...

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста".

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении пересказа художественной литературы у детей дошкольного возраста"....

Консультация для родителей «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.Мнемотехника, или мнемоника, в...

«Использование активного метода обучения «Кластер» в формировании нравственности и патриотизма»

Мастер-класс для педагогов о применении активного метода "Кластер" в сыере нравственно-патриотического воспитания.Патриотические представления у дошкольников – один из самых важных ком...

Мастер-класс «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста»

В своем мастер-классе я представляю работу по развитию речевого творчества, подготовки детей к пересказу сказок с помощью использования метода мнемотехники....

«Использование активного метода обучения «Кластер» в работе с детьми дошкольного возраста".

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его...