Методическая разработка по освоению технологии составления стихотворных небылиц
методическая разработка по развитию речи

Центер Валентина Анатольевна

Участие в муниципальном семинаре «Развитие речи ребенка-дошкольника как важнейшее условие формирования личности ребенка, его умственных и коммуникабельных способностей», мастер-класс «Сочинять весело!» по освоению технологии составления стихотворных небылиц

 

Октябрь, 2023 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по освоению технологии составления стихотворных небылиц «Сочинять – весело!»

Сегодня я хочу вас познакомить с необычной технологией по составлению стихотворных небылиц.

Почему «сочинять»?

В своей работе я все чаще стала обращать внимание на то, что речь у детей невыразительная, скудная, однообразная. При этом и сами дети не эмоциональны и стеснительны. И тогда я стала искать информацию, думать, как я могу помочь улучшить эту ситуацию. В процессе поиска я поняла, что нужно учить детей СОЧИНЯТЬ!

Данную технологию я считаю эффективной, т.к. в процессе придумывания стихотворных небылиц у детей активизируется речь, расширяется словарный запас, дети начинают использовать в своей речи образные слова и выражения, развивается связная речь. Так как это творческий процесс, то помимо речи развиваются мышление и воображение.

Ну, а т.к. мы сочиняем смешные небылицы, то это еще и ВЕСЕЛО!

Данную технологию я начала использовать с детьми старшего возраста. И провожу такие разминки в рамках занятия.

У этих стихотворений есть свои особенности:

  1. Сюжет их бессмысленный и смешной.
  2. Они состоят из 5 строк, при чем каждая строка отвечает за определенную часть развития сюжета:
  • В 1 строке мы рассказываем, КТО жил да был, т.е. выбираем героя стихотворения;
  • Во 2 строке описываем героя: какой он, на кого или на что похож;
  • 3 строка отвечает на вопрос где жил или что делал наш герой;
  • 4 строка отвечает на вопрос с кем герой дружил, играл, бегал, прыгал или хоть как-то взаимодействовал;
  • 5 строка – это вывод из стихотворения.
  1.      Рифма тоже фиксирована:

1 строка рифмуется со 2;

3 строка рифмуется с 4;

5 строка – вывод – может не рифмоваться.

Сейчас я вам приведу пример такой небылицы:

Жила-была                                  лягушка

И была она мягкая                     как пуховая подушка

Любила она                                по болоту гулять

Цапель дразнить и от них убегать.

Вот какая озорная лягушка!

Примерно вот такие небылицы у нас с детьми получаются!

Работу с детьми мы начинали по этапам:

  1. Сначала учились подбирать рифмы с опорой на картинки и устно.

Например, играли в такую игру:

Предлагала несколько картинок, дети должны были подобрать к каждой картинку-рифму.

  1. На этом этапе я подготовила детям настольную игру. Она состоит из карточек с изображением 3 пар рифмованных слов-картинок и набора таких же картинок в разрезанном виде.

В нее можно играть несколькими способами: как классическое лото и как мемо. Только более усложненное. Им необходимо найти не две одинаковые

картинки, а две картинки-рифмы.   

  1. Параллельно учились слышать рифму в стихотворениях известных детям.

Например, Айболит.

Я читала отрывок, а дети должны были услышать и назвать потом те слова, которые рифмуются друг с другом.

  1. Играли в «Пропавшее слово»

Я читаю стихотворение, дети должны додумать последнее слово.  

1.Заругали мы Егорку –

Во дворе сломал он ….. .

3.Умываюсь утром рано

Я водою из-под …. .

2.Во дворе идёт футбол,

Все кричат: «Забейте …!»

  1. «Исправь ошибку»

В стихотворении одно из слов подходит по рифме, но не подходит по смыслу. Детям необходимо услышать это слово и заменить его на верное.

1.В море синем на волнах,

На раздутых парусах,

По поверхности воды

Проплывают СНЕГИРИ.

3.Сяду с книжкой на кровать,

Поскорей начну ЧИХАТЬ.

2.У моей сестрички

ФАНТИКИ в косичке.

  1. Составляли короткие рифмованные фразы:
  • Вот моя картина, вот твоя … . (картина, корзина, машина и т.д.)
  • Вот мой дом, вот твой … .
  • У меня есть мячик, а у тебя есть … .

  1. Затем придумывали двустишия по такой схеме:

«Жил-был кто-то, был похож на что-то.»

Например, жила-была кошка, была она похожа на ложку.

Затем усложняли эти двустишия, добавляя прилагательные:

«Жила-была рыжая кошка, похожая на деревянную ложку.»

  1. И так постепенно мы с детьми стали придумывать стихотворные небылицы

Подводя итог, хочу отметить, что, сочиняя такие шуточные стихотворные небылицы, речь детей становится более свободной, выразительной, развернутой. Они перестают бояться высказываться, научились более точно подбирать слова для выражения своих мыслей.



Предварительный просмотр:

        

Маша

Каша

Конфеты

Пользы нету

Бегемот

Живот

Хохочет

Щекочет

Синичка

Электричка

Вокзал

Встречал

Птичка

Синичка

Кушала

Слушала


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сочинять весело» Подготовила: Центер Валентина Анатольевна музыкальный руководитель 1 квалификационной категории Мастер-класс по составлению стихотворных небылиц г. Гусев 2023

Слайд 2

Жил-был кто-то (герой) Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где жил? или Что делал? С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения рифма рифма не имеет рифмы

Слайд 3

Жил-был кто-то Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где живет? Что делает? С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения

Слайд 5

Во дворе идёт футбол, Все кричат: «Забейте …!» Заругали мы Егорку – Во дворе сломал он ….. . Умываюсь утром рано Я водою из-под …. . В море синем на волнах, На раздутых парусах, По поверхности воды Проплывают СНЕГИРИ. У моей сестрички ФАНТИКИ в косичке. Сяду с книжкой на кровать, Поскорей начну ЧИХАТЬ.

Слайд 6

Жил-был кто-то Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где живет? Что делает? С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения

Слайд 7

Жил-был кто-то Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где живет? Что делает? С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения

Слайд 8

«Сочинять весело» Подготовила: Центер Валентина Анатольевна музыкальный руководитель 1 квалификационной категории Мастер-класс по составлению стихотворных небылиц г. Гусев 2023

Слайд 9

«Сочинять весело» Подготовила: Центер Валентина Анатольевна музыкальный руководитель 1 квалификационной категории Мастер-класс по составлению стихотворных небылиц г. Гусев 2023

Слайд 10

Жил-был кто-то Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где жил, что делал С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения

Слайд 11

Жил-был кто-то Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где живет? Что делает? С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения

Слайд 12

Жил-был кто-то Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где живет? Что делает? С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения

Слайд 13

Жил-был кто-то Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где живет? Что делает? С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения

Слайд 14

Жил-был кто-то Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где живет? Что делает? С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения

Слайд 15

Жил-был кто-то Признаки героя (какой он, на кого или на что похож) Где жил, что делал С кем общался, дружил, взаимодействовал? Вывод из стихотворения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Диагностика освоения вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования воспитанниками МАДОУ «Детский сад № 5»

Наше образовательное дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе дошкольного образования, разработанной участниками образовательного процесса на основе комплексной програ...

Методическая разработка по освоению употребления в речи предлогов "под" и "за". Игра "Наведи порядок".

Рекомендуется использовать в работе учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Материал в помощь к освоению потребления в речи прелогов "за" и "под"....

методическая разработка «Особенности освоения упражнений с фитболами старших дошкольников с разным уровнем развития двигательных качеств»

Главная цель упражнений на фитболах — укрепление опорно-двига­тельного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение по­движности в суставах, создание оптимальных условий для развития ...

Методическая разработка совместной деятельности по составлению рассказа по картине «Кошка с котятами»

Методическая разработка совместной деятельности по составлению рассказа "Кошка с котятами" рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В методической разработке представлено подробное...

Методические разработки для освоения детьми 5-7 лет основ Финансовой грамотности.

МАОУ ,,СОШ  № 1 им.Н.А.Некрасова,, Дошкольное отделение ,,Солнышко,, Выполнила воспитатель  1 категории. Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих...

Методическая разработка. Тема: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически ил...

Методическая разработка по освоению образовательной области «Познание» во второй младшей группе по теме: «Весна пришла»

Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей второй младшей группы. На занятии использовались различные методы: слов...