Методическая разработка. Тема: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Вишневкина Наталия Николаевна

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически или частично графически изображаем персонажей, явления, действия используя картинки или символьные знаки. Т.е. придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника931.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 Василеостровского района

г. Санкт - Петербурга

Методическая разработка.

Тема: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

           C:\Users\Юра\Pictures\5-w_NG0YV_8.jpg                 

                                                             

                                                                                                            Автор: Вишневкина Наталия Николаевна

                                                                                                           Воспитатель первой категории

                                                                                                     

Работая с детьми среднего возраста, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи. А нам педагогам необходимо научить ребёнка связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. К сожалению, в настоящее время, современные дети испытывают некоторые проблемы в речи.

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Неспособность грамматически правильно построить предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция

Почему я стала использовать в работе мнемотехнику?

- Во-первых, и это очень важный момент, в каждой группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь.

- Во-вторых, мы помним, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

- В-третьих, особенностью мнетомехники является большая работа с детьми по обучению чтению символов. В современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно научить ребенка перекодировать информацию из символов в образы.

- В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

C:\Users\Юра\Pictures\4ftIURGc2P4.jpg

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

-        обогащения словарного запаса,

-        при обучении составлению рассказов,

-        при отгадывании и загадывании загадок,

-        при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей среднего дошкольного возраста я использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы.

C:\Users\Юра\Pictures\JS2i5RoBWRU.jpg

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется разучивания по заданной теме с помощью воспитателя.

        C:\Users\Юра\Pictures\6TgNl9Geqo4.jpg                            C:\Users\Юра\Pictures\9pmYXqIcJgQ.jpg

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Например, для занятий изготовила альбом где схематично изображены предметы, их описания и действия: Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

Поэтому, я считаю, что, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Как делать таблицы?

Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически или частично графически изображаем персонажей, явления, действия используя картинки или символьные знаки. Т.е. придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично.  Глядя на эти схемы, ребенок затем воспроизводит стихотворение. Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению. Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

C:\Users\Юра\Pictures\3SqGfQ8kaxY.jpg

Как же строится работа по заучиванию стихотворения?

При заучивании стихотворения я ставлю перед собой сразу несколько задач:

- вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;

- помочь понять содержание;

- обеспечить запоминание;

- научить выразительно читать перед слушателями. Все это определяет порядок работы по заучиванию текста.

Что мы учитываем при отборе стихотворения:

1. Возрастные особенности детей.

2.  Объем произведения; 2-3 четверостишия для средних групп;

Стихотворения значимые, они не предусмотрены программой, но несут в себе смысл и информацию, которая необходима в определенный момент образовательного процесса. В чем различие классического метода заучивания стихотворений и метода заучивания стихотворения с использованием мнемотехники.

1.        Подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей)

2.        Выразительное чтение педагогом стихотворения.

3.        Беседа по содержанию.

4.        Чтение с установкой на запоминание 5-6 раз (в старших группах можно предложить детям назвать отрывки, которые им очень понравились).

Особенности работы по мнемотехнике с детьми младшего возраста.

С детьми младшего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти у детей остаются отдельные образы. Малышам трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать по мнемодорожке. Первоначально, я предлагаю детям 1 схему-изображение. Далее, постепенно увеличиваем количество мнемосхем до 4-х, например, стихотворение «Мишка». Таким образом получается мнемодорожка. Дети, которым легко дается запоминание стихотворений с использованием мнемотехники, к концу года, уже можно предложить в индивидуальной работе мнемодорожку и мнемотаблицу, состоящую из 5-6 элементов.

C:\Users\Юра\Pictures\QIwl-3TYkJM.jpg               C:\Users\Юра\Pictures\CswUx2NTtPE.jpg

Выученные стихотворения дети рассказывают во время организации сюжетных игр «Магазин» (чтобы купить игрушку, надо рассказать стихотворение), дидактических игр «Чудесный мешочек» (отгадай что спрятано в мешочке и расскажи о нем стихотворение) и т.п. проводятся на занятиях по развитию речи, обычно 1 раз в месяц с использованием различных методов (угадай стихотворение по схеме, по отрывку, по игрушке).

Особенности работы с детьми среднего возраста.

С детьми среднего возраста так же используют цветные мнемотаблицы. Но изображения становятся более символичными, например, елочку мы можем обозначить двумя треугольниками, но зеленого цвета. Также происходит постепенный переход от мнемодорожек к мнемотаблицам. Количество мнемосхем в них увеличивается до 7-8 к концу года. В среднем возрасте, так же, как и в младшем, дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. После заучивания стихотворения мнемотаблица остается доступной детям до смены темы согласно тематическому планированию.

Пройденный материал необходимо постоянно повторять. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.

Подводим итог по работе с мнемотаблицей.

C:\Users\Юра\Pictures\5-w_NG0YV_8.jpg

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется рассказывание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Методическая разработка: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Методическая разработка по развитию речи; Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.Мнемотаблицы особенно эффективны при ...

Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»

Методическая разработкаТема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми поразвитию речи»...

Тема: Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Цель: Ознакомление родителей с системой методов иПриёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихов методом мнемотехнике.Ознакомление и последующие применение р...

Самообразование Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста» на 2023 - 2024 учебный год

Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем....

Самообразование на 2023 - 2024 уч. год тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Самообразование на 2023 - 2024 уч.год. Тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»2022

Задачи :  -развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать, рассказывать и запоминать по мнемотаблицам и коллажам; - развивать у детей психически...