Применение устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста
презентация

Применение  устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vystuplenie_na_mo_28.10.2020_2_1.docx22.21 КБ
Файл prezentatsiya_1_1.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20 «Нарн»

Республиканская конференция к 30-летию национальной системы

дошкольного образования

«Применение устного народного творчества

в развитии детей дошкольного возраста»

                   Воспитатель группы ЭКВиО МКДОУ№20 «НАРН»

Лазарева Г.А.

Элиста, 2023

Применение устного народного творчества

в развитии речи детей дошкольного возраста.

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова, которое дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телефоны, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество. Поэтому мне сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию речи средствами устного народного творчества.

Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков.

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей.С незапамятных времен в быту калмыцкого народа живут песни, сказки, загадки, скороговорки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво. Представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей дошкольного возраста.

С их помощью можно развивать:

  • фонематический слух
  • грамматический строй речи
  • звуковую культуру речи.
  • обогащать словарь.


,Цель: использование устного народного творчества, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Знакомить детей с разнообразными формами УНТ: загадки, пословицы, скороговорки, сказки, магталы, йорялы.

- В разных видах деятельности применять народное слово.

- Использовать в процессе театрализованную деятельность.

- Приобщать детей к национальной культуре в игровой деятельности.

- Создавать благоприятные условия для развития интереса детей к литературе и фольклору.

- Расширять словарный запас, формировать связную речь, развивать звуковую культуру речи посредством УНТ;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством фольклора.
В программный материал включены
 устно-поэтическое наследие калмыцкого народа такие универсальные жанры, как  сказки, легенды,  песни, пословицы, скороговорки, загадки. Имеются в нем и своеобразные жанры: йорял (благопожелание), магтал (восхваление), яс кемялген (сказывание по кости), «72 худл» («72 небылицы»), шаваш (восхваление танцующего).

Организованную образовательную деятельность с использованием УНТ я рассматриваю, не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Настроение затейливости, шаловливое веселье, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр. При чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.Знакомство с жанрами УНТ начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.

Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Для выполнения этих задач подобрали серию произведений калмыцкого устного народного творчества по возрастным группам. Сегодня представляю вам материал по подготовительной группе. При подборе обращали внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Пословицы учат быть скромным, честным, аккуратным, прививают любовь к труду.

Загадки заставляют детей упражняться в своих умственных способностях, помогают развивать мышление.

Йорялы-благопожелания - проецирование совершенства, правды, добра, истины. Они есть выражение светлой души и добрых помыслов народа. В глубокой древности наши предки верили в магию слова, и считали, что все обязательно сбудется.

Участвуя, в различных музыкальных конкурсах я заметила какой большой интерес вызывает калмыцкая музыкальная культура, в том числе исполнение шавашей. Решила пополнить свою методическую копилку шавашами. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться её настроением.

Например, «танцевать» кистями рук, прихлопывать, притопывать ногами, делать элементарные танцевальные движения.

Шаваши произносят речитативом в ритме музыкального сопровождения, прихлопывания в ладони подчеркивают смысловые акценты стиха. 

Шаваши состоят из двух, четырех и более стихотворных строк, которые завершаются подбадривающими восклицаниями- Хәрс! Хәрслә! Хәдрис!, что по смыслу означает: живей!, быстрей!, энергичней!

На склоне (холма)

Кесголнальмн                                         Много-много яблок

Түүнәсидснкүүкн                                   Девушка, что их покушает

Сартгсәәхнбүшмүдтә                             В красивом цветастом платье.

Сарулсәәхнухата .                                  И свела разумом

Хәдрис! Хәдрис!                                      Хядрис! Хядрис!

Тәрмхурсхмахлата                                  В шапке искусственного каракуля

Таньдгкүүнәбәәдлтә.                              На знакомого похож.

Үзтәхурсхмахлата                                   В меховой шапке,

Үзсн күүнә бәәдлтә,                                  Вроде видел где-то,

Күрнхурсхмахлата                                  В хорьковой шапке

Күргн күүнә бәәдлтә.                                Похож на жениха

Сказка - окно в волшебный мир народной педагогики. Раскрывают традиции народа, их устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему. Существуют различные методы  работы со сказкой,  я использую в своей работе нетрадиционные методы. Сущность этих методов заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу и делает для себя открытие.

1. Метод проблемных ситуаций – развивает у детей умение представить ситуацию и найти средства для её разрешения (например: А что было бы если…ворона не слушала рака? (сказка «Керя болн цаяха») А что было бы если…воробей подавился косточкой ? (сказка « Цөкрдго богшада»)

2. Метод моделирования – учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для разыгрывания сказок (это могут быть геометрические фигуры, полоски различного цвета и размера).

3. Метод разрешения противоречий – учит детей выявлять противоречивые свойства явлений, предметов и т. д. и разрешать эти противоречия (например: что хорошего в том, что пошел дождь? Что плохого в том, что пошел дождь)

4. Метод мозгового штурма помогает снять психологическую инерцию у детей и получить максимальное количество идей за минимальное время. (например: как прогнать чудище не прыгая в колодец в сказке «Храбрый лев») Принимаются все ответы детей, ответы не критикуются, в конце анализируются, выбирается наиболее оригинальный и практичный.

После  коротких обыгрываний, дети легко запоминают тексты и переносят их в повседневную игру. Благодаря простоте, дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.

Физминутки, пальчиковая гимнастика также проводится на основе текстов УНТ.

В режимных моментах использую дид. игры «Эн ямаран тууляс», Зургх уралhн»,  «Үлгүр инчилгч келтн»,  «Мини гер»,  «Юн үлү», «Юн дуту».

 выступления детей на различных смотрах- конкурсах показали, что уровень речевой активности у детей повышается. Речь детей становится  яркой, выразительной, эмоциональной. Заметно растет словарный запас детей.

 Жанры УНТ оказывает огромное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 20 « Нарн» Применение устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста Воспитатель группы ЭКВиО Лазарева Г. А.

Слайд 2

Актуальность «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова, которое дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». К.Д.Ушинский. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телефоны, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с не сформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество.

Слайд 3

Цель: использование устного народного творчества, как средство развития речи детей дошкольного возраста . Задачи: - Знакомить детей с разнообразными формами УНТ: загадки, пословицы, скороговорки, сказки, магталы, йорялы. - В разных видах деятельности применять народное слово. - Использовать в процессе театрализованную деятельность. - Приобщать детей к национальной культуре в игровой деятельности. - Создавать благоприятные условия для развития интереса детей к литературе и фольклору. - Расширять словарный запас, формировать связную речь, развивать звуковую культуру речи посредством УНТ; - повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством фольклора.

Слайд 4

«Садта күн – салата модн»

Слайд 5

девл захта» «Күн ахта,

Слайд 6

«Дала цасн, дала өдмг»

Слайд 7

«Шарлҗн дотр шар алтн»

Слайд 8

«Йиртмҗд йир әәмтхә»

Слайд 9

«Ут күзүтә, улан һоста, Күүнә көл чимкнә, чимкнә» h

Слайд 10

Йөрәл Боорцгин йөрәл Боорцг – тоһштн Эльвг – дельвг болҗ, Ут наста, бат кишгтә болтн! Цаһана йөрәл давтх Идән чигән элвг болҗ Җил болһн иигҗ Боорцг – тоһшан кеҗ, Цә, боорцгарн дееҗ өргҗ, Эзн мөӊк нас зүүҗ, Эн цаһаһан кеҗ, Олн әмтн Амулӊ эдлх болтха! Амулӊ менд бәәтн!

Слайд 11

Выступления детей на различных смотрах- конкурсах показали, что уровень речевой активности у детей повышается. Речь детей становится яркой, выразительной, эмоциональной. Заметно растет словарный запас детей. Жанры УНТ оказывает огромное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд 12

Наши достижения

Слайд 13

Наши достижения

Слайд 14

Наши достижения

Слайд 15

Наши достижения

Слайд 16

Наши достижения

Слайд 20

Илвтә шо

Слайд 21

Хурһна наадн Эн хурhн аав, Эн хурhн ээҗ, Эн хурhн эцк, Эн хурhн эк, Темән, темән, төөрүхә, Темәнә ботхн буульңха. Һунҗн үкр мөөрүхә, Һурвн туһл һууруха. Эн хурhн би, Мана өрк-бүл ни.

Слайд 22

ОНЬГАН ѲГСНДТН БАЙРЛҖАНАВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

"Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему "Роль устного народного творчество в речевом развитие детей дошкольного возраста"....

План по самообразованию во второй младшей группе по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие детей дошкольного возраста".

Цель моей работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,коммуникативные способности детей на основе ...

Картотека дидактических игр ПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игрПО НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУдля детей дошкольного возраста...

Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста. Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуал...

"Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста"

В этой консультации идет повествование о том , как применяя русский пессенный фольклор, можно играть с ребенком и одновремменно развивая память, речь, мелкую моторику рук. Материал разработывался для ...