Звуковая культура и зима. Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шадрина Ирина Ивановна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

«Звуковая культура речиЗвук «ш»

Воспитатель: В нашу группу пришло необычное письмо. Вот оно.

Послушайте, о чём пишется в письме:

 «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дед - Буквоед. Я - невидимка. Когда я прихожу, вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые. Поэтому хочу подарить вам Азбуку, но она заперта в сундуке на замок и находится в волшебном лесу.

Раскрыть Азбуку вам поможет : -ключ,

«волшебный кубик» с заданиями

- волшебные слова.

Вот эти слова. Запомните их – «Крутись, вертись, на бочок ложись». За каждое выполненное задание вы получите кусочек ключа. До свидания. Желаю удачи».

Воспитатель: Вы поняли содержание письма? Мы должны будем отправиться в путешествие. Что поможет раскрыть Азбуку?

Дети: Ключ, «волшебный кубик», волшебные слова.

Воспитатель крутит кубик и говорит слова– «Крутись, вертись, на бочок ложись».

1. ИГРА «Прогулка на велосипеде»

А отправимся мы в путь на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем насосом:

«ССС….» - при с –язык внизу, в улыбке губы, холодный воздух. (дети имитируют движение, длительно произносят «ССС….).

Хорошо накачали шины, только слышите, воздух шипит. Оказывается, в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит «ШШШ…»                                                                                                           - при ш – язык находится  вверху, губы округлены, тёплый воздух выходит.

Как воздух шипит, когда выходит из шины? («ШШШ,») Заклеим дырочку и ещё раз накачаем шину. Вот теперь можно отправляться в путь.

Воспитатель показывает картинку с изображением шины и спрашивает:

- Кто помнит, как воздух выходит из шины? («ШШШ…»).

Затем показывается картинка с изображением насоса:

«А как воздух свистел, когда выходил из насоса?» («ССС….»)

Игра «Назови звук» - изображением шины «ШШШ»

- изображением насоса «ССС»

Знакомство со звуком [ш]

Воспитатель: Ребята, скажите, а звук [ш] он какой, гласный или согласный? (Согласный.) А каким цветом обозначаем звук [ш](Синим).

Воспитатель: А давайте все вместе поднесем ладошку к губам, и попробуем пошипеть, чувствуете струю теплого воздуха? Значит звук [ш] произнесли правильно.

Воспитатель крутит кубик и говорит слова– «Крутись, вертись, на бочок ложись».

2. Задание«Составь по картинкам предложение»

Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Предложения:

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

Составь схему предложения, зарисуй на доске.

Физминутка

А сейчас мы передохнём, поиграем (дети встают в круг, воспитатель произносит слово, а ребёнок звук – Ш или –С)

Воспитатель крутит кубик и говорит слова– «Крутись, вертись, на бочок ложись».

3. Звукобуквенный анализ слова «Шорты»

Чистоговорки

Воспитатель: Молодцы! Теперь все вместе проговорим чистоговорки.         Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шу-шу-шу – дали кашу малышу.

Ши-ши-ши – зашумели камыши.

Шо-шо-шо – после каши хорошо.

Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

Воспитатель крутит кубик и говорит слова– «Крутись, вертись, на бочок ложись».

4. Задание «Найди картинку с заданным звуком»

где звук : в начале, в середине, в конце.

Воспитатель: Ребята, я так рада, спасибо Вам! А сейчас вы будете работать в парах, разделитесь самостоятельно. Посмотрите, у вас на столах есть картинки, на которых изображены разные предметы. А задание такое: надо найти картинки в названии, которых есть звук [ш]. ( На столе лежат картинки: лошадка, шарик, мышка, груша, школа, чашка, носок, шарф, кактус, весы, матрешка, машина, рубашка, карандаш, шляпа и др.)

Воспитатель: Все справились с заданием? Давайте, тогда проверим. (Спросить за 5-6 детей).

Воспитатель: Ребята вот мы все задания и выполнили ключ получили. Я вами, сегодня так довольна, вы так сегодня хорошо отвечали, работали вместе, дружно. Друг друга слушали.

Воспитатель: Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить?

Назовите слова со звуком [ш]? Что вам сегодня понравилось? А что было самим легким? А самым трудным?

Стук в дверь. Заносят сундук. Открываем его и достаём азбуку. Дети рассматривают её.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе по теме : «ЗимаЗимние забавы

Цель: активизация речи; учить детей составлять рассказы с опорой на картинный план и вопросы; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Задачи:

Образовательные: формировать понятие «времена года», уточнить знания о, учить составлять небольшие рассказы.

Развивающие : развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Развивать навыки устной связной монологической речи.

Воспитательные: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки

Приоритетная образовательная область«Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей«Познание»«Социально – коммуникативное развитие»«речевое развитие»«физическое раз-витие»«труд».

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие : развивать у детей свободное общение, память, внимание, мышление.

Речевое развитие : активизировать словарь детей; развивать связную речь, умение детей давать полный ответ, развивать умение составлять рассказы.

Физическое развитие : продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе.

Трудразвивать умение не терять детали раздаточного материала; приучать, аккуратно, складывать материал после выполненной работы.

Познавательное развитие : формировать у детей познавательный интерес, развивать логическое мышление, наблюдательность.

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин о зиме, беседы о временах года.

Оборудование: сюжетная картина «Зимние забавы», картинный план рассказа, магнитная доска, разрезные картинки с сюжетами о зимних забавах по количеству детей, презентация с картинным планом (мнемотаблица) стихотворения Г. Ладонщикова «Зимние картинки»

Словарная работа: активизация словаря по теме «Зима» : снежная, морозная, метельная, холодная; дружно, весело…

Ход:

1. Орг. момент: Дети подходят к окну.

- Дети, какое время года наступило? (Зима)

Загадки:

Заглянула к нам на время удивительная гостья.

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила.

(зима)

Снег выпадает,

Вьюги завывают,

Новый год встречают,

Когда это бывает?

(это бывает зимой)

- Правильно, это бывает зимой.

- Хорошо, ребята, а какие зимние месяцы вы знаете?

(Мы знаем декабрь, январь и февраль)

- Назовите первый месяц.

(Первый зимний месяц – это декабрь)

- Какой праздник в декабре?

(Новый год)

- Правильно, а теперь назовите второй месяц зимы.

(Второй месяц зимы – это январь)

- Хорошо, ну и кто назовёт последний, третий месяц зимы?

(Третий месяц зимы – это февраль)

- Ребята, вы такие молодцы, правильно назвали зимние месяцы.

Физ. минутка

Снежинки кружатся, кружатся

И на землю ложатся…

- Очень хорошо, а теперь усаживайтесь.

2. Игра «Закончи предложение»

- Зимой ночи длинные, а дни…. (короткие)

- Летом тепло, а зимой … (холодно)

- А теперь, закончим предложением, в нужной форме.

Дети лепят зимой … (снеговика)

Мы приделали морковку… (снеговику)

Мы показали соседям нашего (снеговика)

Мы играем со … (снеговиком)

Мы рассказали о… (снеговике)

- Давайте подойдем к картинке.

3. Дети подходят к доске с картинкой «Зимние забавы».

- Как мы можем назвать эту картинку? (дети говорят свои предположения)

- Правильно – «Зимние забавы». Какие зимние забавы вы видите на картинке? (дети перечисляют). Давайте дадим имена детям?

Анализируем, рассуждаем.

- Какое время года изображено на картинке? Почему?

- Как одеты дети? Почему?

- Чем заняты дети?

- Что хорошего сделали дети для птиц?

- А теперь составим рассказ.

(Дети составляют рассказ по картинке. 4 -5 предложений)

Дети садятся за столы.

4. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Зимние картинки», установка на дальнейшее запоминание.

Зимние картинки.

Г. Ладонщиков

Как Снегурка, в шубке белой

Маша с горки едет смело.

Вася катит снежный ком -

Он решил построить дом.

Под окном Тамара с Федей

Лепят белого медведя.

Брат их маленький Олег,

Чайной ложкой носит снег.

Лена катится на лыжах,

Оставляя ровный след,

А за нею - Бобик рыжий,

Только лыж у Бобки нет.

На пруду каток хороший,

Лед сверкает, как стекло, .

На коньках бежит Алёша,

И в мороз ему тепло!

5. Повторное чтение стихотворения с использование презентации с картинным планом (мнемотаблицы)

Вопросы по содержанию стихотворения:

- Кто катается на санках с горки?

- Что делают Тамара с Федей?

- Кто носит снег чайной ложкой?

- Какой след оставляет Лена?

- Кто бежит за Леной?

- На что похож лед на пруду?

- Почему Алеше не холодно зимой?

6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребята, у вас на столах лежат картинки – льдинки. Вам нужно сложить свою картинку и сказать, что же на ней изображено.

Заключительная часть:

Воспитатель задаёт обобщающие вопросы:

- С каким времени года мы сегодня познакомились?

- Что вам понравилось?

- Что вызвало затруднения?

Литература:

1. Т. А. Ткаченко «Развитие мышления и речи по картинкам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет»

2. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

3. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект “ Ознакомление с древней Китайской культурой”( в рамках развития речи).

Проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Основная цель проекта - познакомить детей с древней Китайской культурой. Вызвать интерес к познанию этой культуры, ее ценностям и достижениям....

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дикие звери зимой" (развитие речи)

Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. Использовать иллюстрации, загадки....

Консультация для педагогов «Игровые дыхательные упражнения на занятиях по физической культуре как средство развития речи дошкольников»

Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться  несколько месяцев, без воды - неск...

Занятие в средней группе на тему "Одежда зимой". Развитие речи

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНа Тему: «Одежда Зимой»(средняя группа) Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Обучающие задачи:учить правильно называть зим...

НООД "Кто лучше готов к зиме" развитие речи с театрализованной деятельностью

НООД "Кто лучше готов к зиме" развитие речи с театрализованной деятельностью...