Памятка работы с картиной на занятиях по ознакомлению с изобразительным искусством
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Аристова Елена Даниловна

В "Памятке работы с картиной" описаны принципы отбора произведений искусства для детей, задачи по ознакомлению детей с произведениями живописи, методика и этапы работы с картиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_raboty_s_kartinoy.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

Работа с картиной

в старшем дошкольном возрасте

на занятиях по ознакомлению

с изобразительным искусством.

Правильный отбор произведений живописи является одним из условий успешного эстетического воспитания дошкольников. Он позволяет сформировать у детей любовь к природе и родному краю, интерес и уважение к истории своего народа. При восприятии живописных произведений ребенок учится сочувствовать и сопереживать другим людям. 

Принципы отбора произведений искусства для детей.

  1. Принцип актуальности выраженного социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе.
  2. Принцип гармоничности цветового решения. Картина должна быть выполнена в теплой или холодной цветовой гамме, а яркие цветовые пятна  сочетаться со спокойными красками. В работе с детьми не рекомендуется использовать картины, перегруженные цветом или слишком темные, мрачные.
  3. Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника.
  4. Принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение длительного отрезка времени неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание  каждый раз направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.
  5. Принцип доступности возрасту ребенка. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их взаимоотношения, природные явления. Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания следующие темы — социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.), действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.
  6. Принцип индивидуального творческого видения действительности. Разные художники видят одно и тоже явление в жизни по-разному, а значит, и картины, созданные на одну и ту же тему, могут значительно отличаться друг от друга. Воспринимая такие разные картины на один и тот же сюжет, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления.
  7. Эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Задачи по ознакомлению детей с произведениями живописи.

  1. Учить детей понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.
  2. Учить детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
  3. Формировать  у детей умение давать эстетическую оценку произведению ( вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?»).
  4. Воспитывать нравственно- эстетические чувства  в процессе обучения детей восприятию искусства.

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью

Предварительная работа:

 - Словесные игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию словаря, развитие выразительности речи.

- Чтение художественных произведений,   созвучных теме картины.

-Игры, направленные на развитие выразительности мимики, жестов, движений, драматизация сказок. Это способствует умению детей адекватно воспринимать состояние людей, изображенных на картине.

-Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью:

-Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

-Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

-Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия  картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только  необходимые для обсуждения или рассматривания части.

-Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

-Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

-Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

-Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины.

- Игровые приёмы.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

-сообщение названия картины

-сообщение фамилии художника

-о чём написана картина

-что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

-как оно изображено (цвет, построение, расположение)

-что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

-что красивого показал своим произведение художник

-о чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Второй этап

Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

О чём картина?

Почему думаете так, расскажите?

Как бы вы назвали картину?

Почему именно так?

Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

Как он изобразил это в картине?

Какое настроение вызывает картина?

Отчего возникает такое настроение?

Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Третий этап

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак, постепенно усложняя задание.

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующемся интересе к искусству,  к социальной жизни людей ( «Что бы вы хотели узнать у героя картины, о чем бы с ним поговорили?», «Что бы вы спросили у художника картины?», «Продолжи вопрос о содержании картины: Почему…?, Зачем…?, Как…?»)

Анализ рассказов детей.

Анализируя детский рассказ, воспитатель должен сказать, почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе. Анализ дается после каждого рассказа, чтобы дети стремились подражать тому, за что похвалили и избегать ошибок.

 Воспитатель отмечает в детских рассказах:

- любое творчество (даже если ребенок придумал свою кличку животного)

-внимательность к деталям

-полноту рассказов (начало, середина, конец)

-последовательность

-выразительность изложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты бесед по ознакомлению с изобразительным искусством

Конспекты бесед  с детьми старшего дошкольного возрастапо ознакомлению с различными видами изобразительного искусства.Данные конспекты можно использовать как отдельно,так и включать в занятия по ...

Деятельность старшего воспитателя в работе с воспитателями по ознакомлению с изобразительным искусством

В консультации указан материал по работе с дошкольникамипо ознакомлению с изобразительным искусством...

Рекомендации по ознакомлению с изобразительным искусством

Методы и приемы, рекомендуемыепри ознакомлении дошкольниковс искусством...

Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством».

Методическая разработка. «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами ознакомления с изобразительным искусством»....

Конспект ООД по ознакомлению с изобразительным искусством в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с жанрами изобразительного искусства...

Проект " « Ознакомление с изобразительным искусством как средство духовно- нравственного воспитания старших дошкольников».

Проект посвящен духовно-нравственному воспитанию посредством ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством, которое является разделом художественно - эстетического развития детей....