“Развитие речи через различные виды музыкальной деятельности (логоритмика)”. Методические рекомендации.
методическая разработка по развитию речи

Фесенко Анастасия Александровна

Один из способов коррекции речи – логоритмика – опирается на сочетание слова и музыкального ритма, и включает как запрограммированный, так и импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой. Упражнения па сочетание словесного и музыкального текстов и двигательной программы дают положительный эффект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx32.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

“Развитие речи через различные виды музыкальной деятельности (логоритмика)”. Методические рекомендации.

Автор: Фесенко А.А.

Музыкальный руководитель

МКДОУ «Детский сад восход»

Овладение речью, родным языком – это сложный, многогранный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. В процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Указывая на это, К.И.Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём ни бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы».

Семантическая функция речи обслуживается порядком расположения слов в предложении, а также мелодией, ритмом, логическими ударениями, паузами и т.д. Эти качества составляют её музыкальную сторону. Это сходство позволяет целенаправленно в полном взаимодействии музыки, движения строить работу по коррекции и развитию речи.

Исследования различных учёных доказывают существование связи двигательных функций и функций речи. Наши психологи М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. Так, физиолог М.М.Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Один из способов коррекции речи – логоритмика – опирается на сочетание слова и музыкального ритма, и включает как запрограммированный, так и импровизированный аккомпанемент ритмических движений тела в соответствии с музыкой. Упражнения па сочетание словесного и музыкального текстов и двигательной программы дают эффект при соблюдении следующих условий:

  • ребёнок должен полностью подчинить себя восприятию музыки;
  • соблюдать в высказываниях коммуникативные элементы, т.е. следить за осанкой, грацией, дикцией, интонацией, правильно оформлять речь в лексическом и грамматическом отношении;
  • учитывать эстетические, моральные и социальные факторы, обуславливающие процесс речевой коммуникации;
  • способность подвергаться влиянию музыки (уровень развития впечатлительности);
  • слуховой анализ музыкальною содержания слушаемою произведения.

Вследствие соблюдения этих условий движение выполняется свободно и

естественно, оно как бы непосредственно вытекает из слышимой музыки. Это делает

возможным выполнение ритмических упражнений всеми детьми независимо от их интеллектуального, физического и моторного развития. Всё это формирует у детей чувство ритма и музыкальности и используется в развитии речи.

Следующий аспект воздействия логоритмики в звене неречевых процессов является воспитание чувства ритма в движении. У человека имеется врождённая, естественная склонность к осуществлению ритма. Уже маленький ребёнок умеет двигаться согласно ритму музыки. Чувство ритма на музыку у детей возникает спонтанно. По мнению Карла Орфа при восприятии музыкального ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье, удары руками по бёдрам – как самые естественные средства выражения экспрессии. Ребёнок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.

Чувство ритма имеет три основных компонента: чувство темпа, метра и  ритмического рисунка.

Во всех формах организации музыкальной деятельности внимание направляется на всестороннее развитие, воспитание и коррекцию неречевых процессов (слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координация движений, чувство темпа и ритма) и развитие речи: воспитание темпа речи и ритма дыхания, фонематического слуха, артикуляционного аппарата, дикцию, постановку голоса.

Итак, развитие речи предполагает:

  1. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания. Для этого используются упражнения сначала без речи, затем с речью. Например, спокойная ходьба на полной ступне по кругу, по сигналу поднять руки вверх (вдох), опустить вниз (выдох); или поднять руки на уровень плеч (вдох), опустить (выдох) и т.д. это же упражнение можно провести с речью, начиная с произношения отдельных гласных и их сочетаний, с использованием ритмической речи. Например, в ходьбе по кругу по сигналу поднять руки вверх (вдох), опуская их вниз, протяжно произносить звук «а»; сочетание «ан-ап-аи».
  2. Развитие артикуляционных органов, а также использование специальных движений для мимических мышц лица и для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Например, предлагается мимикой показать веселого и грустного человека; человека, пробующею кислый лимон и сладкое яблоко и т.д. С развитием мимических мышц задания усложняются: предлагается показать боль, гнев, радость, ликование, горе, равнодушие, презрение и т.п. под соответствующую настроению музыку. По мере их выполнения включать в упражнения звукоподражания, выражающие восклицание («Ах! Ах! О!»), сожаление, огорчение («Ай-ай! Ох!»), удивление («О! У! Ах!»), боль («Ай!») и т.д., способствующие развитию орального праксиса; а также артикуляционные упражнения, выполняемые под ритмическую музыку, например, и «раз» – губы в улыбке, «два» – вытянуты вперёд (музыка начинается за тактом, на «раз» акцент); и «раз» – поднять верхнюю губу вверх, «два» – опустить; и «раз» – опустить вниз нижнюю губу, «два» – покой и т.д.

Артикуляционные упражнения полезно сочетать с движениями рук: например,   руки развести в стороны и пропеть звук «а», соединить их перед собой в форме обруча – звук «о»; из положения руки вверху медленно опускать вниз по обеим сторонам туловища – звук «а»; руки поднимаются до уровня плеч и округляются в локтях, кисти рук направлены навстречу друг другу, но не соприкасаются – звук «э» и т.д.

  1. Развитие фонематического восприятия. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создают основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание соответствующих ассоциаций между звуком и мелодией непосредственно улучшает различение звуков на слух. Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.
  2. Воспитание темпа и ритма речи на музыкально-двигательно-речевой основе. Например, дети маршируют по кругу под музыку живо, бодро (используются ударные инструменты). На сигнал останавливаются и продолжают обозначать умеренный ритм хлопками в ладоши. На следующий сигнал щёлкают языком в этом же умеренном ритме, затем произносят слоги типа «пам-пам-пам». На другом занятии после слогов произносится короткий текст в этом же ритме. Музыка на размер 4/4.

Или другое упражнение, воспитывающее темп и ритм речи на материале имён:

  1. Дети стоят в круге лицом к середине и выразительно, в темпе марша произносят имена. При произношении имени мальчика топают правой ногой:

Оля, Поля, Зина, Аня Оля, Поля, Зина, Аня,

Оля, Поля, Зина, Аня Оля, Поля, Олег;

  1. Дети стоят парами по кругу, один ребёнок к кругу лицом, другой – спиной. Интонировано произносят женские имена и хлопают в ладоши (хлопок на слог), а при произношении мужских имён топают ногой. Каждое имя может быть обозначено разными хлопками: в ладоши, по бёдрам или по рукам друг друга.

Рассмотрим более детально некоторые упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции (логоритмика). Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения па развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы.

В эти упражнения включается речевой-материал, произносимый на выдохе.

Например, подняться па носки, руки потянуть вверх – вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук «с» (или «ш», «ф», «х»), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с гласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова: с открытыми слогами, с закрытыми, двух- и трёхсложными; фразы, состоящие из 3-5 слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.

С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которое определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменением в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение», чтобы добиться изменения в его высоте. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, соответствующим, усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихов с вопросительной, восклицательной, побудительной и др. интонацией под соответствующую музыку.

Воспитанию чёткой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения. Вначале под ритмическую музыку гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся на шёпоте и громко, изолированно и в ряду из 2-3-4 гласных всего ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова на шёпоте со звуками «п», «т», «к», «ф», «с», «ш» (па-по-пу-пы, паф- поф-пуф-пыф и т.д.) и громко, четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.

К середине учебного года дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в игры, драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, пением.

Полезно пение вокализов – «у», «о», «а», «и», звучание голоса со скольжением звука с ноты вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту.

Необходимо развивать диапазон голоса. Начинать с произношения звуков «м», «н» с гласными. Голос звучит в среднем регистре, в одной тональности: «ммуммоммемммэммиамм». Далее: повышение и понижение голоса на сонорных гласных «м», «н» с паузами и без пауз при произношении слов и фраз. Например, в инсценировке «Мишка» дети просят у медведицы: «Маммёдунам, маммолокабы намм». Медведица отвечает: «Вотявамм, всемаловамм». Мишки отбегают и вновь пропевают свою просьбу в высоком регистре, Медведица грозит им лапой и отвечает в низком регистре: «Вотявамм, вотявамм!».

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека, радость, боль. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Полезны распевания па материале, артикуляционной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики. Например, упражнение «Муха». Дети представляют себе ситуацию: как будто муха села на правое колено. Нужно увидеть её, всмотреться, поймать и почувствовать её в кулаке, поднести кулак к уху, слушать, как звенит муха, петь на выдохе: «З-з-з». Перед тем, как вдохнуть вновь, раскрыть ладошку, выпустить муху, проследить глазами её полёт.

Петь песенку и одновременно на ударные слоги соединять на обеих руках 2-е,

3-и, 4-е, 5-е пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «В обморок упала» расслабить кисти, уронить их: «На паркете в восемь пар мухи танцевали, увидали паука – в обморок упали».

Спеть эту же песенку па слогах «зум», «зу» и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, чётко указывать акценты в музыке.

Следующим видом музыкальной деятельности в развитии речи можно считать ритмические движения. Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный слух, артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступными для изучения и практического использования в речевых упражнениях детям с самого раннего возраста.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь или «речевые упражнения и игры» обогащают не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка.

По отношению к музыке речевые упражнения означают, прежде всего, тембровозвуковую тренировку. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития ритмического слуха.

Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

Широко используется в речевых упражнениях игра  звуковыми элементами речи (фонемами, фонематическими слогами), – артикуляционная игра и игра голосом. О естественной природе такой игры высказался М. Харлап: «Между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком». Игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов, музыкальною слуха, а также являются ценными фонепедическими упражнениями, подготавливающими детей к пению (о фонепедическом подходе в обучении пению подробно – в работах В.Емельянова).

Фонематические и артикуляционные игры составляют богатейший раздел речевых игр. Фонемные слоги для речевых игр часто образуются произвольным сочетанием звуков (синти-бринти, хоккере-боккере, фок-трок) и могут быть звукоподражательными (кап-кап, трах-бах, дили-дон). Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, цезура, строфа, запев-припев, рондо, вариации) осваиваются детьми в речи легко и просто.

Особое удовольствие дети получают, если речевые модели украшаются выразительной мимикой и жестами.

Обычно работу над речевыми играми начинают с моделей, с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняются шлепки по коленям, удары сжатыми кулачками, указательными пальцами и т.д. На этом фоне начинает выразительно и ритмично декламироваться текст. Затем предлагается детям повторять слова за педагогом, как эхо, по фразам. Педагог помогает мимикой вступить вовремя после пауз. Каждая пауза в тексте отмечается разведением кистей рук в стороны, щелчком языка, каким-либо тихим звуком: «Ч!», «П!» и т.д.

При повторении речевой игры предлагается детям декламировать текст по- разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т.д. Каждое повторение должно не только способствовать совершенствованию умений детей, но и давать им разнообразный опыт слышания музыкальных тональностей. Когда текст будет произноситься детьми легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т.д.

В работе используются потешки, прибаутки, считалки. Необходимо не только прочесть потешку в заданном ритме, но и воспроизвести речевую интонационную линию со всеми оттенками и нюансами, которые помогают точнее раскрыть её содержание.

Ценность ритмодекламации заключается ещё и в том, что они могут быть представлены множеством форм – унисонных, диалогических с сюжетным строением. Ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, суинтонирования музыки.

Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствуют развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучают их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации: её тембру, динамике, регистру, артикуляции, темпу и др.

Игры звуками речи, фонемами – естественная потребность для детей, а для педагога – средство воспитания интонационного и тембрового слуха, создание условий для звукотворчества, развития звуковой фантазии.

Для развития слухопроизносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки, например, «с», «ш», с определёнными музыкальными образами: «с» – водичка бежит, капель; «ш» – пузырь лопнул или змея шипит. То же самое с другими звуками: «з» – комар звенит, «ц» – белочка цокает. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображаются персонажи.

Двигательные упражнения с речевым сопровождением способствуют воспитанию вслушивания в речь и возможности получать ответные двигательные и звуковые реакции ребёнка.

Следующим звеном в развитии речи ребёнка через музыкальную деятельность является пение. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействия певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поёт эти звуки про себя с мышечным напряжением.

Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после слога – слог и т.д. Особенно важным в коррекции речи является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждение поющих, делать богаче их эмоциональное переживание. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому преодолеваются речевые затруднения.

Приступая к занятиям, выясняется певческий диапазон детей. Во время пения напоминается детям, что во время пения нужно не напрягаться, сидеть или стоять прямо, тело должно быть расковано, дышать свободно и легко. При подборе певческого материала учитываются возрастные возможности певческого диапазона.

Воспитывая вокальные навыки, надо следить, чтобы дети пели напевно, без крика, не делая вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким, бесшумным, а выдох медленным. Дикция чёткая и ясная. Всё это формируется постепенно.

Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными тональностями, на которых естественно воспитывается постепенный выдох и правильное формирование отдельных гласных. Мелодия песни не должна превышать звука до второй октавы, в ней нежелательны большие интервалы, иначе трудно сохранить интонацию при скачке. Имеет значение длина фразы – на одном дыхании следует петь не более двух тактов по четыре четверти. Удобна мелодия, построенная сверху вниз, т.к. дыхание в начале пения сильнее.

На занятии воспитываются хоровые навыки – взаимодействие ансамбля и строя.

В начале на занятиях берутся песни с короткими предложениями, позднее – с длинными. Песни подбираются в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания, осторожно вводить песни быстрые и отрывистого характера. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, т.к. глухие согласные мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции.

Голос и речь тесно между собой связаны, однако, певческие и речевые интонации по способу звукообразования несколько различаются. Кроме разницы высотной, певческие интонации более округлены, и звукообразование в пении должно быть мягче, как бы осторожнее.

Следующий вид музыкальной деятельности, который помогает в работе по развитию речи – игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальные инструменты широко используются в музыкально-дидактических играх для различения звуков по их высоте, длительности, тембру и динамике.

На занятиях для развития звуковысотного слуха используются колокольчики, звучащие различно по высоте, и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Для развития ритмического слуха используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звуки только одной определённой высоты. Например, дети играют в «Музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов – струнных, духовых или ударных, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бубенчика и бубна, металлофона и треугольника и т.п. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «Горячо – холодно»).

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком по металлофону, ксилофону; развитию дыхания во время игры на дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

Слушание музыки, как один из видов музыкальной деятельности также помогает в работе по развитию речи. Почти всё, что известно ребёнку, он до шести лет узнаёт на слух. Этим же способом он будет усваивать существенную часть того, чему ему предстоит научиться в школе.

Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру её звучания во время движения.

Слушание музыки как один из видов музыкальной деятельности тесно связано с ритмикой, пением, музицированием. Связующим элементом является осмысление детьми средств музыкальной выразительности (мелодия, метроритмом, регистра, динамики, темпа, тембра), можно варьировать их изучение.

  1. Во время слушания предложить отмечать пульсацию долей взмахом рук, кисти. Двигаться в соответствии с характером звучания. Сопровождать звучание произведения аккомпанементом детского оркестра.
  2. Определять звуки высокие, низкие, средние. Отмечать движением рук восходящее и нисходящее движение мелодии.
  3. Определять темп исполнения произведения: медленный, умеренный, быстрый.

При обсуждении характера целесообразно предлагать детям на выбор несколько

либо контрастных, либо в пределах одного настроения эпитетов. Этот приём активизирует эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяет его речевые возможности.

Таким образом, любой вид музыкальной деятельности обладает удивительной силой воздействия на ребёнка, прекрасное и очень сильное средство, помогающее осуществлять работу над родным языком. Взаимодействие музыки, слова и движения доставляет детям радость и развивает мышление и речь ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме: "Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"

Помогает активизировать речь детей через различные виды музыкальной деятельности.Формирует интерес к миру звуков, развивает музыкальные и творческие способности, в том числе слуховое вниминие,зв...

Учебно-методическая разработка "Развитие творческих способностей детей и эмоционально-познавательной среды через различные виды музыкальной деятельности"

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется...

Развитие речи дошкольника через различные виды музыкальной деятельности. Тема: Мы поём, танцуем и играем

Активизация речи детей через различные виды музыкальной деятельности. Формирование интереса к миру музыкальных звуков, развитие музыкальных и творческих способностей, в том числе слухового внимания, з...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...

Развитие речи через различные виды музыкальной деятельности

Музыкальное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении имеет большое значение для развития речи каждого ребенка. На музыкальных занятиях в нашем детском саду развитию речи уделяется мног...