Проект." Использование метода ТРИЗ «Системный анализатор» в развитии речи детей среднего дошкольного возраста."
проект по развитию речи

Рецлав Надежда Викторовна

Овладевая языком, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает совершенное орудие для обмена мыслями. В своей работе по развитию речи с детьми я выбрала технологию ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razv_rechi.triz_._sistemnyy_analizator.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Использование метода ТРИЗ «Системный анализатор» в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.

Воспитатель Рецлав Надежда Викторовна

      Цель: Создание условий для развития речи детей, используя технологию ТРИЗ.

Задачи: 

-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

-создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры);

-развивать речевые навыки посредством элементов технологии ТРИЗ;

-  формировать умение системно мыслить по отношению к любому объекту.

- формировать навыки групповой работы в режиме «Системного анализа»;

- развивать у дошкольников навыки мышления и творческого воображения с помощью использования в образовательной деятельности элементов ТРИЗ;

- развивать образную сторону речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами)

Актуальность:

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы…». Это обусловлено, тем, что, овладевая языком, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает совершенное орудие для обмена мыслями. На протяжении дошкольного детства, дети, усваивая родной язык, овладевают важной формой речевого общения – устной речью, вместе с тем развивается культура речи, которая в дальнейшем определяет уровень образованности человека.   Вопросами исследования речи детей стали заниматься еще в 19 веке. Среди многих ученых, тех, кто внес, значимый вклад в осмысление этого вопроса выделяются представители зарубежной педагогики (Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих  Песталоцци), русские педагоги, психологи, физиологи (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, Н.И. Красногорский,  Г.М. Лямина,  А.А. Леонтьев,  В.Ф. Одоевский,  Е.И.Тихеева,  К.Д. Ушинский,  Д.Б. Эльконин  и др.

На основе исследований А.Н. Гвоздева, Р.И. Жуковской, А.М. Леушиной, Н.П. Савельева, О.И. Соловьевой, можно сделать вывод, что чем богаче словарный запас ребенка, тем точнее он мыслит, следовательно, лучше развита его речь. Также эти исследования указывают на то, что развитие речи ребенка дошкольника возможно лишь при условии систематического обучения.

На сегодняшний день профессиональная деятельность воспитателя должна предполагать поиск новых оптимальных подходов в развитии детей, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс. В своей работе по развитию речи с детьми я выбрала технологию ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

   ТРИЗ – технологию, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, развивает речь.

В работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:

   Принцип свободы выбора:

   В любом обучающем или управляющем действии представить право выбора.     Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения                                                                                                                     

    Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

    Принцип обратной связи — педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.           

 Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любой деятельности, что позволяет максимально использовать возможности и интересы детей.

Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

- активизации познавательной деятельности детей;

- созданию мотивационных установок на проявление творчества;

- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами).

     Технология ТРИЗ имеет много методов в своем арсенале. Я остановилась на методе «Системный анализатор» и дидактических играх ТРИЗ технологии.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2021– май 2022 г.)

Ожидаемые результаты:

Системный оператор позволяет формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, учит детей производить системный анализ знакомых предметов рукотворного мира.

Также применение адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

- активизации познавательной деятельности детей;

- созданию мотивационных установок на проявление творчества;

- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами.

Этапы проекта:

1Этап – подготовительный:

- изучение психолого-педагогической методической литературы;

-изучение и проведение педагогической диагностики;

-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у дошкольников;

-создание речевой среды.

2 этап – основной этап

Проведение непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, познанию, серии мероприятий, дидактических игр, направленных на развитие речи у детей среднего дошкольного возраста.

3 этап - заключительный этап

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

-организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

-презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами);

- анализ проведенного проекта.

Новизна проекта: Использование метода ТРИЗ «Системный анализатор» и элементов ТРИЗ технологии для развития речи детей в среднем дошкольном возрасте как в непосредственно организованной деятельности, так и в совместной деятельности взрослых и детей.

Перспективное планирование мероприятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста, используя метод ТРИЗ «Системный анализатор».

Месяц

Совместная деятельность взрослого и детей.

Задачи

Сентябрь

- Изучение психолого-педагогической методической литературы по проблеме развития речи детей 4-5 лет и роли технологии ТРИЗ в ее развитии.

-Изучение и проведение педагогической диагностики;

-Разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у дошкольников оп технологии ТРИЗ.

-Создание речевой среды.

Октябрь

НОД по развитию речи. Тема «Домашние Животные. Кошка».

НОД по познанию. Тема «Домашние животные. Ферма».

Дидактические игры:

«Раз, два, три, ко мне беги», «Где живет?»,

«На что похоже?»

«Хорошо – плохо».

«Дразнилка», «Паровозик»,

«Гусеничка».

- Познакомить с пособием «Системный анализатор», рассмотреть три экрана пособия на горизонтальном уровне.

 - Закрепить знания детей о домашних животных, развивать умение строить предложения, учить рассматривать объект как систему, при переходе её из прошлого в настоящее и будущее.

 - Учить выявлять противоречия в предмете, явлении, учить сравнивать объекты по нескольким признакам

  - Учить образовывать слова с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ноябрь

НОД по познанию. Тема «Как дикие животные к зиме готовятся».

НОД по развитию речи. Тема рассказывание по картине «Лиса с лисятами».

Дидактические игры:

 «Да – нет», «Что умеет делать?», «Раньше – позже», «Мои друзья», «Угадай по описанию», «Дразнилка».

-Закреплять знания детей о диких животных,

-Учить составлять рассказ по картине, связно строить предложения,

-Рассмотреть объекты с помощью 6 экранов системного анализатора, продолжать учить рассматривать объект как систему, подсистему и надсистему.

- Учить составлять логическую цепочку действий, находить общие свойства, развивать память, речь.

Декабрь

НОД по развитию речи. Тема «Зимующие птицы».

НОД по познанию. Тема «Помогите птицам».

Дидактические игры

«Наоборот», «Мои друзья», «Да – нет», «Хорошо – плохо», «Маша – растеряша»,

«Что умеет делать?».

-Продолжать закреплять знания о зимующих птицах, расширять словарь за счет прилагательных и антонимов, воспитывать желание помогать птицам зимой.

- Развивать навыки диалога, учить составлять небольшой рассказ.

-Продолжать учить рассматривать объект как систему, подсистему, надсистему.

-Обучать умению отгадывать загадки.

-  Учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас, находить антонимы, развивать, речь детей.

Январь

НОД по познанию. Тема «Зимушка – зима».

НОД по развитию речи «Зимние забавы».

Дидактические игры:

«Чем мы с тобой похожи?», «Что из чего?», «Дорисуй», «Что умеет делать».

-Поддерживать интерес детей к окружающей природе, продолжать знакомить с особенностями зимнего времени года, забавами.

- продолжать расширять словарный запас.

- Продолжать знакомить с приспособлением растений и животных в зимних условиях.

-Учить раскрывать функции предмета.

Февраль

НОД по познанию. Тема: «День защитника Отечества»  

НОД по развитию речи. Тема: «Составление рассказов «Мой папа».

Дидактические игры

 «Автомобиль. Путешествие по волшебной дорожке», «Что будет, если…»

«Волшебный светофор», «Что таким бывает?»

Систематизировать знания о празднике «День защитника Отечества», учить связным высказываниям.

 Продолжать учить отгадывать загадки.

- Учить составлять рассказы о папе, используя мнемотаблицы, развивать словарный запас.

Продолжать учить рассматривать объект как систему, надсистему, подсистему.

-Воспитывать любовь к папе.

-Учить придавать объекту новые свойства, улучшать его.

-Развивать воображение, мышление, речь, память.

Март

НОД по развитию речи. Тема: «Составление рассказа «Маму я свою люблю».

НОД по познанию. Тема: «Все работы хороши».

Дидактические игры:

«Эхо»,

«Найди друзей», «Мои друзья», «Спасаем колобка», «Маша – растеряша».

- Продолжать знакомить с профессиями.

-  Учить составлять рассказы о маме; развивать связную речь, используя системный анализатор.

-Воспитывать любовь и уважение к маме.

-Развивать логическое мышление, учить правильно находить функции объектов и называть их.

Апрель

НОД по познанию. Тема: «К нам весна шагает…»

НОД по развитию речи. Тема: «Рассматривание картины о весне».

Дидактические игры:

«Что будет, если…», «Передай другому», «Гусеничка», «Волшебная дорожка», «Хорошо- плохо», «Цепочка».

-Поддерживать интерес детей к окружающей природе, продолжать знакомить с особенностями весеннего времени года.

-Продолжать работать с системным анализатором, рассматривать объект в системе, составлять рассказы о весне.

-Развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.

-Развивать творческое воображение, развивать нетрадиционное мышление.

Май

 Развлечение: «Игра- путешествие».

Презентация проекта на педагогическом совете и родителям.

Дидактические игры:

«Шкатулка со сказками», «Путаница», «Волшебная дорожка».

-Продолжать закреплять знания о временах года, пройденный материал.

-Продолжать развивать речь, воображение, обогащать словарный запас, учить находить слова антонимы.

Работа с родителями:

1.Оформление информации в родительский уголок на тему: «Что такое технология ТРИЗ?»,

«Играем с мамой. Дидактические игры с элементами технологии ТРИЗ».

2. Оформление памятки для родителей: «Факторы успешного речевого развития детей».

3. Буклет: «ТРИЗ. Развиваем творчество и речь».

4. Презентация проекта на родительском собрании.

Используемая литература:

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.

 2. Ардашева Н.И. и др. Истории про … Ульяновск, 1993.

 4. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика + ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2

 5. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

 7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.

10. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000.

11. Киплинг Р. Сказки. М., 1986. 12. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000. 38

13. Ладошкина С.Н. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). Новосибирск, 1990.

16. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика +ТРИЗ». Гомель, 1997.

17. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание. Рига,1993. 18. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов н/Д, 1993. 19. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.

http://gcro.nios.ru/system/files/triz_v_rechevom_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей «Применение метода синквейн в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Расскажу вам о синквейне.Синквейны помогают быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщ...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...

Дидактическое пособие на развитие речи детей среднего дошкольного возраста "Речевая карусель" с использованием ТРИЗ технологий

Одной из главных задач дошкольного образования является речевое развитие детей. Проблема речевого развития сейчас актуальна, так как у многих детей имеются речевые проблемы. В связи с этим была разраб...

«Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»

презентация к мастер-классу «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»...

План по самообразованию педагога " Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста"

laquo;Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Испо...

Проект «Использование приемов мнемотехники в процессе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация проектаОпыт работы учителем – логопедом в детском саду показывает, что  количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Одним из принципов дошкольного образовани...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова»

Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова». Актуальность: Художественная литература - могучее действенное средство умст...