ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова»
материал (средняя группа)

Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова».

 

Актуальность: Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.

В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Большую его часть они проводят за игрой в компьютер и просмотром телевизора. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают

Задача состоит в том, чтобы сделать пассивную речь ребенка активной, т.е. дать ему возможность не только накапливать впечатления и образы, но также и в полном объеме обмениваться с другими участниками общения.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. использование художественного слова и словесных методов способствует обогащению речи детей среднего дошкольного возраста.

 

Цель: повышение теоретического уровня, педагогического мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;
  2. Создать      предметно-развивающую     среду      и      изготовить     наглядно     – демонстрационный и методический материал;
  3. Изучить           и           применить           новые           формы,           методы           и приемы обучения
  4. Взаимодействовать с родителями и с педагогами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_4-5_let.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР - детский сад № 177»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Фролова Любовь Николаевна

Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова»

Подготовила воспитатель

Фролова Л.Н.

г. Саратов

2023-2024

Тема: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста путем системной реализации художественного слова».

Актуальность: Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.

В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Большую его часть они проводят за игрой в компьютер и просмотром телевизора. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают

Задача состоит в том, чтобы сделать пассивную речь ребенка активной, т.е. дать ему возможность не только накапливать впечатления и образы, но также и в полном объеме обмениваться с другими участниками общения.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. использование художественного слова и словесных методов способствует обогащению речи детей среднего дошкольного возраста.

Цель: повышение теоретического уровня, педагогического мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;
  2. Создать предметно-развивающую среду и изготовить наглядно – демонстрационный и методический материал;
  3. Изучить и применить новые формы, методы и приемы обучения
  4. Взаимодействовать с родителями и с педагогами.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Методы и приемы.

Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Сроки: 2023-2024 учебный год.

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Содержание работы

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение литературы по теме

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Сентябрь

- май

Разучивание потешек, считалочек. Пальчиковые игры.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи.

Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Оформление родителями: альбом потешек, книжка- игрушка.

Октябрь

Игры и упражнения для развития речи детей среднего дош- кольного возраста (О. С. Ушакова).

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Воспитывать интерес к художественному слову.

Познакомить родителей с играми

(дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

Ноябрь

Чтение и обсуждение,

пересказ сказок.

Обучать связному

последовательному пересказу, приемам планирования собственного пересказа.

Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений

дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

декабрь

Разучивание песен, стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения. Вызвать интерес к поэзии.

Пополнять и активизировать в

речи словарный запас детей.

Организация выступлений детей на новогоднем утреннике.

Январь- февраль

Составление рассказов по

сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;

формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Март

Театральная деятельность.

Инсценировки сказок: «Три

медведя», «Теремок» и др.

(с использованием пальчикового и настольного театра)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Изготовление вместе с детьми разных атрибутов, масок для игр.

Апрель

Отгадывание

загадок; составление загадок.

Показать роль загадки на

формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Консультация для родителей:

«Использование загадок, как средство формирования

выразительности речи».

Май

Отчёт по теме самообразования

Выступление на педсовете

Литература:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- Москва, Творческий центр «Сфера», 2009 г
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.

#1041;ондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.

  1. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004.
  3. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011.
  4. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 4 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.
  5. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
  6. Ткаченко Т.А., Использование схем в составлении рассказов, Д/В № 10,1999
  7. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
  8. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
  9. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...

План по самообразованию педагога " Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста"

laquo;Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Испо...

План самообразования тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе» (2020 – 2023 гг).

Тема: «Развитие  речи детей младшего дошкольного возраста посредством  приобщения к художественной литературе»(2022 – 2023  учебный год, 3-4года).Актуальность вы...

Индивидуальный план по самообразованию.Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр»

Цель самообразования:-Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр. -Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Научить детей четко про...

План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...

Проект." Использование метода ТРИЗ «Системный анализатор» в развитии речи детей среднего дошкольного возраста."

Овладевая языком, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает совершенное орудие для обмена мыслями. В своей работе по развитию речи с детьми я выбрала...