Роль фонематического восприятия в коррекции речевых нарушений у дошкольника с ТНР
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

В данной статье предлагается несколько упражнений, которые помогут определить степень развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

У ДОШКОЛЬНИКА С  ТНР

            Ведущее место в комплексном подходе к  коррекции недоразвития речи  исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

            Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

           Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

           Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.

            На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:

  1. Узнавание неречевых знаков.
  2. Различение одинаковых  звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.

Упражнения.

1.Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3слова  в названном порядке:

мак—бак—так                        моток—каток—поток

ток—тук—так                       батон—бутон –бетон     

бык—бак—бок                      будка—дудка—утка

дам—дом—дым                     нитка—ватка—ветка     

 ком—дом—гном                   клетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка

2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канава                        ко м—ко м—к от—ко м

утёнок—утёнок—утёнок—котёнок                будка—буква—будка—будка

 винт—винт—бинт—винт                            минута—монета - минута—минута

 буфет—букет—буфет—буфет                      билет—балет—балет—балет

 дудка—будка—будка—будка

3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан                                       сом—ком—индюк—дом              

лимон—вагон—кот—бутон                            мак—бак—веник—рак        совок—гном—-венок—каток                          пятка—ватка—лимон—кадка

 ветка—диван—клетка—сетка                         каток—дом—моток—поток  и т.п  

             

4.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Та – та – та           па – па – па          ка – ка – ка           фа – фа – фа                        

Та – та – та           па – па – па          кА – кА – кА         фа – фа – фа        

Та – та – та           па – па – па          кА – кА – кА         фа – фа – фа        

Аналогично с другими согласными звуками

5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

 та—ка—па               ка—на—па              фа—ха—кА          ба—да—га           ма—на— ва    

  па – кА – та              га – ба – да               кА – фа – ха          ва – мА – на              

  То же с гласными О, У, Ы.

6.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости

па— пя        та – тя            ма— мя              ва— вя         ба – бя         да – дя          фа – фя                      

по — пё        то – тё            мо— мё            во— вё          бо – бё         до – дё            фо – фё  

пу — пю        ту – тю           му — мю            ву — вю          бу – бю         ду – дю          фу – фю            

    пы — пи                ты – ти           мы — ми           вы — ви        бы – би          ды – ди           фы – фи

7.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения

согласных звуков.

па—тпа             на—пна           та—пта              ка—фка

фа—тфа             ка—тка           та—фта              ка—пка

                 ма—кма            та—кта           на—фна               на—кна

8.Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции

согласных звуков в их стечении.


    пта—тпа                кта—тка           фта - тфа

    пка—кпа                фка—кфа          хта – тха

     фпа—пфа                гда—дга           вба – бва

9.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

      пта—пто—пту—пты         кта—кто—кту—кты                 фта—фто—фту—фты

      тпа—тпо—тпу—тпы         тма—тмо—тму—тмы              кна—кно—кну—кны

      фка—фко—фку—фкы       пна—пно—пну—пны

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

(В статье использованы материалы из книги Т.А. Ткаченко «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".

Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Ведущее место в комплексном подходе к  коррекции недоразвития речи  исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фоне...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика,...

Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями рол...

Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Детские сады компенсирующего и комбинированного вида, в которых корригируют речь дошкольники, претерпевают изменения.  На смену специализированным группам приходит такая форма организации образов...