НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрёшка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Новоселова Светлана Александровна

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Ппродолжить знакомство дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор. Закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан). Формировать интерес и любовь к народному творчеству, обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_sredney_gruppe_matreshka.docx862.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Ивановское СОШ корпус № 1-27    

         

КОНСПЕКТ

НОД по нравственно – патриотическому воспитанию

в средней группе «Русская матрёшка»

Воспитатель: Новоселова.С.А

2023г


Конспект занятия в средней группе «Русская матрёшка»

           Автор: Новоселова Светлана Александровна

Организация: МОУ «Ивановская СОШ» корпус 1-27

Населенный пункт: Истринский район п. Агрогородок

Цель:   Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Программные задачи:

1. Образовательные:

- продолжить знакомство дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её через народный фольклор;

- закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан);

- формировать интерес и любовь к народному творчеству, обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

2. Развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

3. Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

- воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.

- воспитывать аккуратность.

Взаимодействие образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», рассматривание иллюстраций с изображением деревянных игрушек.

Материал:

1. Демонстрационный материал: матрешки, презентация.

2. Раздаточный материал: разрезные картинки матрешек, бумажные силуэты матрешек (по количеству детей).

Оборудование: матрешки, конверты с разрезными картинками, картинки с контурным изображением матрешек, цветные карандаши, коллекция матрешек, иллюстрации с матрешками (сгруппированы по стилям росписи), карточки — заготовки матрешек.

Ход игры

Воспитатель: На Руси всегда было много мастеров, которые своим мастерством и талантом прославляли землю русскую. Давайте наше знакомство с народным творчеством начнем с самой знакомой и близкой для нас игрушки. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …..( Матрёшка).

 

Воспитатель: Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет. (Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем)

- Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек?

.  (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе).

Воспитатель предлагает подойти к мольберту и рассмотреть картинки матрешек.

(Воспитатель показывает и рассказывает)

Воспитатель: Дети, матрешки хотят поиграть с нами.

Хочется вам поиграть с матрёшкой?

Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!

(Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание).

У кого в руках матрёшка,

Тот потопает с ней немножко!

У кого в руках матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто матрёшку в руки взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшку в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель: - Внутри каждой матрешки спрятано задание для нас.

Открываем первую матрешку.

  • Расскажите, какая матрешка (опишите ее)? (нарядная, расписная, красивая)
  • Почему она расписная? (сарафан украшен цветами).
  • Из чего она сделана? (из дерева)

Задание от второй матрешки:

  • Назовите матрешку ласково. (Мотя, Матюша, Матрёнушка, Матрена).

Третье задание матрешки: Рассмотрите иллюстрации.

Игра «Найди меня» (среди предложенных картинок найти матрешку с букетом цветов, назвать, какая это матрешка).

Четвертая матрешка: Дети, а у этой матрешки есть интересные картинки. Вам нужно их собрать.

Проводится игра «Собери матрешку». (разрезные картинки матрешек).

Воспитатель. Молодцы, дети, все справились с заданием, давайте немного  отдохнем.

Физкультминутка «Мы веселые Матрешки»

Хлопают в ладошки, (Хлопают в ладоши)

Дружные матрешки,

На ногах сапожки (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки,

Влево, вправо наклонись. (Руки на пояс , наклоны  туловища направо – налево)

И соседу поклонись (Поклон вперед)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит?

Дети: У нее сарафан не расписан.

Воспитатель: А как вы думаете, мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки?

Правильно! Их нужно украсить красивыми цветами, расписными узорами.

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!

Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров!

Физкультминутка

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

Воспитатель: А сейчас мастера за работу всем пора.

 (Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши, раскрашивают матрешку).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

 В конце занятия воспитатель: Дети, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель:  А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас матрешки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Дети: разные, маленькие и большие.

Воспитатель: А как можно с ними играть?

Дети: Собирать, разбирать.

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду  народных мастеров?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали, из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей»

Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Образовательная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства....

Кружок по нравственно – патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские узоры»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, осво...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Русская матрешка-символ Родины моей».

продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой;способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки;вовлекать детей в разговор во время рассмат...

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Русская изба»

Интегрированное занятиепо нравственно-патриотическому воспитаниюв средней группеТема: «Русская изба»...

Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе "Защитники земли Русской"

Занятия по нравственно – патриотическому воспитанию  в "Защитники земли Русской" поможет приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитывать патриотич...