Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Миронова Юлия Вячеславовна

Ознакомление педагогов с особенностями артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Тополёк» комбинированного вида

 

Мастер - класс

«Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

http://xn--121-8cdu0f.xn--p1ai/wp-content/uploads/2014/10/18.jpg

Подготовила: воспитатель

Миронова Юлия Вячеславовна

 

 

Чебаркуль

2020

Цель: ознакомление педагогов с особенностями артикуляционной гимнастики.

Задачи:

- дать определение артикуляционной гимнастики;

- определить место артикуляционных упражнений в системе работы по развитию речи;

- познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;

- показать на наглядном примере способы внедрения артикуляционных упражнений в педагогический процесс ДОУ.

Оборудование: карточки – схемы для артикуляционной гимнастики, кубики для артикуляционной гимнастики, логопедическая игрушка для артикуляционной гимнастики».

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Ход мастер-класса

Слайд 3

Теоретическая часть.

Добрый день, коллеги! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мне бы хотелось затронуть одну из самых актуальных тем – проблему речевого развития детей дошкольного возраста. Ведь своевременное овладение чистой и правильной речью – залог успешной социализации ребенка.

Как известно, в дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Формирование звукопроизношения должно завершиться к 5-6 годам. Однако, как показывает практика, многие дети имеют те или иные логопедические проблемы. Создание условий для становления и совершенствования детской речи – одна из основных задач педагогов дошкольных учреждений. Незаменимым помощником в этом становится артикуляционная гимнастика.

Зачастую родители наших воспитанников задаются вопросом – зачем нужна гимнастика языка? Совершенно привычное дело – гимнастика по утрам, но язык… Но оказывается, все просто. Дело в том, что наш язык – это главная мышца органов речи. И как любая мышца она требует тренировки.

Итак, давая определение артикуляционной гимнастике, позиционируем ее как совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.

Чтобы артикуляционная гимнастика была максимально эффективна, следует придерживаться определенных правил при ее проведении.

Слайд 4

1. Ее продолжительность должна составлять не менее 3-5 минут. А периодичность – 2-3 раза в день.

Оптимально – привлечь родителей для закрепления приобретенных навыков.

2. Выполняя артикуляционную гимнастику, важно занять правильное исходное положение - стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Как и в любом виде физических упражнений здесь главное – качество. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале все артикуляционные упражнения выполняются медленно.  Постепенно темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5.  Каждое упражнение следует выполнять 5-15 раз.

Слайд 5

Все артикуляционные упражнения можно разделить на несколько подвидов:

  • упражнения для челюсти, целью которых является развитие ее подвижности;
  • упражнения для губ, с целью укрепления губных мышц, развития их подвижности и возможности удерживания в заданном положении;
  • для щек, с целью укрепления их мускулатуры, развития координации движений и умения переключаться;
  • для мягкого нёба, чтобы научить детей контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора;
  • упражнения для языка, с целью укрепления его мышцы, развития его подвижности, укрепления его кончика и т.д.

Практическая часть.

Слайды 6-11

Предлагаю перейти к практической части, чтобы увидеть некоторые приемы развития артикуляции детей на наглядном примере.

Существуют различные способы развития правильного звукопроизношения у детей.

1. Традиционный вариант - это личный пример педагога. При этом педагог выполняет гимнастику вместе с детьми, четко показывая упражнение.

Пример (улыбочка – трубочка, повторить несколько раз)

2. Следующий прием – использование карточек – схем. Старшие дошкольники прекрасно выполняют знакомые упражнения, опираясь на схему.

Пример (предложить коллегам выбрать карточку и показать упражнение, например, вкусное мороженое, качели, заборчик).

3. Одним из эффективных и современных приемов являются логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. У такой игрушки обязательно есть имя, в нашем случае – это обезьянка Маша, которая является частым гостем на занятиях, которые проводит с детьми наш логопед Алиса Юрьевна. Дети с большим удовольствием слушаются любимого персонажа и без труда выполняют упражнения вместе с ним.

4. В качестве нетрадиционного подхода к развитию правильного звукопроизношения рассмотрим кубики для артикуляционной гимнастики.

Применив фантазию, можно найти применение таким кубикам на любом занятии по развитию речи.

Давайте попробуем! Возьмите по кубику, подкиньте его вверх и сделайте то упражнение, которое оказалось сверху.

А какие упражнения можете предложить вы?

(обратная связь с коллегами)

Продолжим!

5. Детям всех возрастов безумно нравится сказочная интерпретация артикуляционной гимнастики. Именно поэтому я хочу представить ее и вам, уважаемые коллеги.

Артикуляционная сказка.

Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки).

Утром Пузырь всегда улыбался (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).

А Соломинка на него дулась (губы тянутся вперёд трубочкой), потому что тот не хотела умываться.

Они шли вместе чистить зубы. Сначала они чистили верхние зубки (широкий язык за верхними зубами).

Потом они чистили нижние зубки (повторение движений языком за нижними зубами). 

В конце они полоскали рот (поочерёдное надувание щёк – губы плотно сомкнуты).

Наступало время завтрака. Соломинка ставила самовар, который пыхтел вот так (надувание обеих щёк одновременно, с последующим выпусканием воздуха через губы).

И жарила блины, вот такие (широкий язык лежит на нижней губе).

Пузырь с удовольствием ел блины (пошлёпываем губами распластанный язычок, получается звук «пя-пя-пя»).

Слизывая варенье с губы вот так (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Завтрак был таким вкусным, что Пузырь облизывался (кончик языка облизывает губы по кругу).

После завтрака друзья шли на улицу качаться на качелях (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).

И кататься на лошадке (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки).

На этом мое повествование закончено. А вы используете в своей практике артикуляционную гимнастику?

(обратная связь с коллегами)

Спасибо!

Подводя итоги нашей встречи, хочется отметить, что использование подобных простых в исполнении игр и упражнений помогут добиться отличных результатов, а ваши воспитанники научаться говорить четко, чисто и правильно.

На этом наша встреча подошла к концу. Надеюсь, она была полезной для вас! Возьмите на память эти кубики, уверена, что они пригодятся вам в работе.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы

  1. Т.В. Буденная Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. -Спб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2015.
  2. Е.М. Косинова Артикуляционная гимнастика. - М.: Эксмо, 2017.
  3. Е.М. Косинова Гимнастика для развития речи. – М.: Эксмо, 2014.
  4. О. А. Новиковская 500 игр и упражнений для развития речи. -М.: АСТ,  2009.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс для педагогов «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Миронова Юлия Вячеславовна

Слайд 2

Цель и задачи Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по формированию четкого звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики. Задачи: - познакомить педагогов со способами постановки правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике упражнений для развития артикуляционного аппарата; - способствовать сплочению коллектива педагогов.

Слайд 3

Формирование звукопроизношения должно завершиться к 5-6 годам. Однако, как показывает практика, многие дети имеют те или иные логопедические проблемы. Профилактика нарушений звукопроизношения – основная задача педагогов дошкольных учреждений. Незаменимым помощником в этом становится артикуляционная гимнастика. Немного теории…

Слайд 4

Важно!!! Соблюдать правила проведения артикуляционной гимнастики! 1. Проводить ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день. 2. Выполняется стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. 3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. 4. Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз.

Слайд 5

Виды артикуляционных упражнений упражнения для челюсти; упражнения для губ; упражнения для щек; упражнения для мягкого нёба; упражнения для языка.

Слайд 6

Попрактикуем ?!

Слайд 7

Приемы для организации артикуляционной гимнастики Личный пример педагога

Слайд 8

Приемы для организации артикуляционной гимнастики Использование карточек – схем

Слайд 9

Приемы для организации артикуляционной гимнастики Использование логопедических игрушек

Слайд 10

Приемы для организации артикуляционной гимнастики Кубики для артикуляционной гимнастики

Слайд 11

Приемы для организации артикуляционной гимнастики Артикуляционная сказка

Слайд 12

Рефлексия СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры по художественным произведениям как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.»

Работая с детьми  старшей группы , я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом  рассказывают о собыиях своей жизни,не могут пересказать литературны...

Учебно-методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР»

Учебно-методическое пособие о том, как разивать речь детей с диагнозом ОНР в процессе игровой деятельности. Разработан план программы занятий на весь учебный год....

Фитбол-гимнастика, как средство развития ловкости детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье описывается опыт работы с использованием нетрадиционной методики «Фитбол» на занятиях физической культуры в дошкольном возрасте....

Программа по самообразованию воспитателя старшей логопедической группы «Проектная деятельность, как средство развития речи детей старшего дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС ДО"

Программа по самообразованию направлена на изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности....

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...