" Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности".
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петченина Марина Ивановна

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Подготовила: воспитатель 1 категории

ГБОУ « Школа № 953» дошкольное отделение №1

Петченина Марина Ивановна

(Слайд 2)

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Слайд 3

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т.п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные.

Слайд 4

Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основная функция связной речи – коммуникативная.
Она осуществляется в двух основных формах
– диалоге и монологе.

Слайд 5

Наблюдая за детьми, посещающими группу, я отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у многих детей. Анализируя современные исследования детской речи, опыты известных учёных и педагогов по данной проблеме, пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы будет формирование речевых навыков дошкольников в процессе игры.

Поэтому, главной целью своей профессиональной деятельности определила – развитие связной речи детей посредством игровой деятельности.

Слайд 6

Одной из главных задач обучения и воспитания дошкольников является развитие речи. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

- воспитания звуковой культуры речи;

- обогащения, закрепления и активации словаря;

- совершенствование грамматической правильности речи;

- формирования разговорной (диалогической) речи;

- развития связной речи;

- воспитания интереса к художественному слову;

- подготовки к обучению грамоте.

Важными условиями для выполнения этой задачи и для улучшения качества воспитательной - образовательной работы в детском саду является совершенствование процесса обучения. Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по речевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье.

Слайд 7

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей.

Игра развивает язык, а язык организует игру.
Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка.
Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.
Слово в игре помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.

Слайд 8

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

У всех видов игр есть единая задача - умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.

Обучение детей связной речи осуществляли в процессе следующих видов игровой деятельности:

- сюжетно – ролевые игры;

-дидактические игры;

-игры – драматизации;

-подвижные игры.

Слайд 9

Подвижные игры.

Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых комических ситуаций, юмора, шуток, возможности самовыражения. Азарт задают детям считалки, зачины, жеребьевки.

Слайд 10

В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Например: «Курочка-хохлатка», «Лохматый пес», «Зайка».

Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее.

Например: «Гуси-гуси…», «Теремок», «Мышеловка».

Применение считалок в распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановки дикции.

Слайд 11

Дидактические игры.

Дидактические игры развивают речь детей:
пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "
Назови одним словом" или "Назови три предмета".
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактические игры играют большую роль в развитии речи дошкольников - это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесным играм.

Слайд 12

Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них.
Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию такие как «Добавь слово», «А что потом?», «Когда это бывает?», «Что бывает широкое?» (узкое, длинное и т.д.), «Отгадай-ка», «Радио», «Да –нет», «Похож-не похож», «Кто позвал?», «Придумай небылицу» и другие игры по возрасту.
Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр.

Слайд 13

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю словесным играм. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать.

В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры поводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.

Слайд 14

Народные игры, правила которых детям известны:
«Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Наоборот», «Коза», «Гуси – гуси», «У медведя во бору» и др.
В каждой такой игре заложен интерес к игровым и словесным действиям.

Настольно –печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?» и д

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.

Слайд № 15

Сюжетно-ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике ив совершенствование речи.

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его.

Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.

В сюжетно-ролевой игре дети выполняют определенные роли, в игре обогащается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий.

Слайд 16

Творческие ролевые игры и игры-драматизации.

Творческие ролевые игры и игры – драматизации, театрализованные игры тесно связаны между собой. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка.

В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа. Например, сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.

С детьми третьего и четвертого годов жизни, воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, призывая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Колобок», воспитатель предлагает детям вместе с колобком спеть песенку.

Дети пятого и шестого годов жизни уже, как правило, знают и любят изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, хорошо запоминают текст. Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя.

Слайд 17

Игры используются для решения всех задач речевого развития, они обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.(фото)

Слайд 18

Для всех перечисленных выше игр, необходима правильная организация. Речь в повседневном общении, чтение и декламация, которые ведет сам воспитатель, вначале служат первыми образцами для подражания.

ФОТО

Слайд 19

Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов.

ФОТО

Слайд 20

При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

ФОТО

Слайд 21

Заканчивая любую из игр, воспитатель, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующей раз, мы будем играть еще интереснее…»

ФОТО

Слайд 22

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В. А. Сухомлинский писал: «Без семьи мы – педагоги – были бы бессильны». Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей. При взаимодействии с родителями использую такие формы работы как беседы, открытые занятия, консультации, собрания. Собрания стараюсь проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей.

Слайд 23

Методическая литература,
позволяющая успешно развивать связную речь у детей.

ФОТО

СЛАЙД 24

ВЫВОД

Игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

В играх ребенок незаметно для себя усваивает речевой материал, преодолевает нарушения речи, развивается внимание, мышление.

Таким образом, использование различных игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:

•повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

•обеспечивается психологический комфорт;

•дети запоминают большое количество речевого материала;

•активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление) Игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Актуальность выбранной темы:              Общение является  важным компонентом формирования личности ребенка, ведущим видом человеческо...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

План по самообразованию   «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год

План по самообразованию    «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»    2019-2020 учебный год...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с использованием технологии моделирования»

Существует множество традиционных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. одной из наиболее эффективной технологии является метод проектов....

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.

План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

" Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности".

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения...