Речевое развитие в средней группе на тему "Пересказ сказки «Пузырь, лапоть и соломинка». " .
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Симонова Светлана Геннадьевна

Образовательные. Связная речь: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Словарь и грамматика: закрепить умение детей пользоваться точными наименованиями, называя детенышей животных; учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов. Активизировать словарный запас детей за счёт употребления слов: трусливый, перетянется, лапти; вводить в активный словарь антонимы (толстый – тонкий, высокий – низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_08.11docx.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие (развитие речи).

Тема: Пересказ сказки «Пузырь, лапоть и соломинка». (Р).

Цель: продолжать учить детей умению пересказывать короткую сказку.       

Задачи. Образовательные. Связная речь: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Словарь и грамматика: закрепить умение детей пользоваться точными наименованиями, называя детенышей животных; учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов. Активизировать словарный запас детей за счёт употребления слов: трусливый, перетянется, лапти; вводить в активный словарь антонимы (толстый – тонкий, высокий – низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый).

Развивающие. Развивать связную речь детей.

Воспитательные. Воспитывать культуру поведения, умение пользоваться вежливыми словами.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Методические приемы: словесные, наглядные, практические, игровые; проблемные вопросы.

Материалы и оборудование. Предметные картинки: лапоть, соломинка; иллюстрации к русской народной сказке «Пузырь, соломинка и лапоть».

Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: умеют пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лаптей, колосьев, соломы; мыльных пузырей; надувание мыльных пузырей.

Содержание организованной деятельности детей

        Организационный момент. –    Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. Вы любите сказки?

Почему, за что вы любите сказки? (Ответы детей)

Невозможно сказку не любить,

Невозможно сказку не ценить.

Сказка – чудная копилка,

Что накопишь, то возьмешь,

А без сказки в этой жизни –

Непременно пропадешь.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

- Называется сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».

    Основная часть. Первичное знакомство со сказкой.

    Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» в обработке А.Н. Толстого.

«Жили - были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю:

- Пузырь, давай на тебе переплывем!

- Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

    Работа над языком и содержанием сказки.

- Понравилась сказка?

- Назовите героев сказки.

- Вы знаете, что такое лапоть? (Старинная обувь, плетенная из бересты березы. Показать картинку).

- Что такое пузырь? (Наполненный воздухом или газом шарик).

- Какие бывают пузыри? (Мыльные).

- Приходилось ли вам надувать мыльные пузыри?

- Что чаще всего с ними происходило?

- Посмотрите на картинку. Это соломинка, стебелек злакового растения: пшеницы, овса, ржи. (Показ картинки).

- Куда отправились пузырь, соломинка и лапоть?

- Какую преграду герои сказки встретили на своем пути?

- Что предложил лапоть пузырю?

- Что ответил пузырь?

- Как же они решили переправиться на другой берег, что они придумали?

- Как вы думаете, правильно ли поступили друзья? Почему?

- Что случилось с пузырем?

- Вам понравилось, как закончилась сказка?

- Почему вам понравился (не понравился) конец сказки?

Подвижная игра «Пузырь». (Все дети и взрослый берутся за руки и становятся близко друг к другу, говорят слова. Вместе со словами все потихоньку отходят назад, получается большой круг).

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся. (Играющие начинают бежать по кругу со словами):

Он летел, летел, летел

И за веточку задел. (Все вместе присаживаются на корточки, говорят: «Ш-ш-ш». (Воспитатель, выбирает ребенка, который «заклеит» пузырь. Ребенок идет по кругу, аккуратно задевая каждого по голове (заклеивает). Тот, кого задели, встает на ноги. Игра повторяется еще раз).

Повторное рассказывание сказки.

-Послушайте, я расскажу сказку еще раз. (Воспитатель рассказывает сказку еще раз, выставляя на мольберт иллюстрации, соответствующие эпизодам сказки).

Пересказ сказки детьми с использованием плана из иллюстраций.

(Выслушивается пересказ 2-3 детей. В случае необходимости воспитатель задает наводящие вопросы или подсказывает отдельные слова).

Пальчиковая игра «Мыльные пузыри».

Посмотри-ка, посмотри 

Мы пускали пузыри. Указательные и большие пальцы каждой руки сложить колечком.

Дуем, дуем, дуем, дуем колечки поставить друг на друга, поднести ко рту и подуть на них.

Много пузырей надуем. Развести руки в стороны

На столе и на двери 

Всюду в доме пузыри. Дети перемещаются по группе, показывая, как летают пузыри

Только в руки не бери 

Сразу лопнут пузыри! Резко выпрямить пальцы, изображая лопнувшие пузыри

Словесная игра «Скажи наоборот»

Пузырь толстый, а соломинка какая? (Тонкая)

Соломинка высокая, а лапоть какой? (Низкий)

Пузырь легкий, а лапоть… (тяжелый).

Соломинка смелая, а пузырь… (трусливый, пугливый).

III. Заключительная часть. Рефлексия.

- С какой сказкой сегодня познакомились?

-Чему научила вас эта сказка?

- Каким было ваше настроение?

-Почему?

- Что вам сегодня больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи. Средняя группа. Тема. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи. Средняя группа.Тема. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского" с использованием интерактивной доски.

Сказки  Корнея Чуковского просто созданы для маленьких детей. Яркие, добрые, харизматичные персонажи этих сказок очень нравятся детям. А стихи понятны, просты и легко запоминаются. [[{"type"...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе « Путешествие в сказку»

Развитие интерактивных качеств в процессе приобщения к русскому народному творчеству;сказке....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение сказки Федорино горе"

Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: «Викторина по сказкам К.И.Чуковского. Чтение сказки             «Федорино горе&ra...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского с использованием интерактивной доски....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеЧтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»Цель....

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Путешествие в сказку"

Цель: развитие речи детей посредством приобщения к устному народному творчеству....