"Обитатели Воронежского заповедника"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obitateli_voronezhskogo_zapovednika.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Обитатели Воронежского заповедника»

У педагога в руках клетка , в которой сидит бобр

Посмотрите, кого нашла я в парке? Построила ему домик из досок, а он его прогрыз и чуть не убежал. Пришлось посадить его в клетку, но ему там грустно. Почему? (Ответы детей) хочет в свой домик

-Кто знает, что это за зверек? (Ответы детей.)

 - Мы чем то ему можем помочь?

- Давайте найдем домик бобренку и узнаем о нем еще больше. Будем выполнять задания и получать награды. Согласны?

- Где же мы можем увидеть бобров? (В заповеднике)

- Кто знает, что такое заповедник?

- Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

- Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае под Воронежем находится и охраняется государством один из самых старейших заповедников - Воронежский заповедник?

- Это чудный лесной островок, где живет много животных и растет много растений. Но создан был заповедник, прежде всего из-за бобров. Из-за красивого и прочного меха бобры были почти уничтожены. И чтобы совсем эти добрые, красивые зверьки не исчезли с лица Земли, в этом месте, в лесу поселили и впервые стали разводить бобров.

- Итак,  кто подскажет, для чего люди создают заповедники?

 Дети(Чтобы животные там могли жить спокойно, и их никто не трогал.) В заповеднике живёт много разных животных, и за ними наблюдают научные сотрудники. В лесу ставят камеры, чтобы посчитать и проследить за животными. Посмотрим?

                              ВИДЕО

Игра   «Чьи следы»

- Обратите внимание  на картинки и скажите,  чьи это следы?

- Молодцы; получите награду ))

- Посмотрите внимательнее на это удивительное животное. Какой красавец!

Игра «Рассмотри и расскажи»         

-  Рассмотрим нашего бобренка:

Бобр - дикое животное, на голове  глазки и ушки маленькие, большие зубы; ноги короткие; мех - светло коричневого цвета. У  настоящих бобров,  благодаря особым свойствам шерсти животное  остается сухим даже под водойБобры могут ходить на двух лапах. Так они ходят, когда в передних лапках переносят какие-нибудь предметы – сучки деревьев, камни. А матери могут таким образом переносить детенышей.

 хвост - голый, плоский, что он вам напоминает? (лопату, весло) Если бобр почувствует опасность, он бьёт хвостом по воде - предупреждает об этом других бобров, покрыт большими роговыми чешуйками). Живет в лесу на речке. Питается растительностью. А вот человеку бобры тоже приносят пользу: у бобра около хвоста есть хвостовые железы, похожие на небольшие мешочки, так вот жидкость, которую бобр выделяет из этих желёз, когда метит свою территорию, используют для приготовления духов и лекарств.

- Расскажите о нём, опираясь на схему. Как же выглядит бобр?

Итак ,  узнали, бобр красивое, дикое животное!!! Получите награду.

Динамическая пауза «Наш бобёр»

Утром наш бобёр проснулся (кулачками трут глазки)

Солнцу нежно улыбнулся (массаж губных складок)

В кулачок все пальцы сжал (сжимают пальцы в кулачки)

Растирать он лапки стал (растирают ладошки)

Ручки, ручки растирал (гладит руки от плеча)

Ножки, ножки растирал (каждый себе гладит по коленям)

А потом ладошкой пошлепал немножко (стучат по рукам от плеча к ладошке)

Вот какой красавец он! (ладошки на щечках, качают головой)

Наш бобёр удалой! (руки разведены чуть в стороны, поворот головы вправо, влево)

Педагог: Бобры живут  по берегам медленно текущих лесных рек и озёр. Очень важно, чтобы у водоёмов было много кустарников, - деревьев, таких как - ива, тополь, осина, липа, и обилие водной и прибрежной растительности. Как вы думаете, почему?

Ответы детей(Чтобы прокормить себя и своё семейство)

Педагог. А чем же питаются бобры?

Ответы детей(корой деревьев, травой и т. д.) Бобры – семейные животные, и чем больше семья, тем больше еды требуется этим речным грызунам. Они запасают ветки деревьев, которые складируют на дне водоема. Для лекарственных целей - бобры заготавливают кору хвойных деревьев, чаще всего сосны, которую потом поедают зимой.

Педагог : Вы всё правильно сказали. Давайте выберем растение каким бы угостили нашего бобренка.

Игра «Выбери растение для бобра»

- Вера, чем хочешь угостить?    

Педагог: Вы совершенно правильно выбрали и назвали растения, а почему вы не выбрали вот эти растения?

Педагог: Из травянистых растений бобры любят осоку, кубышку, камыш, крапиву, щавель и множество других. Во время еды бобр держит ветку в передних лапах.

Раз бобр питается только растительностью, то это какое животное? РАСТИТЕЛЬНОЯДНОЕ!!!

 -Молодцы! Получите награду.

Бобры очень добрые животные. Они не возражают, если к ним в домик поселится ондатра или выхухоль. Но при условии, если они не будут им мешать и построят себе «комнатку - камеру». Очень часто в бобровых домиках  зимуют даже змеи и ужи!

За своё гостеприимство и доброту бобров любят многие обитатели заповедника.

Эти животные – герои народного фольклора: сказок, басен, поверий. поговорок и т. п.

Не зря в народе говорят:

Проговаривание скороговорки:

Всем  известнобобры добры. Добротою бобры полны!

Всем, кто хочет себе добра - нужно просто позвать бобра!

(девочки- шепотом, мальчики громко)

- Молодцы, еще одну букву заработали! Узнали, что бобры добрые животные.

- Где же у бобров домики и как они их строят, кто-то знает? 

Педагог:  Они используют свои крепкие передние зубы, чтобы свалить деревья и отгрызть ветви. Потом бобры толкают или тянут ветки к реке и, перегораживая её, строят плотину.

Звери замазывают илом и глиной щели между стволами и ветвями. Вход в жилище всегда находится под водой.  Жилище зверя  всегда теплое и чистое.  Посмотрите, как много приходится трудиться этим зверятам. Поэтому их по праву можно назвать ТРУДОЛЮБИВЫМИ!!! Согласны?

Педагог: Ребята, а давайте мы с вами на секундочку представим, что мы - бобрята.  Обратите внимание , на что похож домик бобра? Берите скорее палочки и стройте хатку для бобрят.

                               Игра «Построй домик для бобра»

Педагог: Замечательные получились запруды и домики, я думаю, что наш бобренок выберет какой-нибудь и ему будет уже ни так грустно.

Вот вам еще одна буква. Если сложить в правильном порядке, то мы узнаем как же называют домик бобров.

«Составь слово»

- Какое слово получилось? Как вы думаете, что оно обозначает?

- Хатка- домик для бобра.

- Почему одни буквы красные , а другие синие? ( гласные и согласные)

- О ком беседовали сегодня?

- Что нового узнали? Где чаще всего можно увидеть бобров? Это какие животные ?

Педагог: Ребята будьте такими же добрыми, как эти замечательные животные, о которых мы сегодня многое узнали. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко 

      Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Итак, как называется бобровый дом?

Где находится вход?

Едят ли бобры рыбу?

Зачем бобру широкий хвост?

Кто строит бобру хатку?

Зачем бобру острые крепкие зубы?

Почему нельзя брать животных из леса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Знай, люби и сохраняй" ( Воронежский заповедник)

познакомить детей с Воронежским  заповедником нашей страны; форми­ровать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди ...

презентация Воронежский заповедник

Разрабатывалась  для участия в акции...

презентация занятия по экологии "Знакомьтесь, Воронежский заповедник".

Эта презентация расчитана на то, чтобы дети ближе познакомились с животными и растениями, которые находятся в заповеднике нашего края, а так же бережному отношению живой природы....

Обитатели воронежского государственного заповедника-бобры.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста о внешнем виде бобров....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста « Воронежский заповедник и его обитатели».

Данный конспект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с Воронежским государственным природным биосферным заповедником имени В.М.  Пескова и его обитателями...

Проектная работа. "Знакомьтесь, Воронежский заповедник и его обитатели. Семья бобров"

Информационно-исследовательский, познавательный, творческий проект для детей....