Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи «Путешествие в мир басен И. А. Крылова»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Васильева Людмила Станиславовна

Сегодня у нас необычное занятие, посвященное великому баснописцу И. А. Крылова и его произведениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_mart2024.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи.                                                                             Тема: «Путешествие в мир басен И. А. Крылова»

Задачи:

  • закрепить представления детей о басне, её жанровых особенностях;
  • продолжать учить инсценировать знакомые отрывки из басен;
  • подвести детей к пониманию аллегории басни, её идее;
  • воспитывать чуткость к образному строю языка;
  • продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Материалы: портрет писателя И. А. Крылова, иллюстрации к басням, куклы самодельного театра.

Предварительная работа: чтение басен и просмотр мультфильмов И.А. Крылова.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, посвященное великому баснописцу И. А. Крылова и его произведениям. (показ портрета И.А. Крылова) Иван Андреевич Крылов прожил 75 лет. За свою долгую жизнь он написал около двухсот басен. Но не все знают, что Крылов кроме басен, увлечённо создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Крылов мог стать замечательным актёром, выдающимся художником и музыкантом (он был очень музыкальным, прекрасно играл на скрипке).  Крылов очень любил театр, поэтому сегодня, говоря о творчестве Крылова, вы попробуете себя в роли актёров (инсценировка басен).

Самым любимым жанром в литературе для Крылова была басня.

Воспитатель: А что такое басня? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята. Басня – это краткое иносказательное нравоучительное стихотворение или Басня – это веселый, короткий, поучительный рассказ в стихах.

Воспитатель: Хорошо! А кто может быть персонажем басен?

Дети: Персонажами басен могут быть звери. Персонажами басен могут быть насекомые, птицы. Персонажами басен могут быть предметы.

Воспитатель: Скажите, а чем отличается басня от сказки?

Дети: В сказках всегда есть волшебство.

Дети: В сказках добро побеждает зло.

Дети: В басне участвуют животные, а людей нет. (Басня высмеивает недостатки людей.)

Воспитатель: А чем похожи басня и сказка?

Дети: И в сказке, и в басне животные сказочные, умеют разговаривать.

Воспитатель: А что высмеивается в баснях?

Дети: В баснях высмеивается лень, зло, жадность, глупость, лесть, хвастливость.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Чтобы писать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком.

Первая басня "Лиса и виноград" (инсценировка)

Воспитатель: О чем говорится в басне?  (Ответы детей)

  • Как Лиса пыталась достать виноград?
  • Какая лиса в басне – искренняя или лживая?

Дети: Лживая.

Воспитатель: Как вы понимаете слова «хоть видит око, да зуб неймет»?

-Как вы думаете, чем лиса сама себя утешила себя?  (ответы детей)

  • А что ты бы сказал, если бы не смог (ла) достать ветку зрелого винограда, который очень хотелось съесть? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а как вы понимаете слово «хвалить»? (Ответы детей)

Воспитатель: Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслужено. Когда же человек не заслужил похвалы, а его хвалят – это называется лестью.

 Инсценировка басни «Ворона и лисица»

Воспитатель: А что делала лисица, чтобы украсть сыр?

Дети: лисица хвалила ворону. Она льстила вороне.

Воспитатель: А за что можно похвалить человека?

Дети: Человека можно похвалить за поступок. За мужество, смелость.

Воспитатель: Такая похвала приятна человеку, потому что это правда.

А лисица льстила вороне! Говорила угодливые слова вороне, неправду.

 Для чего она это делала?

Дети: Отобрать сыр.

Воспитатель: Какой вам показалась в этой истории Ворона?

Дети: Глупая, легковерная, наивная, доверчивая.

Воспитатель: А какая в басне Лиса?

Дети: Хитрая, льстивая, коварная, плутовка.

Воспитатель: Как вы понимаете выражения: плутовка к дереву на цыпочках подходит?

Дети: Крадется.

Воспитатель: С ним была плутовка такова.

Дети: Убежала с сыром.

Воспитатель: Чему учит басня «Ворона и лисица»?

Дети: Басня «Ворона и лисица» учит быть внимательными и осторожными с чужими, незнакомыми, и не верить красивым, лестным словам.

 Игра "Кто больше назовёт?"

Перечислите качества лисицы, назовите какая лисица: хитрая, рыжая, пушистая, большая, умная, изворотливая, лживая.

Перечислите качества вороны: глупая, черная, большая, старая, важная, доверчивая, простодушная.

Музыкальная физкультминутка.

Воспитатель: Я хочу вам дети прочитать басню "Лебедь, Рак и Щука" подумайте, пожалуйста, в чем смысл этой басни?

Чтение басни.  

Воспитатель: Как вы думаете, старались ли Лебедь, Щука и Рак сдвинуть воз с места?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как об этом говорится в басне? (ответы детей)

  • Почему же их дело «не шло на лад»? (ответы детей)
  • Как вы понимаете слова «из кожи лезут вон»? (ответы детей)

Воспитатель: Когда так говорят: «Да только воз и ныне там»? (ответы детей)

Воспитатель: Таким образом, из басен мы поняли, что нужно трудиться, не быть слишком доверчивым, уметь договариваться, если задумали, делать дело дружно и каждый день чему-то учиться.

 

 Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем басню «Мартышка и очки». Подумайте, что бы вы посоветовали Мартышке?

Воспитатель: Прежде чем пользоваться каким – либо инструментом, прибором, что надо узнать или прочитать?  (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель: Если ты видишь вещь впервые, надо ли сначала узнать, как ею пользоваться? Знаете ли вы, что такое инструкция?  (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель: Кого называют «невежда»? (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель: Какие пословицы о труде вы знаете?

Дети: Делу время – потехе час. Трудиться – всегда пригодится. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело, гуляй смело.

Воспитатель: Чему учат эти пословицы?

Дети: Быть трудолюбивым.

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы понимаете слово «трудиться»? (ответы детей).

Воспитатель: Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он?

Дети: Трудолюбивый, труженик.

Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем басню «Стрекоза и Муравей». Попробуйте догадаться, что в ней высмеивается? (инсценировка)

Воспитатель: О ком говорится в басне? О чем просила Муравья Стрекоза? Что ответил Муравей? Похвалил он Стрекозу или осудил? (ответы и рассуждения детей)

Воспитатель: В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Какой Муравей в басне?

Дети: Трудолюбивый, труженик.

Воспитатель: А какая Стрекоза?

Дети: Легкомысленная, ленивая, беззаботная.

Воспитатель: Ребята, мы уже сказали, что басня – это поучительная история. Чему учит басня «Стрекоза и Муравей»? (рассуждения детей - нужно трудиться, заботиться о себе).

Воспитатель: В басне встретилось много интересных слов и выражений:

Зима катит в глаза – как вы понимаете эти слова?

Дети: Наступает, приближается.

Воспитатель: Помертвело чисто поле – почему так говорят? (ответы и рассуждения детей - опустело, пожелтело, ничего больше не растет)

Воспитатель: Злой         тоской         удручена         – (рассуждения         детей         -         печальная озабоченная)

Воспитатель: А сейчас скажите, когда человека хвалят? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят – это называется лестью. Льстить так же нехорошо, как и врать, обманывать.

Воспитатель: А что высмеивает автор в басне «Стрекоза и муравей»?

Дети: Автор в басне «Стрекоза и муравей» высмеивает лень, безделье.  Игра «Какая стрекоза, какой муравей?»

качества стрекозы: веселая, радостная, ленивая, беззаботная, танцующая, продрогшая, голодная, счастливая, бездомная.

качества муравья: трудолюбивый, заботливый, работящий, честный, добросовестный, мудрый, справедливый.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что муравей трудолюбивый! И еще заботливый?

(ответы детей) Можно ли прожить всю свою жизнь не работая?

Дети: Нет не возможно.

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли поступил муравей?

Дети: Правильно. Не правильно.

Воспитатель: Как бы вы поступили? Ответы детей.

Давайте составим свою концовку басни.

Окончание басни.

Муравей: «Ладно, стрекоза, даю тебе шанс. Помогу тебе. Только на следующий год ты должна исправиться».

Стрекоза: Спасибо тебе муравей.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомились с баснями И. А. Крылова, узнали о басне, как о жанре литературного произведения. Какая басня вам больше понравилась и о чем? (ответы и рассуждения детей).

Воспитатель: Басни Крылова не стареют. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова известны, не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Басни Крылова особо дороги нам. Они русские и написаны про нас и для нас. Они никого не могут оставить равнодушными.

Читайте, изучайте их!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи и обучению грамоте

Задачи.Звуковая культура речи: учить дифференцировать звуки «р» и «рь», чётко произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом.Закрепить умение делить слова на слоги, опре...

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи « Маша идёт в школу»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию речи: «Путешествие на Северный полюс».

Данный конспект поможет уточнить и систематизировать знания детей о животных Северного полюса....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи «Путешествие в мир басен И. А. Крылова»

Сегодня у нас необычное занятие, посвященное великому баснописцу И. А. Крылова и его произведениям....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ сказки "Как аукнется, так и откликнется".

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Как аукнется, так и откликнется" с использованием мнемотаблицы. Составила воспитатель в...