Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе на тему «К нам весна шагает»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе на тему «К нам весна шагает»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_2024.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе на тему «К нам весна шагает»

 Цель: создать условия для обобщения представления о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные:

 - Углубить представления о сезонных изменениях в природе с наступлением весны.

 - Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Развивающие:

- Развивать речь детей, умение рассказывать по картинкам.

- Развивать словесно-логическое мышление.

 - Развивать смекалку, зрительную, слуховую память.

 Воспитательные:

 - Воспитывать бережное отношение к природе.

- Формировать умение работать в коллективе.

 Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за весенними признаками. Чтение стихотворений и рассказов о весне. Загадывание загадок. Рассматривание картинок, иллюстраций по теме.

 Материал и оборудование: Картинки с изображением признаков весны, животных, птиц, посылка, мячик.

 Ход

 Вводная часть.

В круг широкий, вижу я,

 Встали все мои друзья.

 Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

 А теперь пойдем налево, раз, два, три.

 В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

 Улыбнемся, подмигнем,

 И общаться мы начнём!

 Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично! Ребята, сегодня нам почтальон принес письмо. Здесь написано: Наталье Алексеевне и детям старшей группы детского сада 13. А вместо обратного адреса загадка. Послушайте и отгадайте. Рыхлый снег

 На солнце тает,

 Ветерок в ветвях играет,

 Звонче птичьи голоса

Значит, к нам идет… (Весна).

 - Кто нам прислал посылку? (Весна). А как вы думаете, что нам весна могла прислать? (Выслушать ответы детей).

 - Давайте откроем и посмотрим. Открываю, там солнышко без лучиков.

 Проблемная ситуация - Ребята, что это? Ответы детей (Колобок, блинчик солнышко…). Если все дети скажут колобок, то воспитатель достает письмо, если дети скажут солнышко, то спросить у детей, а что не хватает у солнышка? (Лучиков) (потом достаем письмо).

 - А здесь еще письмо. Послушайте ребята, что нам пишут. «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Весна-красна. Я очень хочу  поскорее к вам прийти, но вот беда, солнышко потеряло лучики. Оно так старалось быстрее растопить снег, что уронило свои лучики на проталинки. И теперь светит и греет слабо. Если вы поможете солнышку найти лучики, то оно засияет ярко, ярко, и тогда и я - Весна, приду к вам быстрее. А чтобы вы отыскали лучики в лесу, я отметила проталинки цифрами и они приготовили для вас задание А чтобы вы попали в лес, приготовила для вас волшебные слова «раз, два, три, четыре, пять, в весенний лес хочу попасть»».

Воспитатель: - Ребята, вы хотите, чтобы весна быстрее пришла? А что для этого нам надо сделать? (Найти лучики солнца). Конечно. А солнышко будет нас ждать вот здесь (прикрепляем солнышко на доску, мольберт, стену или куда возможно).

Основная часть.

 Дети говорят волшебные слова, попадают в лес, по цифрам ищут проталины, выполняют задания, находят лучики.

 1 проталина (задание) Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег). Воспитатель: Очень хорошо, что вы знаете о весне, и о признаках весны.

2 задание Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

 Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело к нам. А какие это птицы, мы должны с вами отгадать. Дети делятся на две команды. Определяют птиц по картинкам и выбирают лишнюю.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей) Объясните, почему снегирь (синица) лишний здесь. (Ответы детей)

 Воспитатель: Молодцы, ребята. А давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Ответ детей)

 Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей) Молодцы! Правильно! А когда птицы возвращаются назад, как они встречают весну? Что весной делают птицы? (Ответ детей)

 Воспитатель: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми? (Ответ детей) А какие птицы прилетают последними ? (Ответ детей)

 3 задание

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.) Ребята, а кто знает, как называется смена шерсти у животных? Линька, повторите, ребята – линька. Линька – смена шерсти происходит весной и осенью, когда дикие животные на зиму запасаются хорошим мехом, чтобы пережить страшные морозы, а по весне сбрасывают «тяжелую шубку», так как им не зачем париться в зимней шубе, а также для того, чтобы уберечься от хищников.

 Ой, посмотрите, что это на кустах? Белая шерсть(предлагаю потрогать). Как думаете, чья? У кого шубка белая зимой? У зайца. А почему она здесь? Кто развесил на кустах клоки заячьей зимней шубки на ветках? Что случилось, почему заячья шерстка оказалась на кустах, а не на зайце? (ответы детей). Зайцы бегают в лесу, а вот шубку они поменяли с белой на серую! - Как вы думаете, почему зайчик меняет зимнюю белую шубку на весеннюю серую?

- А это кто? (Ответы детей) Белка. А белки меняют шубку? Да, зимой она серебристого цвета, а весной – рыжая.

- А это кто? Волк. Как думаете, волк линяет? Ребята, волк тоже линяет, меняет свою зимнюю шубку, шерсть весной у волка становится более короткой и редкой, чтобы не было жарко, когда волк бегает в поисках пищи.

- А это кто? (Ответы детей) Лиса. А лиса линяет весной? Конечно, ребята, линяет. Тело лисы покрыто густой, высокой и мягкой шерстью. Зимой она не замерзнет в ней. Но за зиму шубка сваливается, появляются комочки шерсти, они мешают лисе быстро бегать за добычей или убегать от волка, шерсть цепляется за кусты. Поэтому лиса тоже линяет, сбрасывает густую шерсть и становится легкой, красивой, проворной.

- Ребята, а вы знаете, кто уходит зимой в спячку? Посмотрите, кого вы еще видите на проталинке. (Медведь.) - Что зимой делает медведь, где он зимует? Уходит в спячку в берлоге. А когда он просыпается? Весной.

 Какие еще животные спят всю зиму? (Дети находят на проталинке и рассказывают, что зимой спят барсук, ежи.)

 - Да, ребята, еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги, и пошли искать более сухие места. Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог? Потому что пригревает весеннее солнце, начинает таять снег и тоненькие ручейки попадают в норки, в берлогу. Так звери и узнают, что пришла весна, пора просыпаться, да и в сырой берлоге или норке уже неуютно спать

 Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

 Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

 Ло-ло-ло – в лесу тепло.

 Пель-пель-пель – капает капель

 Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

 Хлопают в ладоши. Сжимают-разжимают пальцы. Ударяют указат. пальцем по ладони. Делают «фонарики». Топают ногами.

 А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.) Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей. Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

 Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

 У медведя - … У зайца - … У лисицы - … У волка - … У ежа - … медвежонок зайчонок лисенок волчонок ежонок

4 задание

Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово», только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом).

 Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)

 Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

 Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)

 Весной птицы… (возвращаются, прилетают)

 Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)

 Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)

 Воспитатель: вот мы и нашли все проталины, нашли все лучики, пора возвращаться в детский сад. (говорят волшебные слова «раз, два, три, четыре, пять, в детский сад хочу попасть». Присаживайтесь, на места.

 -Ребята, а вы знаете какие — ни будь приметы, пословицы или поговорки о весне? Дети отвечают, рассказывают, что они знают.

 -А я вам расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и выпадет новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. А еще, если услышали кукушку – больше не будет морозов.

 -Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?

 -Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.

 -Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.

 -Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.

 Воспитатель: Ребята, мы нашли солнечные лучики. А кому мы их отдадим? Конечно, солнышку. Идемте скорее, солнышко нас ждет. Дети прикрепляют лучики к солнышку. Солнышко лучистое улыбнулось весело!

 Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке: солнышко, какое оно? ( Ответ детей. Например: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее.)

 Воспитатель: Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом!

- Ребята, помогли мы солнышку? А почему мы нашли все лучики? (Потому что рассказали о признаках весны, знаем много перелетных птиц, рассказали о повадках животных весной) (Можно спросить, что нового, интересного узнали).

 Рефлексия.

 - Молодцы! Солнышко теперь светит ярко, греет сильно. Обрадуется весна? (Ответы детей) И мы помогли сегодня Весне прийти быстрее:

 К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

 На полях видны.

 Видно очень тёплые

 Ноги у весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе «День матери»

Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей; развитие познавательных способностей.Задачи занятия:Образовательные:-  учить подбирать к существительным кач...

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе " Моя семья"

Конспект выполнила воспитатель старшей группы Калининского района города Санкт-Петербург детский сад №12....

КОНСПЕКТ Занятие по развитию речи в средне-старшей группе на тему: «Моя малая родина»

Цель: формирование знаний детей о родном селе.Задачи:Уточнить представления детей о родном селе.Формировать у детей понятие «малая родина».Развивать воображение, связную речь, мышление в процессе дида...

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе, с использованием ИКТ. Тема: «Осень в Крыму».

Программное содержание.Образовательные задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о дарах осени, познакомить детей с народными названиями сентября, с праздником «Осенины».Рассказать...

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы на тему: «Птицы»

Данное занятие проводится с целью ознакомления детей о птицах , среде их обитания....

Конспект занятия по развитию речи детей логопедической подготовительной группе на тему: «Части тела человека»

Ребята, вы смотрели мультфильм «Умка»? Маленький медвежонок спрашивает у медведицы мамы; «А кто такие люди?» Медведица отвечает: «Это такие медведи, которые ходят на задн...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «К нам весна –красна пришла»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «К нам весна –красна пришла»Цель: Закреплять и расширять словарь детей по теме «Весна»Задачи.Обучающие...