Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе «Исправим сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бахтиева Камиля Сабирджановна

Конспект занятия

по развитию речи

с использованием ТРИЗ технологии

 в средней группе

 «Исправим сказку»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи

с использованием ТРИЗ технологии

 в средней группе

 «Исправим сказку»

                                                       

 Выполнила: воспитатель Бахтиева К.С.

Энгельс

Май 2024

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. 
Задачи: Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев. 
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей, 
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь). 
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения. 
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ. 
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции. 
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма.

Материал для занятия:  лиса, заяц, теремок, сундук, магнитный конструктор

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Здравствуйте)

Воспитатель: - Доброе утро ребята! Я очень рада видеть вас сегодня. Посмотрите, к нам заглянуло солнышко, и оно хочет с вами поздороваться. Мы будем передавать солнышко по кругу, говорить доброе утро и дарить друг другу улыбку.

           «Ходит солнышко по кругу           

            И ребятам дарит свет.

            А со светом к нам приходит.

           Дружбы - солнечный привет»

Воспитатель: - Ребята, а вы любите сказки? Сейчас проверим,  какие сказки вы знаете       (метод «Мозговой штурм»)

- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (колобок)
- Кто съел козлят? (волк)
- Кто пришел в гости к медведям? (Машенька)
- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? (Курочка Ряба)
- Что выросла «Большая – пребольшая»? (репка)
- Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (медведь)                                                               - Кому несла пирожки девочка в красной шапочке? (бабушке)

Воспитатель: - Молодцы ребята, столько сказок знаете.                                                                     Ребята, в этом сундучке спрятались сказочные герои из одной сказки.  А  кто это и из какой сказки, попробуйте отгадать.

Рыжая, но не белка                                                                                                                   Ловит мышей, но не кошка
Пушистая, но не зайка
Живет в лесу, но не волк!
Кто же это, ребята?

Воспитатель: - Молодцы ребята, правильно это лисичка! Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, плутовка, Лиса-Патрикеевна)
А теперь давайте попытаемся описать нашу гостью. Что вы можете сказать о шерстке лисы? (мягкая, пушистая, рыжая)
А что вы скажете о мордочке лисы? (острая, хитрая, острые ушки)
Расскажите мне о хвосте лисы? (длинный, мягкий, пушистый)
А что можно сказать о характере лисы? Какая она в сказках? (хитрая, плутовка)
В каких сказках можно встретить лису? («Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и журавль»).
Ребята, а во всех сказках лиса хитрая? В какой же сказке она добрая?

Воспитатель:  - А теперь следующая загадка

Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
удирать умеет ловко.

Воспитатель: -  Правильно, это зайчик. В каких сказках мы можем встретить зайца? («Колобок», «Теремок»). Давайте опишем зайчика. Какие ушки, какой хвостик, какой он в сказках? Ребята, вы узнаете, из какой  сказки лиса и заяц, когда отгадаете загадку.

У зайчика  был дом,

Хорошо он жил в нем.

А лиса пришла,

Зайца выгнала.

- Правильно, это сказка «Заюшкина избушка».

Элементы игры «Хорошо - плохо»

Воспитатель: - Лиса выгнала зайца, это хорошо или плохо?                                          Почему плохо? Почему хорошо? (Т.к. заяц остался без дома. Т.к. у лисы теперь есть дом). Зайчик остался без дома, это хорошо или плохо? Почему плохо?  Почему  хорошо?  (т.к. он может долго гулять. Т.к. он может замерзнуть).

Воспитатель: Ребята, а кто хотел помочь зайцу? (Медведь и собаки). Смогли они выгнать лису? Почему? (Нет. Испугались). А медведь и собака хорошие или плохие? Почему хорошие? Почему плохие? (Хотели помочь).

Кто помог зайчику? (Петушок). Давайте попробуем описать петушка?...Какой у него хвост? Какие перышки?
В каких сказках можно петушка встретить? (Кот, петух и лиса, Заюшкина избушка) Какой петушок в сказках ( храбрый, добрый, защитник). Могут они с лисичкой подружиться?

   Он хороший или плохой? Почему хороший? Почему плохой? (Помог зайке. Оставил лису без дома).

Воспитатель: Ребята, а давайте представим, что сказка про Зайку и Лису только начинается, они только что построили свои домики… можем ли мы изменить эту сказку так, чтобы и Зайка и Лиса были довольны?

Но сначала мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка

Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)

Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)

Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо-влево, руки на поясе)

Тянет лисонька свой нос                                                        

Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)

Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)

Воспитатель:  А теперь  давайте попробуем изменить сказку так, чтобы лиса и заяц были довольны.

Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная.

Элементы игры «Назови части».

Ребята, а из каких частей состоит домик? (Крыша, стены, окно, труба, крыльцо и т.д.)

Пришла весна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Пришла лиса к зайцу, просится:

-Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе.

-Нет, лиса, не пущу.

Стала лиса упрашивать зайца. Жалко ему стало  лису и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

-Пусти меня, заюшка, хоть на крылечко к себе.

-Нет, лиса, не пущу.

Упрашивала, упрашивала лиса – согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса снова просит:

-Пусти меня, заюшка, в избушку.

Просилась, просилась – заяц пустил ее в избушку. Сидит лиса на лавочке, а заяц на печи лежит.

На четвертый день опять лиса просит:

-Пусти меня, заяц, на печку к себе.

Просилась, просилась – заяц пустил ее на печку.

«Решение сказочной задачи»

Ребята, как сделать так, чтобы лиса зайца не выгнала и сама не мерзла на улице?

Варианты детей.

1 вариант:

«Чем мы похожи?»

Лиса: Ладно, ладно, пущу зайку в домик. Только пусть сначала скажет, чем мы с ним похожи? (Два ушка, четыре лапки, хвостик и т.д.).

2 вариант:

Предложили построить для лисы домик. Строим из магнитного конструктора на доске.

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Зайка, Лисонька, вам понравился новый конец вашей сказки?

Зайка, Лисонька: Спасибо, ребята! За то, что вы нам помогли, мы хотим подарить вам раскраски по нашей  сказке. До свидания!

ДАРЯТ РАСКРАСКИ, ДЕТИ САДЯТСЯ РАСКРАШИВАТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д. в средней группе по реализации О.О.«Художественно-эстетическое развитие»с использованием ТРИЗ-технологии ТЕМА: "На весенней полянке"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» « с инновационными...

Конспект НОД по познавательному развитию С использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Истории капельки воды - лёд». 2018г.

Организация непосредственно – образовательной деятельности.Описание материала: Это конспект познавательного занятия, на котором дети закрепляют  свойства воды и знакомятся со свойствам...

Конспект ООД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы. Тема: «Путешествие страну Рельефия».

Совместная деятельность с детьми "Путешествие в страну "Рельефия" способствует осознанному отношению ребёнка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира,...

Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»

В основу занятия положена проблемная ситуация, которая решается детьми с применением ТРИЗ технологий....

Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы»

Конспект занятия для средней группы по развитию речи использованием ТРИЗ- технологий на тему «Домашние животные и птицы» Цель: развивать у детей связную речь, а также такие качес...

Конспект занятия по речевому развитию (с использованием ТРИЗ- технологий) На тему: «Путешествие по сказкам»

Образовательная программа: МДОУ «Детский сад №72»Цель: создать условия для закрепления знаний детьми сказок и их названий.Задачи:• формировать умение называть героев сказок по ил...