Мастер класс "Простые секреты учителя - логопеда, формируем звуки вместе".
учебно-методический материал по развитию речи

Лилия Фазитовна Ахтамуллина

Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по подготовке к  постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_prostye_sovety_uchitelya-logopeda.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

для родителей

«Простые секреты   учителя-логопеда,

формируем звуки вместе »

                                                                   Подготовила:

                                                               учитель – логопед

                                                             Ахтамуллина Л.Ф.

Уважаемые родители!

Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по подготовке к  постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.

Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

Оборудование: 

  1. Индивидуальные зеркала
  2. Ватные диски.
  3. Воздушные шары.
  4. Вертушка.
  5. «Су-джок».
  6. Прищепки.

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования здоровьесберегающих технологий в жизни ребёнка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.

Введение

Активизация родителей:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Сегодня на нашем занятии я хочу научить Вас различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли.

 

Тема сегодняшнего   мастер – класса «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе».

Что же такое речь?

Строим дом.

-Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата;

 - стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого                  дыхания;

            - крыша- развитие фонематического слуха.

Перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков.

Практическая часть

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые помогут сформировать правильное звукопроизношение, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1 этап в постановке звуков –

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Мы с Вами будем говорить,  и выполнять действия, смотреть в зеркало, для фиксации правильного движения.

  1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
  2. Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед, произносим УУУУ, и максимально растягивая, обнажая губы, произносим ЭЭЭЭ.
  3. Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
  4. Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.
  5. Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
  6. Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
  7. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
  8. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

А теперь скажите, какие у вас ощущения? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

           Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!

2 этап –

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания. Потренируемся, чтобы заниматься с ребёнком дома.

  1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  1. Сдуть снежинку (бабочку) с кончика носа.
  2. Надуем шарик, не раздувая щеки.
  3. Вертушка.

3 этап -

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

 Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

  1.   Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

  1. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

  1. Массаж Су – Джок шарами, /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком      в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

4 этап –

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Услышишь – хлопни

 Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).

5 этап -

ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

«Можно ли поставить звук ребенку дома самостоятельно?»

Можно. Но логопеды не рекомендуют это делать. Каждый звук имеет определенный уклад органов артикуляции, свою эргономику произнесения.

Бывает, что родители неправильно ставят ребенку звук, и дети остаются с таким дефектом на всю жизнь. У каждого малыша свои особенности.

Поэтому артикуляционную гимнастику можно делать и в домашних условиях. Но постановка звука должна проходить только под руководством логопеда.

Отрабатываем звук изолированно и в слогах.

А вот поставленные звуки обязательно нужно закреплять дома. Потренируемся на некоторых упражнениях. Закрепляем звук Р.

«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»

Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.

1.  ребро – кулак – ладонь – хлопок;

            р – р – р – р;

           ра – ра – ра – ра;

          ро – ро – ро – ро;

         ру – ру – ру – ру;

        ры – ры – ры – ры.

Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.

Рефлексия

Завершающее упражнение "Благодарю! "

Дорогие родители, предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ!

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

Цель мастер - класса: познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной;  пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

Мастер-класс "Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановки и автоматизации звуков"

Уважаемые участники!          Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивиду...

Мастер - класс для родителей воспитанников логопедической группы. Тема: "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе"

Научить родителей различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи....

«Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

laquo;Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »...

Мастер - класс "Простые секреты учителя - логопеда. Формируем звуки вместе".

Мастер - класс для родителей днтей дошкольного возраста.Цель: Повышение компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми....

Мастер – класс для родителей Тема: «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

Мастер – класс для родителей Тема: «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »...

Мастер-класс для родителей "Простые секреты учителя-логопеда для родителей.Формируем звуки вместе"

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....