План – конспект: «Я люблю и знаю кубанские ремесла!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шарипова Анна Павловна

 

План – конспект: «Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Автор: Шарипова А.П., воспитатель МДОУ д/с N 7 города Славянска-на-Кубани.

 

Форма проведения – викторина.

Дидактические задачи:

- Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства.

- Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани.

- Вызвать желание узнать больше о декоративно-прикладном искусстве Кубани.

Материалы: предметы быта казаков и кубанских народных ремесел; предметы современного декоративно-прикладного искусства; карточки с изображением орудий труда, ремесленников, предметов кубанских народных ремесел.  По возможности проводится в местном краеведческом музее.

I. Вступительная беседа.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие: мы «побываем в прошлом». А для этого мы с Вами приехали в музей. Вы знаете, ребята, что такое музей? (Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников истории, материальной и духовной культуры). Давайте познакомимся с сотрудниками музея. (представление).
Как вы думаете, ребята, для чего люди ходят в музей? (ответы детей). Конечно, вы правы. Каждый культурный человек должен знать историю своего народа. 
В музее много необычных, старинных предметов, которые помогают узнать больше о своих предках - казаки. Давайте рассмотрим их и попробуем назвать. Дети пытаются назвать предметы (деревянная ложка, сабля, кувшин, горшок с мёдом, шкурка куницы, рушник, лоскутное одеяло, коврики, женские украшения из драгоценных камней и кожи, подкова, глечик, вилы, кочерга, макитра)

Воспитатель:
- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля не только в старину славилась своими мастерами, но и в наше время. Воспитатель обращает внимание детей на предметы современного декоративно-прикладного искусства. Посмотрите, сколько красивых вещей изготовлено руками мастеров.

 

На Кубани так идет, что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт.
Утварь всю по дому справит, 
Чашей полной дом тот станет.

 

- Я знаю, что вы, ребята, тоже умеете много делать своими руками и знаете о ремеслах наших предков - казаков, поэтому хочу предложить провести викторину. Для успешной работы нам нужно вспомнить, что же такое ремесло? (ответы детей) (Ремесло – это изготовление каких-либо изделий ручным способом). 
- Для проведения викторины поделимся на две команды: первая команда — станичники, вторая - хуторяне. Вам на выбор два вида эмблем, кто какую выберет, тот и будет в соответствующей команде. Выберите капитанов своих команд. А членами жюри будут сотрудники музея: (назвать по имени и отчеству).

                             II. Викторина.

Задание 1. «Кто больше назовёт видов ремесел». За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце выполнения задания жюри подсчитывает количество фишек каждой команды и выявляет победителя первого конкурса.

Задание 2. «Загадки».  Жюри присуждает очко той команде, которая правильно узнает, о каком ремесленнике идет речь.

а) Согнут в дугу – летом в лугу, зимой на крюку (серп)

б) Что в избе за коровьи рога? (ухват)

в) Травы поем – зубы затуплю, песку схвачу – опять наточу (коса).

Из чего сделаны все эти предметы? (из железа).

Кто куёт предметы быта из железа? (кузнец)

а) Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)
б) Стоит кошка – четыре ножки (скамья)

Из чего сделаны эти предметы? (из дерева)
Кто занимается изготовление предметов из дерева? (плотник)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу (глина).

Как называется мастер по изготовлению глиняной посуды?(гончар)

Задание 3. «Узнай ремесло». Командам даются карточки с изображением предметов кубанских ремесел. Не показывая карточку соперникам, необходимо жестами, движениями изобразить ремесленника. Победа присуждается той команде, которая правильно назовет ремесло.

Задание 4. «Пословицы» 
- Назовите пословицы о ремеслах и трудолюбии(ответы детей)
 Например: Ремесло за плечами не виснет
 Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает
 Ремесло пить - есть не просит, а хлеб приносит.
 Ремеслу везде почет.
 Худое ремесло лучше хорошего воровства.

Задание 5. «Подбери» 
- Перед вами два стола, на которых лежат карточки с изображением орудий труда. В центре - изображение ремесленника (кузнец, плотник). Вам надо внимательно подумать и оставить каждому ремесленнику только его орудия труда.

III. Подвижная игра «Пожелания».

Воспитатель:
- В народе считалось, что подкова приносит удачу и счастье. Давайте мы с вами, передавая подкову из рук в руки, выскажем друг другу самые теплые пожелания.

IV. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги викторины, награждает победителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Конспект занятия в старшей группе "Кубанские народные ремесла" Тема: Плетение из талаша.

Цель:Продолжать закрепление представлений у детей о декоративно- прикладном искусстве и народных ремеслах Кубани. Воспитывать любовь к родному краю, народным традициям и быту.  Програм...

Конспект НОД на развитие любознательности и познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Я люблю и знаю свой город"

Конспект НОД на развитие любознательности и познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Я люблю и знаю свой город"...

План-конспект занятия "Люблю березку русскую"

План - конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»....

Я люблю и знаю свой город!

викторина для взрослых и детей по истории Санкт-Петербурга...