Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Примак Наталия Анатольевна

Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития.  Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над духовными, поэтому и у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме.

В России – семейное, общественное и государственное устройства складывались под влиянием православной культуры, поэтому, в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания нам кажется особенно актуальным.

Система духовно-нравственного воспитания ребенка в нашем дошкольном учреждении строится через приобщение воспитанников к культурному наследию своего народа.

На протяжении пяти лет мы планомерно проводим работу по духовно-нравственному воспитанию детей через реализацию Авторизованной программы М.В. Карабутовой «Тропинка». В которой весь материал систематизирован по разделам: «Человек среди людей», «Человек в культуре», «Человек в истории».

Работа по этому направлению организована с детьми 4-6 лет, а также через дополнительную образовательную услугу в православном кружке «Лучик».

Для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию в детском саду создан мини-музей «Русская изба», где дети знакомятся с традициями и обычаями, с предметами русского и казачьего  быта, их предназначением.  Это помогает развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре.

С 2012 года в штат детского сада введена должность воспитателя по духовно-нравственному воспитанию. Свою работу М.В. Карабутова организует через мероприятия с  воспитанниками, педагогами, родителями, социумом. Ее интерес, увлеченность, открытое сердце, позволили стать педагогом и для многих родителей.

Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками  и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В этом направлении были проведены занятия «Генеалогическое древо» и «Моя семья» с детьми 6-7 лет. Умелое педагогическое воздействие дало потрясающий эффект: активное участие приняли не только родители,  бабушки, дедушки, но и прабабушки и прадедушки. С какой гордостью дети рассказывали о своей семье, как бережно во время деятельности они относились  к семейным фотографиям. А конкурс «Герб моей семьи» стал традиционным.

Для решения задач духовно-нравственной направленности педагоги дошкольного учреждения проводят родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад», «Воспитание патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста», «Интеллектуальные и нравственные аспекты экологического воспитания». Какой бы теме не было посвящено собрание, основная их цель - интеграция духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи.

Большим подспорьем в работе детского сада над проблемой стало использование нетрадиционных форм работы с родителями: клуб «Радость общения», «Школа молодой семьи», где в неформальной обстановке, часто в процессе совместной деятельности, решаются вопросы духовно-нравственного развития детей.

Частым гостем родительского клуба является настоятель храма Святого апостола  Андрея Первозванногопротоиерей Андрей Голышев.

Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные  средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они   активно пользуются материалами Интернета, затрудняясь лишь в поисках нужных сайтов, часто попадая на сайты с сомнительными материалами по воспитанию малышей. Поэтому мы  начали  в  детском   саду   создание  аудио - и  видео-теки,  направленной   на   приобщение  семей   к   духовно-нравственным ценностям по темам «Библейские истории», «Праздники в детском саду и кругу семьи», «Путешествия с детьми».

Большое место в духовно-нравственном развитии дошкольников  занимает экологическое воспитание детей, особое внимание уделяется краеведению: знанию природы родного края и бережному отношению к ней.

В   программу   сотрудничества  с   семьёй   включены   семейные   экскурсии,   паломнические   поездки,   игровые   мастерские.

Общие   дела,   реализуемые совместно с родителями,  строятся   по   принципу,   когда   семья   и  детский   сад  не   заменяют,   а  дополняют  друг   друга.

Заметное   место   отводится  организации  и   проведению  православных  общенародных  праздников. Целью   таких   праздников,   является  приобщение   воспитанников и родителей   к   истокам   русской   народной   культуры,  восстановление   традиционного  уклада. К  праздникам   организуются      выставки   работ   педагогов,  семейные работы.  На   каждом празднике родители  -   участники конкурсов, игр и выступлений.

Приобщение детей и родителей к нравственности на основе духовных   ценностей  проходит во всех видах деятельности: через воспроизведение   русских  народных  сказок,  на  театрализованных представлениях, при активном использовании малых  фольклорных форм, пословиц, поговорок, потешек, которые  родители разучивают в семейной гостиной.

В духовном воспитании  ребёнка – одной  из главных задач, является   воспитание  привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на   чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми в  нашем дошкольном учреждении стали встречи с ветеранами войны. С особой  любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам сувениры.Активное участие  в  организации и проведении таких акций принимают  родители. Общее дело объединяет.

Семья всегда остается первым, естественным и в тоже время священным  союзом. И каждый призван строить этот союз на любви, на вере и на  милосердии.

С  первых дней жизни ребёнок в семье устанавливает  законы  нравственных  отношений, осваивает  нравственные   нормы.  В  дошкольный   период   происходит   становление   личности  ребёнка.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет поддержать становление  духовно-нравственной   личности  ребёнка, повысить   уровень  духовно-нравственной  культуры   родителей воспитанников, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и  детского сада.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по духовно – нравственному воспитанию.

Современное  общество  переживает один из непростых  периодов своего развития.  Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому  у детей...

Проект по взаимодействию детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников "Есть права у всех детишек!"

В данном проекте разработана комплексная систематическая работа по правовому просвещению старших дошкольников, которая позволяет качественно повысить представления детей о правовой культуре, закрепить...

Презентация мастер-класса "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста"

Презентация мастер-класса по работе с семьей воспитанников. Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста....

Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»

Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....