Материал из опыта работы муниципальной экспериментальной площадки МБДОУ д/с№19 г.Тимашевска
проект по теме

Карпович Шувырь Наталья Николаевна

Вашему вниманию предлагается материал из опыта работы МБДОУ д/с№19 над инновационнным проектом "Казачата"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_pedagogov_mbdou_dsno19.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях народной педагогики

(жизнь, быт и культура кубанских казаков)

Из опыта работы муниципальной экспериментальной площадки МБДОУ-ЦРР-д/с№19 г.Тимашевска

(отчет на заседании научно-методического совета  «Центра развития образования» в октябре 2011г.)

Русская пословица гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон. Но кто старое забудет, тот вовсе ослепнет». Не потому ли мы оказались в духовной пустоте, что забыли об удивительном свойстве памяти в историко-культурном, духовно-нравственном процессе. В памятниках народной педагогики, созданных тысячи лет назад, определены способы и приемы обучения и воспитания, основанные на традициях народной педагогики.

В последнее время наше общество в полной мере ощутило размытость нравственных идеалов. Игнорирование народных основ воспитания, мудрости народной педагогики привело к тому, что сформировалось целое поколение, не знающее своей родной культуры, истории и языка.

Духовность личности обогащается в первую очередь сокровищами родной культуры, такими как язык, фольклор, музыка, история и многое другое. Через все поэтическое, народное творчество всех народов проходит красной нитью идея солидарности и братства между народами. Вот эта народная мудрость должна стать основой в воспитании детей с самого раннего детства. Поэтому в нравственном воспитании необходимо создать целостное воспитательное пространство (школа, семья, учреждения дополнительного образования и другие социальные институты).

Проблема возрождения идей народной педагогики, возрождения личности на традициях народной педагогики приобретает  сегодня особую  остроту, и ее решение ложится на педагогов, родителей, общественность.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - центр развития ребёнка - детский сад № 19  расположен в г. Тимашевске.  В настоящее время в нем воспитывается  150 детей в возрасте от 2 до 7 лет.    Задача педагогов -  ориентироваться на нравственные нормы и ценности, которые никогда не устаревают. Именно нравственные ценности определяют цели, методы воспитания, основанные на народных традициях - семейных, трудовых, празднично-игровых.  На занятиях, в повседневной жизни   педагоги учат детей тому, что нужно в жизни:  чувству долга и благожелательности, дружбе и взаимопониманию, твёрдости и стойкости характера, самообладанию, используют  в организации учебно-воспитательного процесса местный, региональный материал, вовлекают детей в элементарную  исследовательскую, проектную  деятельности. 

Приобщение детей к истории кубанского казачества, его  традициям и быту - основная задача работы ДОУ.

  Составлена программа по духовно-нравственному воспитанию «Мы с тобой казаки…».  Эта программа приводит к расширению знаний детей о своей малой Родине, ее истоках, о людях труда, своих предках. В основе программы – ознакомление  детей   с историей кубанского казачества, его традициями, культурой.

     В целях  реализации программы  в ДОУ ведется целенаправленная работа по следующим направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и  родителями.

Особенностью работы  является поиск эффективных методов и форм обучения и воспитания, углубленное изучение кубанского народного фольклора через работу кружка «Любавушка»,  изучение  народных казачьих игр – кружок «Удалые казачата».  

  В планах  работы всех групп   отражаются и учитываются этнические, культурные, бытовые особенности кубанского народа. В этом отношении стало традицией проведение казачьих праздников  в ДОУ. Такие праздники занимают большое место воспитательной  работе с детьми. В них обычно участвуют большое количество детей, чаще всего они бывают приурочены к какому-то событию или календарной дате: к Рождеству, Масленице, Спасу, Троице, Покрову.

Использование традиционной народной педагогики особенно ярко выражено на занятиях кружка «Лоскуток», где дети вышивают, шьют кубанские национальные костюмы для кукол, вышивают салфетки, полотенца в кубанских традициях. Музыкальная деятельность детей на музыкальных занятиях разнообразна: слушание кубанских народных песен, исполнение народных кубанских танцев,  размышления по поводу услышанной и исполненной народной песни.

       В настоящее время детский сад находится  в поиске  новых форм организации обучения для  духовно – нравственного воспитания детей,  формирования потребности у детей к здоровому образу жизни.  Народная педагогика – это своеобразная школа, укрепляющая связи между поколениями, развивающая чувство  ответственности за продолжение и честь своего рода, воспитывающая любовь к родному языку, стране. Важнейший принцип воспитания в народной педагогике - уважение к старшим, почитание их мудрости, традиций.  

В ДОУ разработан цикл занятий по изучению истории кубанского казачества. На занятиях  ребята с удовольствием изучают обычаи и традиции народа Кубани, организуют и проводят национальные праздники, учатся уважать культуру своего народа.  У детей развиваются познавательные и интеллектуальные способности, формируются такие качества, как  патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям своего народа, коллективизм,  дисциплина и культура поведения.

 С помощью народного фольклора  дети изучают обычаи и традиции, поют песни, читают стихи, разучивают пословицы и поговорки.

Обычаи уважения и почтения к старшему поколению считаются показателем добропорядочности, мудрости, воспитанности. Для народной педагогики характерен учет психологических особенностей, эмоционального состояния и волевых возможностей человека. Помочь овладеть культурой поведения, дать возможность развить творческий потенциал, создать условия для высокой работоспособности во время  занятий, избегать переутомлений, действовать самостоятельно, создать на занятиях   атмосферу благоприятного психологического климата, релаксации, тренинга – основная задача педагогической деятельности.   Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила, не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, контроля. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

   Мы с  удовольствием делимся  опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Занятия  на тему  «Душа моего народа – богатство», «Кубанская земля – родимые просторы» получили высокую оценку на муниципальном  семинаре,  на  методическом объединении  по теме «Кубань моя – степная дочь России».  Воспитатели   показали мастер – классы на темы «Как изготовить  тряпичную куклу», «Игрушки-свистульки на Кубани»,  материалы из опыта работы муниципальной экспериментальной площадки размещаются на сайте  управления образования и администрации муниципального образования Тимашевский район. Подготовлено к выпуску методическое пособие  «Организация работы в группах казачьей направленности».  

Совместно с детьми, родителями созданы  проекты на темы: «Тепло моего дома», «Украсим детский сад  своими руками», «К здоровому образу жизни», «Я и моя семья» и т.д.

         

По результатам анкетирования родителей, бесед с детьми   выяснилось, что дети интересуются, знают  народные традиции, в речи употребляют пословицы и поговорки, читают сказки, разучивают народные песни и танцы. Уровень  духовно – нравственного развития детей подготовительной группы (57%) - средний,  43% - выше среднего уровня.

     Огромный духовно-нравственный, педагогический заряд содержится в традиционной культуре  всех без исключения народов. Социально-политические условия нынешнего этапа развития общества требуют усиления внимания к воспитанию у подрастающего поколения таких общечеловеческих и нравственных  качеств, как взаимоуважение, взаимопонимание и  взаимотерпимость. Поэтому сегодня через систему образования целенаправленно должно осуществляться объединение представителей различных национальностей, вероисповедания, воспитания в них чувства уважения к обычаям  и традициям, языку, истории и культуре друг друга, а также формирования чувства достоинства и гордости за достижения своей культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы муниципальной экспериментальной площадки МБДОУ д/с№19 г.Тимашевска

Вашему вниманию предлагается материал из опыта работы МБДОУ д/с№19 над инновационнным проектом "Казачата"...

Программа экспериментальной площадки по познавательно-исследовательской деятельности в мини-лабораториях МБДОУ «Детский сад «Улыбка» «Хочу все знать»

Работа МБДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также органи...

Из опыта работы инновационной площадки МБДОУ д-с № 45 Радуга

Из опыта работы инновационной площадки МБДОУ д-с № 45 Радуга...

Деятельность экспериментальной площадки программы «Миры детства: конструирование возможностей» МБДОУ «ДС «Снегурочка» г. Новый Уренгой

Я, воспитатель, Даутова Аминат Даутовна, хотела сказать несколько слов о нашей работе по программе «Миры детства: конструирование возможностей», по которой мы уже работаем третий го...


 

Комментарии

Чаус Лариса Викторовна

Данный материал из опыта работы имеет большую педагогическую ценность, он способствует расширению кругозора воспитателей о духовно-нравственном воспитании, помогает обобщению знаний о средствах, методах и приемов ознакомления дошкольников по данной теме.