СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ДОУ И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАВЦИИ ПРОЕКТА «МИР ДЕТСКИХ ПОЗНАНИЙ. В ГОСТИ К ЛОМОНОСОВУ»
статья (подготовительная группа) по теме

Савицкая Елена Константиновна

Компетентностный подход: традиции и новации в образовании

XVIII студенческая научная конференция

XIII  международные педагогические чтения

сборник статей и тезисов

Архангельск, 2011

Раздел II , с 112 

Социальное партнёрство как средство социально - личностного развития ребёнка

Социальное партнёрство ДОУ и детской библиотеки в ходе реализации проекта "Мир детских познаний. В гости к Ломоносову"

Сборник посвящён вопросам компетентного подхода в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социальное партнёрство24.19 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ  ПАРТНЁРСТВО ДОУ  И ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ   В  ХОДЕ  РЕАЛИЗАВЦИИ  ПРОЕКТА                                                               «МИР ДЕТСКИХ ПОЗНАНИЙ. В ГОСТИ К ЛОМОНОСОВУ»    

                    Е.К.Савицкая, воспитатель                                                                                    МДОУ №13 «Берёзка»,  г.Новодвинск,                                                                                                                           А.Б.Иванова, библиотекарь                                                                                                                                                                                                     МОУ  ДОД  ДЮЦ «Ровесник»,                                                                      г.Новодвинск  

Непреходящей ценностью во все времена считалось воспитание и образование. «Воспитание  - великое дело: им решается участь человека», писал В. Г. Белинский. Народные сказки, рассказы, стихи, широко используемые в работе с дошкольниками, оказывают на детей своё воспитательное воздействие. Активно используемое художественное слово бесценно влияет на всестороннее развитие ребёнка.  Стихи являются одной из форм познания мира. И как бы ни  менялось наше общество, мы обязаны расширять кругозор детей, овладевать родным языком, активно способствовать использованию в речи языковых средств выразительности, знакомить с русским литературным творчеством.  Взаимодействие открытых структур, таких как детский сад и детская библиотека   помогают решению этих задач. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг», писал В.А. Сухомлинский.

Конституция Российской Федерации определяет основные принципы социального партнёрства в статьях 43 и 44.   Закреплены эти принципы в основе Закона «О библиотекарском деле» от 29.12.94 № 78-ФЗ и Законе «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ в статьях 12,31,32.

 Важной задачей воспитания является поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности. После четырёх лет у ребёнка возникают новые возможности в понимании литературного произведения, т.к. у них расширяется детский жизненный опыт. (1) Поэтическое слово, напевность стихотворной речи, ритмичность способствуют воспитанию художественного вкуса детей. Знакомя дошкольников  с земляком  М.В.Ломоносовым, мы обратились к его литературному творчеству. Помогаем воспринимать поэтическое содержание произведения, специфические особенности  языка того времени когда жил и творил М.В.Ломоносов. Воспитывая  в каждом ребёнке интерес к книге, учим его бережно относиться к ней.

Примечания.

1.Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. СПб.: Акцент,1997. С111, 112.

Работая над стихотворным произведением, учим не только средствам выразительной передачи, но и переносить полученные  знания в сюжетную, театрализованную игру и художественную деятельность.

Цель проекта: Знакомить детей с литературным творчеством М.В.Ломоносова.

 Первые задачи были направлены на партнёрскую работу библиотекаря и воспитателя:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  1. Сбор, обработка и адаптирование материалов литературного наследия М.В.Ломоносова к детям  старшего  дошкольного возраста.
  2. Создание условий для формирования  у детей чувства сопричастности к языковым средствам выразительности М.В. Ломоносова.

Следующие задачи направлены на детей:

  1. Учить понимать авторские средства выразительности.
  2. Развивать творческие способности детей посредством выразительной декламации, пластических этюдов, изобразительных средств.
  3. Пробуждать и развивать интерес к художественной литературе. Уметь получать удовольствие от общения с книгой, с поэзией.
  4. Дать представления о библиотеке, книге как источнике знаний, об общественной значимости труда библиотекаря.

Задачи, направленные на родителей:

  1. Вызвать интерес к литературному творчеству  М.В.Ломоносова.
  2. Сплочению детско-взрослого коллектива группы путём совместного словотворчества.

На базе библиотеки детско-юношеского центра проходила непосредственно образовательная деятельность.  Работа проходила поэтапно:

  1. Подготовительный.

Работа педагога и библиотекаря по подбору и изучению литературы по теме. Разработка  и написание конспектов непосредственно образовательной деятельности. Анкетирование, разработка консультаций для родителей.

  1. Вводный.

Экскурсия в библиотеку.  

  1. Основной.

Знакомство с литературным наследием Ломоносова.

  1. Завершающий.

Проведение викторины для детей. Создание книги детского литературного и художественного творчества « В гостях у Ломоносова»

Основной задачей, проводя анкетирование родителей «домашнее чтение» узнать заинтересованность родителей к приобщению детей к книге, воспитанию потребности и интереса к ней. В результате анкетирования выяснили, что у 100% воспитанников группы есть дома библиотека. Большинство родителей читают детям книги ежедневно – 80%, перед сном читает детям только 20% опрошенных.

В списке любимых книг русские народные сказки: «Маша и медведь», «Кот и лиса»; «Буратино», «Карлик нос», «Три поросёнка»; книге о космосе, динозавров;  стихи С. Маршака.

Недавно прочитанные с детьми  книги без труда смогли вспомнить 40% опрошенных родителей. 60% респондентов отметили, что после прочтения книг обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседует о прочитано всего один из опрошенных родителей.

Большинство родителей не выписывают детские журналы, а покупают их - 80%. Объяснить это можно тем, что в настоящее время издается большое количество доступной литературы (самоделок, раскрасок, книг с заданиями), которые вполне заменяет журналы.

Особый интерес представлял вопрос о литературном творчестве М.В.Ломоносова. Мнение родителей было едино, что Ломоносов очень труден для восприятия школьникам, не говоря уже о дошкольниках. Что читать его детям рано.

Из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко  бывают с детьми в городской детской библиотеке, не знают, что на базе детского юношеского центра есть так же детская библиотека. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об организации  экскурсии в библиотеку ДЮЦ «Ровесник», что послужило совместному созданию проекта « Мир детских познаний. В гости к Ломоносову».

В ходе  реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

1.Непосредственно образовательная деятельность в библиотеке по произведениям М.В.Ломоносова «Мышь некогда…», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Надпись 1 к статуе Петра Великого», «Кузнечик дорогой…». В завершении цикла занятий проведена викторина.

2.Познавательно-речевые игры: «Отыщи картинку», « Стоп, палочка остановись», « Придумай рифму к слову…», «На что это похоже…», «Какое слово потерялось», « Слова – неприятели», «Скажи ласково». Составление описательных загадок и загадок на сравнение.

3.Выразительное чтение полюбившегося стихотворения.

4.Продуктивная деятельность: рисование «Дырки в сыре», «Мышка и сыр», «Северное сияние», «Трава»; мозаика «Конь».

5.Театральная деятельность: этюды «Лошадка», «Сыр», «Север», «В библиотеке»; пантомима «Лошадка», «Мышь», «Вьюга», «Сполохи», «Кузнечик», «Книга».

6. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

7. Ручной труд «Книжкина больница»

8.Фотовыставка « Библиотека. В гостях у Ломоносова»

9.Для родителей: консультации «Семья Ломоносовых», «Литературное творчество земляка»; анкета «Домашнее чтение».

В процессе творческого проекта дети узнали о литературном творчестве  Михаила Васильевича Ломоносова  в многогранном мире искусства, о труде библиотекаря, о ценности книги в жизни каждого человека, получали удовольствие от общения с ней.  Активно участвовали в играх по литературным сюжетам.

Учились понимать и запоминать авторские средства выразительности,  выражать своё отношение к поэзии через художественно-речевое, изобразительное и театральное творчество.

Проект выполнил поставленные задачи. Дети с удовольствием посещали  библиотеку, где  проходила непосредственно образовательная деятельность. На протяжении всего проекта интерес детей не угасал, потребность в активном словотворчестве поддерживалась родителями и увлекала в совместную деятельность с детьми.

Белинский писал, что дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не имеют никакого понятия о сокровищах своей народной поэзии, русской литературе, Петре 1 . Он указывает, что детям надо давать как можно больше общечеловеческого, мирового, но надо знакомить с этим через родные и национальные явления.   Белинский высказывает убеждение, что книги должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон (2).

Творческий альянс библиотекаря и воспитателя явился средством социального, духовно-нравственного и интеллектуального развития всех субъектов воспитательно-образовательного процесса - и детей и взрослых.

Примечания.

2."Русский биографический словарь" rulex.ru

       

 

 

Resource id #4920

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская библиотека в детском саду

В нашем  саду функционировала детская библиотека, которую посещали дети средних, старших и подготовительной к школе групп.Занятия в библиотеке с детьми проводила я,   Гасанова М.Ф., с сентяб...

НОД «Капелька в гостях у ребят» (конспект + презентация) МБДОУ Детский сад «Снежинка» Образовательная область « Познание» (II младшая группа) Воспитатель: Музяева Эльвира Равилевна

Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированный НОД "Капелька в гостях у ребят" для детей 3 лет. Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования....

Проект "Мы вместе" (взаимодействие детского сада с поселковой детской библиотекой)

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Соврем...

Конспект экскурсии в детскую библиотеку «В мире детских книжек»

Задачи:- формировать представления детей о библиотеке;- познакомить с трудом библиотекаря;- воспитывать уважение к труду работников библиотеки;- воспитывать правила культуры поведения в общественных м...

Фотоотчёт по экскурсии в детскую библиотеку по проекту для детей средней группы №5 "В гостях у К.И.Чуковского"

экскурсия с детьми средней круппы №5 в детскую библиотеку по проекту "В гостях у К.И. чуковского...

Развлечение "День детской книги" с использованием детской библиотеки

Сценарий праздника "День детской книги" (2 апреля). Использование библиотеки детского сада....

Творческое взаимодействие детского сада «Ласточка» с детской школой искусств и детской библиотекой с. Тарбагатай . «Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников

В  художественной  мастерской  по изобразительной деятельности, детского сада «Ласточка»  с   участием  педагога  детской школы искусств , воспитанн...