Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мы в Мордовии живем»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Дёмина Ольга Васильевна

методические материалы для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_my_v_mordovii_zhivem.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Мы в Мордовии живем»

Программное содержание:

Расширить и углубить знания детей о достопримечательностях и государственных символах Саранска; продолжать закреплять знания о быте, одежде  и национальной кухне мордвы. Закрепить умение сравнивать, находить различия между городом и деревней. Продолжать учить работать со схемами.

Формировать правила безопасной жизнедеятельности.

Развивать мышление, внимание, речь, память.

Воспитывать любовь к родному городу, положительное отношение к культурному наследию мордовского народа.

Образовательные области: «коммуникативно- личностное развитие», «познавательно-речевое развитие», «художественно- эстетическое развитие», «физическое развитие».

Методические приемы:

Словесный: обобщающая беседа, повторное проговаривание, рассматривание,  вопросы.

Наглядный: предметы быта, интерьера, фотографии.

Игровой: «Кубик – рубик», «Осторожно, огонь», «Горшочек».

Практический: «Собери герб Саранска», «Найди по схеме».

Материалы: изображение герба г. Саранск, куб с изображением памятников на гранях; фотографии с изображения спортивных центров и зданий Саранска.

Раздаточный материал: вырезанные детали герба Саранска для самостоятельной работы.

Предварительная работа:

- разучивание колыбельной песни;

- разучивание пословиц о Родине;

- знакомство с достопримечательностями Саранска

В России средь берёзовых просторов

Полянка есть – Мордовия моя.

Она как песня матери, с которой,

За горы уходили, за моря!

Восп.: О чём это стихотворение?

Реб.: Стихотворение о Мордовии.

Восп.: С чем сравнивается Мордовия?

Реб.: С песней матери.

Восп.: Да, и что Мордовия является частицей нашей большой многонациональной России, где у каждого гражданина есть права. Одно из прав право на жильё. Мы можем выбрать себе место для проживания, решить, где нам жить в городе или деревне.

Восп.: А вы знаете, чем отличается город от деревни?

Реб.: В городах большие многоэтажные дома, в деревне маленькие одноэтажные.

Реб.: В городах много улиц, дорог по которым ездят машины, троллейбусы, автобусы, а в деревне только машины и их мало.

Реб.: в городах есть заводы, фабрики, парки, театры, музеи, а в деревне этого нет…

Восп.: А Саранск это город или деревня?

Реб.: Саранск – город.

Восп.: Правильно. Саранск – город. У него есть свои символы: флаг, герб. Вспомните, пожалуйста, какой герб у Саранска, из предложенного материала выберите нужные детали и сложите герб Саранска.

(Дети садятся за столы.)

Игра «Собери герб Саранска».

Восп.: А теперь посмотрите на картинку с гербом и проверьте, правильно ли вы сложили его.

Восп.: Саранск большой и красивый город, где много улиц, проспектов, площадей. У каждого есть своё название. У каждого дома есть свой номер. Квартиры тоже различаются по номерам. Благодаря этому человек может точно обозначить своё место на Земле, где он живёт. Это обозначение  называется адресом.

Восп.: А вы знаете свой адрес? (Дети называют свои адреса).

Восп.: Назовите адрес нашего детского сада. Для чего нужно знать свой адрес? Ко всем ли людям можно обратиться за помощью?

Восп.: А сейчас я прочитаю предложения, а вы внимательно слушайте, если заметите ошибку, то исправьте.

1. Столица республики Мордовия город Краснослабодск. (Саранск).

2. Самая большая площадь в Саранске Советская.

3. Кукольные спектакли проходят в музыкально-драматическом театре. (В кукольном театре).

4. Памятник погибшим воинам находится на советской площади. (На площади Победы).

5. Саранск самый крупный город в Мордовии.

Восп.: Знаете ли вы достопримечательности нашего города? Проверим это, играя в наш «кубик-рубик». Пройдите, пожалуйста к столу. Вы  бросаете куб и называете, что выпало.

Игра  «Кубик-рубик».

Восп.: Молодцы, вы правильно отвечали. Прошу пройдите к следующему столу. Здесь на фотографиях изображены необычные, красивые здания города Саранска, с которым вы уже знакомы. А сегодня предлагаю всем найти здание по схеме. (Выставляется схема здания, дети ищут изображение здания).

Игра «Найдите по схеме».

Восп.: Здание нашли, идём дальше. На этом стенде фотографии других зданий. В этом году в нашей стране, в городе Сочи проходят зимние Олимпийские игры, где участвуют и наши спортсмены. 7 февраля будет открытие олимпийских игр. Мордовия вырастила олимпийских чемпионов, которые известны всему миру. У нас в детском саду тоже прошли малые олимпийские игры  и самым сильным, быстрым и ловким были вручены медали.

Восп.: Посмотрите, что это за спортивные сооружения?

Дети показывают те спортивные сооружения, которые им знакомы, ответы дополняет воспитатель.

Восп.: В эти спортивные центры люди приходят заниматься спортом. А для чего нужно заниматься спортом? А также приходят в выходные дни отдыхать, покататься на лыжах или посмотреть соревнования спортсменов. А где ещё можно отдыхать в нашем городе?

Реб.: В парке, в музее, в театре.

Восп.: У нас много прекрасных мест отдыха, но надо помнить, что вокруг нас много опасностей. Давайте вспомним правила безопасности в городе.

Реб.: На городских улицах много машин, поэтому переходить дорогу нужно только со взрослыми.

Реб.: Нельзя одному гулять на улице, особенно в тёмное время.

Реб.: С просьбами и вопросами лучше обращаться к милиционеру.

Реб.: Нельзя уходить с незнакомыми людьми, что бы они не обещали и не говорили.

Реб.: Нельзя одному гулять у леса, стройки, гаражей.

Реб.: Опасно входить в подъезд, лифт с незнакомыми людьми.

Реб.: Если кто-то пытается силой увести, надо сопротивляться, кричать: «Я вас не знаю! Отпустите меня!» Если удалось вырваться надо бежать к людям.

Восп.: Ребята, помните эти правила всегда. О каком городе мы с вами говорили? (О Саранске). Когда-то давно Саранск был крепостью, а потом уездным городом. И жизнь наших прабабушек и прадедушек была совсем другой, ни как у нас. Хотите узнать как они жили? Тогда давайте пойдём в хранительнице народных традиций, она расскажет нам.

 - Шумбрачи, эйкакшт!

  -Шумбрачи, инжеть!

  -Я рада вас видеть у себя в гостях. Сегодня мы поговорим с вами о том, как раньше люди жили в нашем крае.

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши прабабушки,  и прадедушки жили в сёлах и деревнях.

Село – по русски, по эрзянски-веле,

И вот уже столетья пролетели,

Но жив народ и радостна земля,

Что этому народу жизнь дала.

  -Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках. Вспомните, какие пословицы мы разучивали на прошлых занятиях.

•        Человек без Родины, что птица без гнезда.

•        Родная земля - родная мать.

•        Каждый дом своего хозяина имеет.

•        Куда иголка туда и нитка.

Мордовские деревни были небольшими, всего в  несколько домов. Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.

- Ребята, как вы думаете, какая опасность подстерегала людей в таких  домах? (быстро возникал пожар, потому  что солома быстро загорается; с одного дома пламя перекидывается на другой дом)

Игра «Осторожно, огонь!»

 - Перед вами 3 дома: у одного  крыша  покрыта соломой, у второго – деревом, а у третьего – железная крыша. Поставьте огонек на тот дом, в котором пожар может загореться быстрее всего.

- Молодцы, ребята!

 -Ребята, раньше в одном доме жило много людей. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых.   В свободное время водили хороводы, веселились,  играли.

Восп: Ребята, а мы с вами тоже умеем играть в мордовские игры.

- А вы знаете мордовскую народную игру «Горшочки»? (да). А давайте  поиграем!

 -А вы знаете, как нужно играть, чтобы игра приносила  радость, а не  синяки  и обиды?

(Правила игры)

(Дети делятся на пары, один из пары горшочек, другой хозяин, тот кто остался без пары, покупатель. Покупатель выбирает себе горшочек и спрашивает у хозяина:

                                           -Продашь свой горшок.

Хозяин отвечает: Продам

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшочка, а остальные считают: вейке (один), кавто (два), колмо (три) чийть (беги). Дети бегут навстречу друг другу. Тот, кто первый прибежит и дотронется до головы горшка, тот и - хозяин, а другой становится покупателем.

 -А сейчас я приглашаю вас пройти в мордовскую старинную избу.  Большое место в избе занимала печь. Она кормила, спасала от холода, избавляла от болезни (хвори). А сколько сказок было рассказано на печи! Недаром говорится: «Печь краса- в доме чудеса»!

Детей в  семье было много. Кроме сказок они любили слушать колыбельные песни.

Восп. Ребята,  мы тоже знаем колыбельную песню. Давайте ее споем.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

  -Вечером зажигались лучины. Это было первым средством освещения избы. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой, для того чтобы пепел не падал на стол и не случился пожар.

На смену лучине пришла свеча. Свечное освещение в деревне не всем было доступно. Свечи долгое время были довольно дорогим удовольствием. Поэтому их зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину. Керосиновые лампы изобрели позднее, когда появился керосин. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и по улице.

 -Вечерами мужчины  плели из лыка  лапти,  подшивали валенки. Женщины ткали полотна для приготовления одежды. Девушки занимались рукоделием: вышивали,  вязали, шили, делали из ниток  кукол  своим  младшим сёстрам.

Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее в сундуках (Эрямо парь).

 В середине избы стоял стол. Посмотрите, какой посудой пользовались наши предки. Она изготавливались из глины, дерева, реже из металла. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало. В этой посуде готовилась традиционная мордовская еда.

-  А  какая самая знаменитая мордовская еда?

Дети: Блины

-  Правильно, мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовят из теста с добавлением пшена и гречки. Пекли блины толстыми и пышными. А какие они вкусные!  Я хочу угостить вас!

-А закончить нашу экскурсию мне хочется такими словами:

Мордовия – часть нашей славной России!

Прекрасная родина светлой мечты,

Не сыщешь нигде в мире края красивей.

Об этом всегда помню я, помни ты.

Используемая литература.

  1. Авдеева Н.Н «Безопасность» -  С.-П. 2002г
  2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» - М. 1998г
  3. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»  - С.-П. 2008г
  4. Коломеец Н.В. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» - Волгоград :2011
  5. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» - М.:2009г.
  6. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» -М.:2009
  7. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы  дошк. образования  О.В. Бурляева и др.  Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
  8. Терехин А.Ф. Терешкин  И.С. Достопримечательности  Мордовии Саранск  Мордов. кн. изд-во,1989.
  9. Валдоня: Программа и метод.  рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия.-Саранск:2001.
  10.  Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М   Авт- сост. Е.Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста» Тема: "Мы - друзья природы"

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста»Тема: "Мы - друзья природы"...

конспект интегрированного занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в страну Рычанию"

« Путешествие в страну Рычанию».Цель: Закрепить материал, изучаемый на занятиях. Создать эмоционально - приподнятое настроение, ощущение радости праздника. Увлечь детей сказочным сюжетом.Задачи:Закреп...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень».

Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»....

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Сарафан для Василисы и рубашка для Ивана»

Интегририрование познавательной и художественно-эстетической деятельности.  Познакомить детей с разнообразием русского костюма. Закреплять  умение   выделять одинаковые детали, раз...

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Радугу спасаем"

Данный материал разработан в соответствии с ФГОС, будет интересен и полезен педагогам детских садов. Увлекательное путешествие в разноцветную страну, интересные задания, желание оказать помощь тому, к...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возрастаТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ И ЛЮБВИ К РОДНЫМ КРАЯМ.Цель: Воспитывать любовь к родному краю, ценить и сохранять ее.Зада...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Мы - жители планеты Земля».

Цели и задачи: -формировать представления о планете Земля и жизни людей на планете;-учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света;-формировать умение ориентир...