Педагогическая идея: Формирование поликультурной компетентности дошкольника в условиях работы ДОУ
статья по теме

Дёмина Ольга Васильевна

методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogichekaya_ideya_formir._polik._kompitentnosti.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование поликультурной компетентности дошкольника в условиях работы  ДОУ.

Актуальность и перспективность опыта.

Приобщение детей к истокам национально-региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребёнка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

Большое внимание уделяется национально – региональному компоненту, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику.

Региональная культура становится первым шагом в освоение богатств мировой культуры, присвоение общечеловеческих ценностей, формировании собственной личности культуры. В последнее время в дошкольном образовании также уделяется большое внимание национально – региональному компоненту.

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения.

Считаю, что передавая знания детям, необходимо учитывать, что эти знания должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев, преумножить и передать их будущим поколениям. Наше будущее зависит оттого, сумеем ли мы восстановить историческую преемственность жизни Мордовии. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий, как долг, честь, совесть, любовь и преданность Родине и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Очень важно это сделать именно в дошкольном возрасте, так как в этот период происходит усвоение социальных норм, моральных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Концептуальность

Основной задачей работы по национально – региональному компоненту, является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа и родному языку. Это направления в работе по национально – региональному компоненту.

Приоритетами в развитии нашего образовательного учреждения считаю:

  • формирование у детей чувства любви к Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
  • пробуждение интереса детей к эрзянскому языку, желание изучать и общаться на нем;
  • формирование представлений о России, как о родной стране и о Мордовии, как о своей малой Родине;
  • воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России и Мордовии;
  • формирование познавательного интереса к окружающей природе: к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству народов, проживающих в Мордовии;
  • формирование чувства сопричастности к достижениям земляков в области культуры, науки, спорта;
  • воспитание гражданско – патриотических чувств.

Основные методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурной компетенции детей – игровые методы и приемы:

Игры: "Старинное-нестаринное", "Чем мы похожи?", "Особенности быта народов России", "Лавка сувениров" и т.д.

  • Сравнение.
  • Вопросы.
  • Сюрпризные моменты.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Заполнение карты.
  • Метод проектов.

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к занятиям и стимулирующим познавательную активность детей.

Теоретическая  база опыта.

За основу в своей работе по национально-региональному компоненту взяла программу А.И.Исайкиной «Обучение мордовским языкам в ДОУ Республики Мордовия». Также использую рекомендации программы «Детство» Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А., и др., программа  и методические рекомендации «Валдоня» которая помогала приобщать детей к культурному наследию родного края. А теперь использую новый примерный региональный модуль  программ О.В. Бурляевой  «Мы в Мордовии живём».

 В практику работы активно внедряется парциальная программа О. Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», активно используется краеведческий материал. Результат такой работы - формирование у дошкольников чувства гордости за принадлежность к мордовской  национальной культуре.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей в моей образовательной работе является приобщение дошкольникам традиции и обычаев  своего народа. Хочется воспитать детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили её, дорожили её прошлым, знали свой мордовский язык, изучали его и общались на нём, исполняли песни мордовских композиторов. Сохранение особенностей характера, которые присуще человеку мордовской культуры. В основе своей она христианская. Её суть – желание активного творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим детям.

Оптимальность и эффективность средств.

При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой обучения и жизнью. В работе с детьми использую следующие методы: наглядный, словесный, практический. Воспитываю чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ. Углубляю представления о родном крае, детям даю элементарные сведения о республике

В кружке  по изучению эрзянского языка «Сяткине» работаю над произношением слов, разучиванием  с детьми песен и стихов  на эрзянском языке.

Закрепление изученного происходит в процессе обучения с детьми в свободное время, во время праздников, утренников, развлечений. Участие детей в народных играх позволяет им через игровое общение, усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

Реализовываю эти идеи через весь воспитательно – образовательный процесс, через все формы работы с детьми.

Результативность опыта

Результативность моей работы проявляется в участии детей в конкурсах и мероприятиях  различного уровня.

год

Муниципальный уровень

Республиканский уровень

Российский и международный уровень

2011

Республиканский праздник «Шумбрат, Мордовия»

2013

Межрегиональный конкурс чтецов на мордовском языке «Тирень – тядень кель»

2013

Городской конкурс

Лучший эскиз костюма «Костюм девушки эрзянки»

2010

Городской конкурс  на лучшую куклу в национальном костюме народов Поволжья «Дружные соседи» Башкортастан.

Возможность тиражирования. Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на научно – практических педагогических конференциях  различного уровня, проведении открытых занятий, публикациях,  а также участии в конкурсах.

Сайт Деминой Ольги Васильевны, воспитателя:

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками.

1. «Национальный колорит прививаем с детства» - консультация для родителей».

2. «Особенности интеграции национального – регионального компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»- консультация для педагогов.

3. «Этнокультурное  образование в дошкольном образовательном учреждении»- выступление на конференции.

4. «Приобщение детей к народным традициям» - консультация для родителей.

5. «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников»- выступление на конференции.

6. «Путешествие по родному краю» - НОД с детьми среднего дошкольного возраста.

7. «Использование национальных традиций в практике  работы кружка «Сяткине».- консультация для педагогов.

8. «Мы в Мордовии живем!» - интегрированная  НОД с детьми старшего дошкольного возраста.

9. «Светофор для Буратино» - обучение детей среднего дошкольного  возраста правилам дорожного движения.

10. «Роль кружковой работы в знакомстве детей с традициями мордовского народа» - выступление на конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».

Педагогическая  идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....

Формирование поликультурной компетентности педагогов и родителей в условиях ДОУ (из опыта работы).

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитани...

Статья на тему: Педагогические основы формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС в ДОУ.

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Нашим детям в современном мире приходится расти и развивать...

Для родителей "Формирования читательской компетентности дошкольников, как условие развития функционально грамотной личности»

Читательская компетентность детей дошкольного возраста - это совокупность умений и навыков, отражающих готовность восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщен...

Педагогический проект «Формирование этнокультурной компетентности дошкольников»

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творче...