Формирование поликультурной компетентности педагогов и родителей в условиях ДОУ (из опыта работы).
статья на тему

Алеева Эрика Сергеевна

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики. В качестве ведущего средства формирования базовых  основ поликультурной компетентности  может выступать проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Алеева Эрика Сергеевна                                воспитатель, МБДОУ детский сад № 35

Формирование поликультурной компетентности педагогов и родителей в условиях ДОУ (из опыта работы).                                                 Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.                        В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» обозначены приоритетные цели и задачи образования, среди которых воспитание граждан, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.                                                        Культура воспринимается и осваивается каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности. Каждому народу присуща своя культура, имеющая отличительные признаки и способы передачи культурного опыта от поколения к поколению.    А.Э. Измайлов, отмечает, что необходимо учить народ, молодежь, культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт.                                                         В современном многонациональном обществе особое место занимает  понятие поликультурная компетентность. Рассмотрев трактовку понятия «поликультурная компетентность» таких авторов как: Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, А.Б. Афанасьева и др.    можно сделать вывод, что поликультурная компетентность, прежде всего, включает в себя готовность изучать многообразие культур с целью мирного существования в полиэтнической среде.                                                                                                Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта является учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Для формирования поликультурного образования детей, прежде всего, необходимо формирование поликультурной компетентности у педагогов и родителей.                                                                                                          Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Сотрудничество с родителями для достижения задач по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью образовательной деятельности дошкольного учреждения.                        Взрослые и дети в нашем учреждении это многонациональный коллектив (украинцы, немцы, русские, татары, узбеки, буряты). Каждый ребенок и родитель являются уникальными представителями своей культуры, и воспитатель выступает в роли посредника между культурами разных народов, организатором межкультурной коммуникации, а это уже предполагает наличие поликультурного пространства.                                                                        В связи с этим, у нас возникла потребность разработки системы мероприятий по развитию поликультурной компетентности родителей и педагогов.                                                                                                Цель нашей работы предполагала создание условий для формирования поликультурной компетентности педагогов и родителей  в условиях детского сада.                                                                                                        Задачи:                                                                                                1.Отбор методов и приемов, позволяющих эффективно выстраивать образовательный процесс в поликультурной среде детского сада.                                                                                             2. Сформировать положительную мотивацию педагогов и родителей к овладению поликультурной грамотностью.                                                         Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания должно строиться под девизом: «Все друг другу мы нужны».                                                                 В качестве ведущего средства формирования базовых  основ поликультурной компетентности  может выступать проектная деятельность. Преимущества проектной деятельности состоит в возможности не только формировать систему представлений об эффективных способах взаимодействия представителей различных национальностей, но и создать систему условий, обеспечивающих погружение в межнациональную среду, совместное проживание культурных традиций, запечатление произведений национального искусства, создание колорита бытийного пребывания,  силами педагогов и родителей.                                                                                         Педагогами нашего учреждения  были разработаны следующие проекты:          Проект «Фамилия», цель которого возрождение духовных ценностей семьи, где педагоги и родители представили историю своей семьи и того края, где проживали их предки, рассказывали легенды семьи, оформляли фотоколлажи.  С большой любовью и интересом педагоги совместно с родителями организуют видео и фоторепортажи из семей. Это помогает больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах и праздниках,  поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках.                                 В  проекте  «Этноэкологические семейные традиции Байкальского региона» решалась проблема возрождения семейных традиций народов Прибайкалья, формирование неразрывной связи между поколениями, как необходимого условия развития человеческой культуры.  Интересно проводились такие формы работы, как выставка предметов национального быта русского и бурятского, конкурсы поделок, изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа  - это способствовало сплочению семьи, так как в процесс вовлекались все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, также закрепились знания о родном крае.                                                                                                В рамках проекта «Секреты национальной кухни»  родители и педагоги представляли различные национальные кушанья, делились рецептами и секретами приготовления, дегустировали блюда. Здесь были представлены блюда разных национальностей и узбекский плов, и татарский «чак-чак», русские блины, казахский «бешбармак» и многие другие.

По инициативе одной  мамы хореографа появился проект «Круговые танцы народов мира», который позволил через круговой танец изучить географию, историю, мифологию и традиции народов мира У разных народов шаги танцев часто похожи и складывается впечатление, что на планете был единый язык круга, некая общность человеческих проявлений, заложенная самой Природой, и к которой мы возвращаемся, оказавшись в танцевальном кругу. Бурятский «Ёхор», азербайджанский «Халай», грузинский «Хоруми», русский хоровод, греческий «Сиртаки», молдавская «Хора» - отображение души народа, это передача  мудрости опыта предков, путешествие по разным странам и культурам. Результатами данного проекта стали: мастер–класс, где  участники на практике исполнили круговой  танец и  игра-викторина «Круговые танцы народов мира», которая продемонстрировала теоретические познания родителей в области танца разных народов.                                Родители наших воспитанников – это единомышленники, которые не только поддерживают нашу деятельность, но и сами идут к нам с предложениями и идеями.  

Опыт работы позволяет сделать вывод: взаимодействие ДОУ с родителями, объединение сил и сотрудничество,  дают положительный  результат в таком важном деле, как воспитание национального самосознания.        Практика показала, что объединенные усилия педагогов и родителей по вопросам поликультурного образования  в дальнейшем способствуют решению важной задачи современности –  воспитания гражданина с чувством национальной гордости, гражданского долга и ответственности с чувством патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по работе с семьёй в условиях клубного движения"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по работе с семьёй в условиях семейного и родительского клубов на этапе перехода к ФГОС ДО....

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...

Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педа...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Доклад на тему: "Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе"

Современное поликультурное воспитание в нашем саду занимает очень важную роль, поскольку позволяет сформировать в воспитанниках правильное отношение к этнокультурной действительности, делает их компет...