Конспект занятия «Приметы весны»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Боровская Вера Борисовна

Конспект занятия  кружковой работы по программе «Народная культура»  для детей 5-7 лет. Тема - «Приметы весны»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primety_vesny_starshaya_gruppa.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  кружковой работы

по программе «Народная культура»

 для детей 5-7 лет

«Приметы весны»

Цель: Развивать память, внимание, мышление.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с народными праздниками и обычаями и связанными с ними обрядами. Познакомить с весенними приметами.
  1. Закрепить знания о перелетных птицах, заклички.
  1. Учить  отгадывать загадки,  закрепить умение  классифицировать,  сравнивать  и обобщать свои знания.
  1. Развивать ручную умелость, закрепить умение вырезать по линии.
  1. Воспитывать умение выполнять задание   коллективно, доставлять радость другим, развивать сотрудничество.

Материал: Элемент костюма хозяйки, дидактическая игра «Когда это бывает?», картинки -перелетные птицы, «ручеек», заготовки для «птиц»- ножницы, трафареты птиц, сложенные гармошкой «крылья».

Хозяйка.- Добрый день, детушки - касатушки! Рада видеть вас в моей светелке. Проходите, не стесняйтесь, по удобней располагайтесь! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Красному гостю - красное место, гостям - почет, хозяевам - уважение! Сядем рядком да поговорим ладком! Вот и пришла долгожданная весна, удивительное время года. Казалось, что все в природе умерло: и деревья, и трава, и цветы, и букашки. Но каждый год природа оживает, возрождается. Хотя на улице еще много снега, но на календаре - первый весенний месяц март. В воздухе пахнет весной. День стал длиннее, а ночь - короче. Я для вас приготовила новые загадки.

  • «Была белая, седая, пришла зеленая, молодая» (Весна).
  • «Шагает красавица, легко земли касается. Идет на поле, на реку и по снежку, и по цветку».

-        Объясните, как вы догадались!

-        У меня есть игра «Когда это бывает?» Здесь картинки о всех временах года, надо только разобрать их.

Педагог предлагает 4 детям выбрать свое время года, остальные дети распределяются по желанию. По окончании выбранные дети обобщают результаты работы подгруппы.

  • Каждое время года несет свои забавы. Расскажите, за что вам нравится зима (весна, лето, осень). Начните свой ответ так: «Мне нравится зима, потому что...»
  • Всю зиму в лесу не было слышно птичьих голосов. Изредка слышалось карканье кого? Ворон. Галдеж кого? Галок. Дробь по деревьям ...дятлов. Свист кого? Синичек. Чириканье кого? Воробьев. А где были остальные птицы?

-        Игра «Летают - не летают» с движениями.

-        В старину-то мало было ученых. Зато простой народ много наблюдал, замечал, свои знания в песенках и поговорках детям передавал. Раньше верили, чтобы весна пришла скорее, надо позвать, покликать солнышко. Давайте вместе покличем солнышко, чтобы оно снег растопило, землю согрело, чтобы поскорее травка появилась!

•        Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, красное, нарядись! (Хором, подгруппами, индивидуально).

-        Скоро настанет чудесное природное явление. День будет равен ночи. Это явление называется «весеннее равноденствие». В старину в этот день отмечался праздник Сороки. Даже были такие пословицы.

  • На Сороки день с ночью меряются.
  • На  Сороки  зима  кончается,  весна  начинается.   (Заучить  пословицы  подгруппами   и индивидуально).

-        Раньше люди замечали, как будут птицы из далеких краев возвращаться, так и наступит зиме конец, словно птицы приносят с собой весну. Откуда птицы знают, когда надо возвращаться, до сих пор ученые не знают. Но так бывает каждый год. Первыми всегда прилетают грачи, жаворонки, скворцы, ласточки, кулики. (Показать картинки, найти сходство и различия у этих птиц). Первых перелетных птиц называли «вестовыми». Кто знает, что означает слово «весть», «весточка»?

-        Хотите узнать, как в старину взрослые и дети праздновали Сороки? Тогда спрашивайте!

  • Во всех домах на Сороки женщины пекли из теста булочки, похожие на птиц, и раздавали их детям. Кто, громче и звонче ребят, мог покликать птиц? Никто. Ребята насаживали испеченных птиц на длинные палки, выбегали на пригорки и что есть мочи кричали заклички.
  • Кто помнит, как в старину закликали птиц?

  • Жаворонки, жаворонушки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите! Нам зима-то надоела, весь хлеб у нас поела!
  • Ой, вы, жаворонушки, летите в поле, несите здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье - человечье.
  • Чок-чок- чок, прилети куличок! Принеси весну на своем хвосту!
  • Ой, кулики, жаворонушки, прилетайте к нам в свои домушки! Летел кулик из-за моря, принес кулик 9 замков.

Кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну, тепло летечко!

-        В народе сложились такие приметы про вестовых птиц:

  • Увидел грача - весну встречай!
  • Увидел скворца - весна у крыльца!

-        А потом дети играли в различные игры. Например, «Ручеек».

Описание игры. На полу выкладывается ручеек. Дети встают друг за другом, обхватив руками. Спев песенку, дети перепрыгивают через ручеек.

•        Разлился родничок, золотой рожок, у-ух! Разлился ключевой, белый, снеговой, у-ух!

По мхам, по болотам, по гнилым колодам, у-ух!

-        Кто помнит, как из бумаги сделать птиц?

(Надо вырезать по линии птичку и вставить крылышки. Останется нарисовать глазик и клювик). Дети приглашаются в СТР и делают птиц или делают их в группе.

-        Что вы сделаете с этими птицами? Хозяйка. - Какие приметы у весны?

  • На Сороки день с ночью меряются.
  • На Сороки зима кончается, весна начинается.
  • Увидел грача - весну встречай!
  • Увидел скворца - весна у крыльца!

Хозяйка - Пришла пора нам прощаться, вам в группу возвращаться, мне за дела приниматься. Домом жить - не развеся уши ходить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Приметы зимы и весны"

Конспект занятия "Приметы зимы и весны"...

конспект занятия : "Приметы весны"

конспект занятия Приметы весны...

открытое занятие "Приметы весны"

открытое занятие "Приметы весны"...

Конспект логопедического занятия «Приметы весны. Перелетные птицы»

Конспект логопедического занятияс детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи«Приметы весны. Перелетные птицы»...

Конспект занятия "Приметы весны"

Занятие по развитию речи в подготовительной группе направлено на активизацию образной лексики в речи детей....

Конспект занятия "Приметы весны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной  группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития по теме : «Признаки весны»Уча...